Определение № 33-3666/2011 по кассационной жалобе главы МО Колокшанское ссельское поселение Собинского района Владимирской области Чугунова В.Н.



Дело №33-3666/2011 год                Докладчик Сергеева С.М.

Судья Зеленова Л.А.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.

и судей Сергеевой С.М. и Гришиной Г.Н.

при секретаре Киселёвой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 01 ноября 2011 г. дело по кассационной жалобе главы администрации Муниципального образования Колокшанское сельское поселение Собинского района Владимирской области Чугунова В.Н. на решение Собинского городского суда Владимирской области от 21 сентября 2011 г., которым постановлено:

Исковые требования Владимирского природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Муниципального образования Колокшанское сельское поселение Собинского района Владимирской области в срок до **** ликвидировать несанкционированные места складирования отходов, организовав вывоз всех отходов производства и потребления с указанных несанкционированных мест размещения отходов:

-вдоль дороги от трассы Москва - Нижний Новгород до д. Одерихино: многочисленные вывалы твердых бытовых отходов, координаты места складирования 56о 04’ 48” СШ 40о 10’ 16” ВД. Площадь вывала 500 м., объем отходов 15м3;

-на площадке у летней дойки у д. Одерихино, координаты места складирования 56о 05’ 08” СШ 40о 11’ 01” ВД. Площадь вывала 200 м2, объем отходов 50 м3;

-на въезде в д. Одерихино, координаты места складирования 56о 05’ 45” СШ 40о 10’ 14” ВД. Площадь вывала 500 м2, объем отходов 75 м3;

-в 300 м. на восток от посёлочной дороги с трассы Москва – Нижний Новгород в д. Парфентьево, координаты места складирования 56о 04’ 05” СШ 40о 09’ 32” ВД. Площадь вывала 10000 м2, объем отходов 50 м3;

-у д. Парфентьево вдоль забора садоводческого товарищества, координаты места складирования 56о 03’ 38” СШ 40о 09’ 11” ВД. Площадь вывала 200 м2, объем отходов 100 м3;

-в 500 м. на юг от железнодорожного моста через р. Колокша по дороге на ст. Колокша, координаты места складирования 56о 03’ 03” СШ 40о 08’ 59” ВД. Площадь вывала 1000 м2, объем отходов 200 м3.

    Заслушав доклад судьи Сергеевой С.М., объяснения главы администрации Муниципального образования Колокшанское сельское поселение Чугунова В.Н., возражения на жалобу помощника Владимирского природоохранного прокурора Логиновой Т.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

    Владимирский природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования Колокшанское сельское поселение Собинского района об обязании ликвидировать несанкционированные места складирования отходов.

В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства при организации процесса сбора и вывоза отходов производства и потребления с территории МО Колокшанское сельское поселение Собинского района Владимирской области. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства на территории сельского поселения имеются места складирования отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, это места:

    -вдоль дороги от трассы Москва - Нижний Новгород до д. Одерихино: многочисленные вывалы твердых бытовых отходов, координаты места складирования 56о 04’ 48” СШ 40о 10’ 16” ВД. Площадь вывала 500 м., объем отходов 15м3;

-на площадке у летней дойки у д. Одерихино, координаты места складирования 56о 05’ 08” СШ 40о 11’ 01” ВД. Площадь вывала 200 м2, объем отходов 50 м3;

-на въезде в д. Одерихино, координаты места складирования 56о 05’ 45” СШ 40о 10’ 14” ВД. Площадь вывала 500 м2, объем отходов 75 м3;

-у дороги из д. Одерихино в д. Бабаево, координаты места складирования 56о 06’ 17” СШ 40о 09’ 39” ВД. Площадь вывала 50 м2, объем отходов 10 м3;

-в 300 м. на восток от просёлочной дороги с трассы Москва – Нижний Новгород в д. Парфентьево, координаты места складирования 56о 04’ 05” СШ 40о 09’ 32” ВД. Площадь вывала 10000 м2, объем отходов 50 м3;

-у д. Парфентьево вдоль забора садоводческого товарищества, координаты места складирования 56о 03’ 38” СШ 40о 09’ 11” ВД. Площадь вывала 200 м2, объем отходов 100 м3;

-в 500 м. на юг от железнодорожного моста через р. Колокша по дороге на ст. Колокша, координаты места складирования 56о 03’ 03” СШ 40о 08’ 59” ВД. Площадь вывала 1000 м2, объем отходов 200 м3.

Какие-либо разрешительные документы на складирование отходов в указанных местах отсутствуют, в связи с чем указанные места размещения отходов подлежат ликвидации.

Организация сбора и вывоза бытовых отходов отнесена федеральным законом к полномочиям органов местного самоуправления, в связи с чем прокурор просил обязать администрацию муниципального образования в срок до **** организовать вывоз всех отходов производства и потребления с указанных выше мест.

В судебном заседании помощник прокурора Логинова Т.Н. уточнила иск в части количества мест, исключила из объема требований место складирования отходов у дороги из д. Одерихино в д. Бабаево, в остальной части поддержала заявленные требования. Пояснила суду, что на территории МО Колокшанское сельское поселение расположено пятнадцать населенных пунктов, вывоз из них бытовых отходов не организован, население вынуждено складировать отходы в непредназначенных для этих целей местах, нарушая санитарно-эпидемиологический режим, причиняя вред окружающей среде. Производственных отходов на указанных местах свалок не обнаружено. **** природоохранным прокурором внесено представление ответчику об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, получен ответ о принятых мерах, фактически же указанные в представлении места складирования отходов не ликвидированы, вывоз отходов производства и потребления от населения не организован, за исключением д. Рукав.

