определение № 33-3557/2011 от 18.10.2011 года по кассационной жалобе представителя Перминова Д.Ф. по доверенности - Клочок Т.Д. на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 14 сентября 2011 года



Дело № 33-3557/2011 Докладчик: Судакова Р.Е.

Судья: Шелутинская Л.В.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.,

и судей Сергеевой С.М., Гришиной Г.Н.

при секретаре Берченёвой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире                                       18 октября 2011 года дело по кассационной жалобе представителя Перминова Д.Ф. по доверенности - Клочок Т.Д. на решение Ковровского городского суда Владимирской области от14 сентября 2011 года, которым постановлено:

заявление Перминова Д.Ф. о признании незаконным постановление администрации города Коврова № **** от **** года о постановке Перминова Д.Ф. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с **** года, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с **** года оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Судаковой Р.Е., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Перминов Д.Ф. обратился в суд ( с учетом уточнений) о признании незаконным постановление администрации города Коврова № **** от **** года о постановке Перминова Д.Ф. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с **** года, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с **** года. В обоснование данного заявления, указал, что является участником Великой Отечественной войны. Решением Ковровского городского суда от **** года, вступившим в законную силу **** года, Перминов Д.Ф. признан нуждающимся в жилом помещении. Как пояснил заявитель, администрация города Коврова отказывала ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по надуманным основаниям.

Также решением Ковровского городского суда от **** года, вступившим в законную силу **** года, признано незаконным бездействие администрации г. Коврова, выразившееся в не постановке Перминова Д.Ф. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и не включении сведений о нём в список получателей субсидий, возложена обязанность на администрацию города Коврова поставить Перминова Д.Ф. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Однако администрация г. Коврова поставила Перминова Д.Ф. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с **** года, а не с даты признания заявителя таковым решением Ковровского городского суда от                           **** года, вступившим в законную силу **** года. По мнению заявителя, данное обстоятельство нарушает его право на своевременное получение субсидии, поскольку из - за недостаточного финансирования, субсидия выплачивается в порядке постановки на учет.

В судебном заседании представитель Перминова Д.Ф. -                                      Клочок Т.Д. поддержала уточненные заявленные требования в полном объеме, указав, что обжалуемое постановление нарушает право Перминова Д.Ф. на получение субсидии в **** году, поскольку из-за недостаточного финансирования планируется завершить выплату субсидий ветеранам ВОВ, принятых на учет в **** году. Клочок Т.Д. считает, что администрация города должна принять                  Перминова Д.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с даты возникновения такого права - **** года.

Представитель заинтересованного лица администрация г. Коврова Овчинникова Л.В. заявленные требования не поддержала, в обоснование возражений указав на отсутствие нарушений прав заявителя обжалуемым постановлением и принятие Перминова Д.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с действующим законодательством, а также невозможность постановки на данный учет в предыдущий период. Кроме того, указала на то, что решение суда, явившееся основанием для постановки             Перминова Д.Ф. на учет, не связывает обязанность администрации города Коврова поставить заявителя на учет с какой - либо датой. Пояснила, что согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон Российской Федерации от                           12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» Федеральным законом № 327 - ФЗ от                  21 декабря 2009 года, обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилых помещениях, предусматривается вне зависимости от даты постановки на учет.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель заявителя Перминова Д.Ф. -                   Клочок Т.Д. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.

Кассационное рассмотрение проведено без участия заявителя                       Перминова Д.Ф., представителей администрации г. Коврова, которые извещены о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с требованиями части 2 ст. 354 ГПК РФ, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

На основании части 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителя Перминова Д.Ф. - Клочок Т.Д., обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных администрацией города Коврова, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно положениям части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Материалами дела подтверждено, что решением Ковровского городского суда Владимирской области от **** года, вступившим в законную силу                    **** года, Перминов Д.Ф. признан нуждающимся в жилом помещении.

Решением Ковровского городского суда Владимирской области от                               **** года, вступившим в законную силу **** года, признано незаконным бездействие администрации г. Коврова, выразившееся в не постановке Перминова Д.Ф. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и не включении сведений о нём в список получателей субсидий, возложена обязанность на администрацию города Коврова поставить Перминова Д.Ф. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

**** года постановлением администрации г. Коврова № **** утверждено решение жилищной комиссии о постановке участника Великой Отечественной войны Перминова Д.Ф. на указанный учет.

Согласно ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до                1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации предложено принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа.

На территории Владимирской области Порядок обеспечения жильем за счет субвенций из федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан в рамках вышеуказанных положений Закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ и Указа Президента Российской Федерации от **** года N ****, регулируется Постановлением Губернатора Владимирской области от **** N ****.

В соответствии с п. 5 Порядка от 23 июня 2006 N 450 формирование списков граждан - получателей субсидий осуществляется органами местного самоуправления, принявшими на учет этих граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в сроки, определенные Федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», по форме согласно приложению N 1. Список формируется из числа граждан, состоящих на учете и письменно изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии.

