Дело № 33-3320/2011 Докладчик Судакова Р.Е.
Судья Овчинникова М.С.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
и судей Самылова Ю.В. и Сергеево й С.М.,
при секретаре Берченёвой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 27 сентября 2011 года дело по кассационной жалобе представителя заявителя Шмелевой Л.Е. - Евсеевой Е.В. на основании доверенности, на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 08 августа 2011 года, которым постановлено:
Заявленные Шмелевой Л.Е. требования о признании недействительным и не действующим с момента издания постановления администрации г. Коврова от 22 июня 2011 года № 1303 «О переводе жилого помещения в нежилое помещение» оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Судаковой Р.Е., судебная коллегия,
У с т а н о в и л а:
Шмелева Л.Е. обратилась в суд с указанным выше требованием. В обоснование пояснила, что является собственником жилого помещения **** в многоквартирном ****, расположенном по адресу: ****. Постановлением главы г. Коврова от 22 июня 2011 года № 1303 собственнику жилого помещения **** в указанном доме (Соколовой Г.Л.) разрешен его перевод в нежилое, с дальнейшим использованием в качестве магазина промышленных товаров. Указала на то, что доступ к помещению Соколовой Г.Л. будет производиться путем установления самостоятельного входа и тем самым затронет земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом. В связи с чем, в данном случае требуется согласие собственников жилых помещений дома на перевод помещения в нежилое.
Однако в нарушение требований Жилищного кодекса РФ с жильцами дома каких-либо согласований, в части изменения режима использования, принадлежащего Соколовой Г.Л. помещения, не производилось. По данному факту заявитель обращалась в администрацию г. Коврова, но получила ответ, из которого следует, что согласия других собственников жилых помещений в доме на перевод помещения в нежилое не требуется.
Пояснила также, что общим собранием собственников помещений от 11 июля 2011 года принято решение об отказе в реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), с использованием земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Считает оспариваемое постановление незаконным, наущающим ее права и законные интересы как собственника помещения в многоквартирном доме.
Заявитель Шмелева Л.Е. и ее представитель Углов А.А. поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица – администрации г. Коврова Карпихина Е.В. с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила суду, что порядок перевода жилого помещения в нежилое установлен ст. 23 Жилищного кодекса РФ и ст. 35 Правил землепользования и застройки г. Коврова. В соответствии с указанными актами следует представить: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение; план переводимого помещения с его техническим описанием (технический паспорт жилого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и перепланировки переводимого помещения. Указанный пакет документов был представлен Соколовой Г.Л. в связи с чем, помещение переведено в нежилое. Считает, что согласия собственников помещений в многоквартирном **** в **** на перевод помещения Соколовой Г.Л. в нежилое, в данном случае не требуется, поскольку земельный участок под домом не поставлен на кадастровый учет и в общую собственность собственников помещений в многоквартирном доме не передан.
Заинтересованное лицо Соколова Г.Л. заявленные требования полагала необоснованными. Указала, что основания для согласования перевода принадлежащего ей помещения в нежилое с другими собственниками помещений в многоквартирном **** в **** отсутствуют.
Заинтересованное лицо Якименко Л.В., извещенная о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась. Ранее суду пояснила, что жители дома против перевода жилого помещения Соколовой Г.Л. в нежилое и использование его в качестве магазина промышленных товаров.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как постановленного с нарушением норм материального права.
Кассационное рассмотрение проведено без участия заинтересованных лиц Соколовой Г.Л. и Якименко Л.В., которые извещены о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 93, 94), в соответствии с требованиями части 2 ст. 354 ГПК РФ, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения заявителя Шмелевой Л.Е. и ее представителя Федотова А.А., представителя заинтересованного лица – администрации г. Коврова Овчинниковой Л.В., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены решения суда первой инстанции в кассационном порядке предусмотрены статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ни одно из которых не установлено судебной коллегией при рассмотрении данного дела.
Как видно из материалов дела заявление подано в суд в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) необходимо наличие совокупности двух оснований: несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и свобод заявителя. Отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое, а также отказ в таком переводе установлены Жилищным кодексом Российской Федерации (статьи 22 - 24).
В силу ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми. Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Часть 2 статьи 23 ЖК РФ устанавливает перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое помещение, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод. Указанной правовой нормой предусмотрено, что для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник жилого помещения предоставляет по месту жительства в орган осуществляющий перевод, следующие документы: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
В силу пунктов 1, 3 части 1 статьи 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое допускается в случае непредставления определенных частью 2 статьи 23 данного Кодекса документов и несоблюдения предусмотренных статьей 22 данного Кодекса условий перевода помещений соответственно.
Таким образом, при соответствии пакета документов, представленного для перевода помещения в нежилое, требованиям, указанным в Жилищном кодексе РФ, а также соблюдении условий перевода помещения, основания для отказа в таком переводе отсутствуют.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, Соколова Г.Л. являясь собственником жилого помещения – **** многоквартирном **** в ****, обратилась в администрацию г. Коврова с заявлением о переводе указанного помещения в нежилое.
Представленный Соколовой Г.Л. пакет документов соответствовал требованиям, указанным в ст. 22-23 ЖК РФ.
22 июня 2011 года главой города Коврова принято постановление № 1303 «О переводе жилого помещения в нежилое помещение», которым постановлено перевести жилое помещение **** в ****, находящееся в собственности Соколовой Г.Л. в нежилое помещение с дальнейшим использованием в качестве промтоварного магазина.
Таким образом, учитывая, что основания для отказа в удовлетворении заявления Соколовой Г.Л. о переводе помещения в нежилое, установленные Жилищным кодексом РФ, отсутствовали, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии принятого главой г. Коврова постановления от 22 июня 2011 года № 1303 требованиям жилищного законодательства.
Перечень имущества, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, установлен ст. 36 ЖК РФ. В частности в него входит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Условия и порядок перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме установлены ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Частями 3 и 4 указанной нормы определено, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, до момента формирования земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в порядке, установленном действующим законодательством, он не входит в состав общего имущества многоквартирного дома и его использование не требует согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 40 ЖК РФ).
Судом установлено, что земельный участок под многоквартирным домом **** по **** в **** на кадастровом учете не стоит.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что земельный участок под многоквартирным домом **** по **** в **** на момент принятия оспариваемого постановления, не входил в общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
При указанных обстоятельствах, оспариваемое Шмелевой Л.Е. постановление от 22 июня 2011 года № 1303 ее прав и законных интересов как собственника жилого помещения в многоквартирном доме не нарушает.
Учитывая, что обстоятельств, с которыми действующее законодательство связывает незаконность оспариваемого постановления администрации г. Коврова от 22 июня 2011 года № 1303 «О переводе жилого помещения в нежилое помещение» не установлено, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления Шмелевой Л.Е.
Доводы жалобы аналогичны позиции заявителя и ее представителей в суде первой инстанции, оценка которым дана судом с учетом обстоятельств дела и требований действующего законодательства. По существу, выражая несогласие с выводами суда, они их не опровергают и сводятся к ошибочному толкованию норм права.
Иных правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь п.1 ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ковровского городского суда Владимирской области от 08 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя заявителя Шмелевой Л.Е. - Евсеевой Е.В. – без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи С.М. Сергеева
Ю.В. Самылов