Представитель ответчика Чугунов В.Н. – глава администрации МО Колокшанское сельское поселение заявленные требования не признал, пояснил суду, что изложенная в исковых требованиях прокурора информация не соответствует ситуации на день рассмотрения спора. Администрацией приняты меры по организации вывоза бытовых отходов от всех населенных пунктов, указанный вопрос рассмотрен на сессии сельского Совета с приглашением руководителей организаций и предприятий. На день рассмотрения спора ликвидированы несанкционированные свалки на въезде в д. Одерихино, у д. Парфентьево вдоль забора СНТ, по дороге на ст. Колокша, о чем имеются акты и фотографии указанных мест. Не ликвидированы свалки у летней дойки в д. Одерихино, у д. Одерихино по трассе и у д. Парфентьево. Администрация сельского поселения не располагает достаточными финансовыми средствами для оплаты работ по уборке всех указанных в иске мест. Собственники указанных земельных участков "С" и "П" также в силу ст. 13 ЗК РФ обязаны защищать принадлежащие им земельные участки от захламления. Кроме того, выявлены факты вывала бытового мусора на участке летней дойки около д. Одерихино "Г", по которым не принимается мер уполномоченными органами и прокурором.

Представитель истца дополнительно пояснила, что сведения ответчика о ликвидации части свалок проверены, ни одна из свалок не ликвидирована полностью, следы уборки имеются. В соответствии с полученной от "У" информацией договоры на вывоз отходов заключены с **** года по д. Парфентьево и п. Колокша, с **** года по д. Одерихино и д. Семеновское, в остальных населенных пунктах указанные мероприятия не организованы, в связи с чем население вынуждено складировать отходы в прежних местах. Ответчиком не представлено надлежащих доказательств выполнения работ, оплаты за выполнение работы, в связи с чем определить объем проведенных работ не представляется возможным.

Представитель третьего лица-Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть иск в его отсутствие.

Представитель СПК «Стародворский» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть иск в его отсутствие, представил суду информацию об отсутствии в собственности у СПК земель на территории МО Колокшанское сельское поселение.

Судом постановлено указанное выше решение.

Главой Муниципального образования Колокшанское сельского поселения Собинского района Владимирской области Чугуновым В.Н. принесена кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения, как постановленного с нарушением норм материального права, также ответчик указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статья 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ устанавливает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов, порядок сбора отходов определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Статьей 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.

В соответствии со ст. 22 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»- способы хранения и захоронения отходов производства и потребления должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

**** Владимирской природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства при организации процесса сбора и вывоза отходов производства и потребления с территории МО Колокшанское сельское поселение Собинского района Владимирской области, в ходе которой установлено, что администрацией МО Колокшанское сельское поселение Собинского района Владимирской области требования природоохранного законодательства не соблюдаются.

На территории МО Колокшанское сельское поселение Собинского района Владимирской области не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза отходов, что привело к образованию несанкционированных мест складирования отходов.

**** природоохранным прокурором внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства в отношении главы Колокшанского сельского поселения Собинского района Владимирской области Чугунова В.Н.

Надлежащих доказательств выполнения требования прокурора о ликвидации обнаруженных мест складирования отходов ответчиком не представлено.

Представленные в суд первой инстанции акты, обосновано не приняты судом в качестве доказательств выполнения требований прокурора, поскольку указанные акты составлены в одностороннем порядке сотрудниками администрации, не подтверждены документально, отсутствуют сведения об исполнителях, расчетах за выполненные работы.

Судом установлено, что вывоз ТБО на территории Колокшанского сельского поселения организован из пяти населенных пунктов, с **** года.

Суд пришел к правильному выводу о том, что до указанного времени население этих пунктов не имело возможности избавится от бытовых отходов, а население оставшихся пяти населенных пунктов не имело такой возможности и на день рассмотрения спора.

При таких обстоятельствах довод представителя ответчика о происхождении стихийных свалок за счет других источников, помимо населения округа судом правильно признан несостоятельным.

В силу ст. 13 Земельного кодекса РФ на собственниках земельных участков, в числе прочих, лежит обязанность по защите земель от захламления отходами производства и потребления.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного самоуправления.

Эти же положения закреплены и в ч.1 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ.

    Согласно ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно положениям Устава МО Колокшанское сельское поселение Собинского района Владимирской области организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения муниципального образования и входит в ведение администрации муниципального образования.

Судом установлено, что разрешительные документы на указанные в иске места размещения отходов отсутствуют, в государственный реестр объектов размещения отходов они не внесены.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что указанные места размещения отходов являются незаконными и подлежат ликвидации, является правильным.

Довод ответчика о том, что обязанность по уборке мусора на частных землях лежит на собственниках этих земельных участков является несостоятельным, поскольку п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Таким образом, организация сбора и вывоза отходов и мусора на территории всего муниципального образования является обязанностью администрации Колокшанского сельского поселения.

Удовлетворяя исковые требования Владимирского природоохранного прокурора, суд обоснованно возложил обязанность по ликвидации несанкционированных мест складирования отходов на ответчика и с учетом объема работ установил срок исполнения до ****

Судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен закон.

Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения, поскольку они были предметом исследования в суде первой инстанции, и им дана оценка.

С учётом изложенного судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

    Решение Собинского городского суда Владимирской области от 21 сентября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу главы Муниципального образования Колокшанское сельское поселение Собинского района Владимирской области Чугунова В.Н.- без удовлетворения.

Председательствующий                        Р.Е. Судакова

Судьи                                    С.М. Сергеева

                                                                                                     Г.Н. Гришина