В силу п. 6, 8 Порядка от 23 июня 2006 N 450 гражданин, изъявивший желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии, представляет в орган местного самоуправления, в котором он встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в сроки, определенные Федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», заявление по форме согласно приложению N 2. Для открытия финансирования муниципальные образования представляют департаменту строительства и архитектуры протокол заседания жилищной комиссии о выделении субсидии на приобретение жилья и постановление исполнительного органа местного самоуправления по данному вопросу.

Таким образом, вышеуказанными положениями, на органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию от граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявлений о выделении им субсидии на приобретение жилья, рассмотрению указанных заявлений на заседаниях жилищных комиссий, с последующим направлением протокола заседания такой комиссии в Департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области. Указанные действия органа местного самоуправления являются основанием к выделению гражданину денежных средств на приобретение жилья.

Как усматривается из ответа Департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области от **** года № ДСА - 193, направленному в адрес Перминова Д.Ф., на его обращение о предоставлении денежной выплаты на приобретение или строительство жилья, объем средств, поступивший в область из федерального бюджета в марте и июне **** года, не позволил предоставить меры социальной поддержки всем ветеранам, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, средства были распределены бюджетам муниципальных образований пропорционально количеству нуждающихся в жилье ветеранов. Также в письме указано, что планируется завершение обеспечения жильем ветеранов в текущем году, вставших на учет до **** года.

Настаивая на заявленных требованиях, представитель заявителя                     Перминова Д.Ф. - Клочок Т.Д. утверждала, что права и законные интересы заявителя были нарушены оспариваемым постановлением администрации города Коврова № **** от **** года. Поскольку органом местного самоуправления в Департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области были поданы сведения о том, что Перминов Д.Ф. признан нуждающимся в жилом помещении с **** года, последний не был включен в списки ветеранов Великой Отечественной войны - получателей субсидий на приобретение жилья, признанных нуждающимися в жилом помещении до **** года.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что заявителем Перминовым Д.Ф. и его представителем Клочок Т.Д. не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя обжалуемым постановлением, поскольку в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» Федеральным законом № 327 - ФЗ от 21 декабря 2009 года, обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилых помещениях, предусматривается вне зависимости от даты постановки на учет. Изменения в закон, внесенные Федеральным законом от 06 мая 2010 года № 79-ФЗ в подпункт 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и распространенные на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года, не предусматривает реализацию права ветерана на обеспечение жильем в зависимости от даты постановки на учет. Постановление Губернатора Владимирской области от **** N **** также не содержит норм, которые бы ставили в зависимость предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения от даты постановки на учет и очередности.

Указанный довод судебная коллегия считает ошибочным.

При рассмотрении спора судом не учтено, что Перминов Д.Ф. обратился в администрацию города Коврова с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении **** года, приложив пакет документов, в числе которых была предоставлена копия решения суда от                                 **** года, вступившего в законную силу 20 августа 2010 года, которым Перминов Д.Ф. признан нуждающимся в жилом помещении.

Вместе с тем, администрация города Коврова поставила Перминова Д.Ф. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении лишь с **** года, а не с **** года - момента признания заявителя таковым, в то время как в силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Суд первой инстанции указанные обстоятельства и требования закона не учел.

Как отмечалось выше, решением Ковровского городского суда Владимирской области от **** года, вступившим в законную силу **** года, признано незаконным бездействие администрации г. Коврова, выразившееся в не постановке Перминова Д.Ф. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и не включении сведений о нём в список получателей субсидий, возложена обязанность на администрацию города Коврова поставить Перминова Д.Ф. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Таким образом, реализация права, возникшего у заявителя на основании решения суда от **** года, не могла быть поставлена в зависимость от бездействий должностных лиц, выразившихся в не постановке Перминова Д.Ф. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и не включении сведений о нём в список получателей субсидий.

Следовательно, вывод суда о законности постановления администрации города Коврова № **** от **** года о постановке Перминова Д.Ф. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с **** года и отсутствии доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя данным постановлением является неправильным.

При таких данных, постановленное решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, но неправильно применен закон, кассационная инстанция полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении заявления Перминова Дмитрия Федотовича о признании незаконным постановления администрации города Коврова № **** от **** года о постановке Перминова Д.Ф. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в части даты постановки на учет, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с **** года.

Руководствуясь п.3 ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ковровского городского суда Владимирской области от                                  14 сентября 2011 года - отменить.

Принять новое решение, которым удовлетворить заявление Перминова Д.Ф. о признании незаконным постановления администрации города Коврова № **** от **** года о постановке Перминова Д.Ф. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в части даты постановки на учет. Возложить обязанность на администрацию города Коврова поставить                      Перминова Д.Ф. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с **** года.

Председательствующий     Р.Е. Судакова

Судьи        С.М. Сергеева

        Г.Н. Гришина