Дело № 33 - 3772/2011 г. Докладчик Гришина Г.Н. Судья Осипова Н.И. О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе: председательствующего Судаковой Р.Е., судей Самылова Ю.В и Гришиной Г.Н., при секретаре Киселевой Т.А., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 15 ноября 2011 года дело по кассационной жалобе Размахниной И.Д. на решение Октябрьского районного суда города Владимира от 01 сентября 2011 года, которым постановлено: Размахниной И.Д. в удовлетворении исковых требований о признании недействительным заключения **** от **** инспектора центра пенсионного обслуживания УВД по Забайкальскому краю Цырендоржиевой Ю.Б. полностью, признании недействительным решения должностного лица начальника центра пенсионного обслуживания УВД по Владимирской области Позняковой Е.А. от **** **** недействительным полностью, взыскании с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области незаконно удержанный 20 процентный районный коэффициент за **** года - **** года в сумме **** рублей, возложении обязанности на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области в дальнейшем выплачивать ей пенсию с учетом 20 процентного районного коэффициента, отказать. Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения истца Размахниной И.Д., просившей об отмене решения, представителя УМВД РФ по Владимирской области Артамоновой А.Е., просившей об отклонении кассационной жалобы, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Размахнина И.Д. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области о признании недействительным решения должностного лица начальника центра пенсионного обслуживания УВД по Владимирской области Позняковой Е.А. **** от ****, взыскании незаконно удержанного 20 процентного районного коэффициента за **** года - **** года в сумме **** рублей, обязании включить в стаж правоохранительной деятельности, в том числе, для исчисления выслуги лет для назначения пенсии с районным коэффициентом, времени **** в **** с **** по ****. В обоснование заявленных требований сослалась на то, что **** она уволилась из ****. Выслуга лет в календарном исчислении составила 22 года 02 месяца 15 дней, льготная 04 год 07 лет 22 дня, всего 26 лет 10 месяцев 07 дней. Заключением инспектора центра пенсионного обслуживания УВД по Забайкальскому краю Цырендоржиевой Ю.Б. **** от **** Центру пенсионного обеспечения УВД по Владимирской области указано на необходимость удержания с нее излишне выплаченной пенсии за период с **** по **** в размере **** рублей в связи с исключением из расчета пенсии районного коэффициента 1,20. Решением начальника центра пенсионного обслуживания УВД по Владимирской области Поздняковой Е.А. **** от **** она была уведомлена о том, что стаж ее работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 14 лет 06 месяцев 14 дней. В связи с чем, расчет ее пенсии производится без учета районного коэффициента 1,20, установленного для местности, в которой она проходила **** (****). Согласно указанному решению из стажа ее работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исключен период прохождения **** в **** с **** по ****. Полагает, что исключение данного периода работы является незаконным. В ходе рассмотрения дела истец уточнила исковые требования и просила признать недействительным заключение инспектора центра пенсионного обслуживания УВД по Забайкальскому краю Цырендоржиевой Ю.Б. **** от ****, признать недействительным решение должностного лица начальника центра пенсионного обслуживания УВД по Владимирской области Позняковой Е.А. **** от ****, взыскать с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области незаконно удержанный 20 процентный районный коэффициент за **** года - **** года в сумме **** рублей, обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области в дальнейшем выплачивать ей пенсию с учетом 20 процентного районного коэффициента. Истец отказалась от заявленных требований к Управлению внутренних дел по Владимирской области о признания недействительным решения должностного лица начальника центра пенсионного обслуживания УВД по Владимирской области Позняковой Е.А. **** от **** в части требований о включении в стаж правоохранительной деятельности в полном объеме времени **** в **** с **** по ****. Определением суда от 26 июля 2011 года производство по делу в указанной части прекращено. В судебном заседании истец Размахнина И.Д. поддержала заявленные требования, ссылаясь на то, что действия ответчиков по удержанию ранее начисленной ей пенсии с учетом районного коэффициента 1,20 и неприменение его при дальнейшем расчете пенсии, нарушают ее пенсионные права. Представитель ответчика - Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области Артамонова А.Е. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что пенсионное обеспечение истца производится по нормам Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Правовых оснований для выплаты истцу пенсии с учетом районного коэффициента 1,20 не имеется, поскольку стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет менее требуемых 20 лет. Указала также на то, что решение о прекращении выплаты истцу пенсии с учетом спорного коэффициента принято Центром пенсионного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю, поскольку Размахнина И.Д. переехала в местность, в которой к заработной плате рабочих и служащих спорный коэффициент не установлен, а также на то, что в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не включен период ее работы **** по **** в **** и время **** в **** с **** по ****. Просила в иске отказать. Представитель ответчика - Центра пенсионного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области Белова Н.А. исковые требования не признала, согласившись с позицией представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области Артамоновой А.Е. Начальник Центра пенсионного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области Познякова Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. Представитель ответчика - Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил в суд письменный отзыв и указал, что истец проходила **** в ****, который не входит в состав местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. Удержание из пенсии Размахниной И.Д. необоснованно выплаченной пенсии за период с **** по **** в общую сумму **** рублей соответствует требованиям пенсионного законодательства. Просил отказать в удовлетворении заявленных истцом требований. Суд постановил указанное выше решение. В кассационной жалобе Размахнина И.Д. ставит вопрос об отмене решения по тем основаниям, что судом неправильно применены нормы материального права и нарушаются ее пенсионные права. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения. В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (представлении). При рассмотрении дела судом первой инстанции определены обстоятельства, имеющие значение для дела, всем им дана оценка, правильно применен материальный закон и постановлено обоснованное решение. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, производится на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего районного коэффициента, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона), исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5. Таким образом, указанной нормой закреплено право лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, на получение пенсии исчисленной с учетом районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. Однако применение такого коэффициента поставлено в зависимость от проживания в той или иной местности, а его сохранение в случае выезда из района, в котором такой коэффициент установлен, обусловлено наличием соответственно не менее 15 и 20 календарных лет стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей для местностей, в которых истец проходила службу, установлен Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1032 «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены» и постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от 20 ноября 1967 года № 512/П-28 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения». Согласно названным нормативным актам районный коэффициент в Читинской области составляет 1,20. Таким образом, лицам, имеющих право на получение пенсии за выслугу лет и проживающим в Читинской области, на период такого проживания расчет пенсии производится с учетом районного коэффициента 1,20. Сохранение права на исчисление пенсии с учетом районного коэффициента возможно при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 и 20 календарных лет соответственно. В связи с изданием Свода законов СССР и в целях устранения множественности нормативных актов о льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Постановлением Совмина СССР от 03 января 1983 года № 12 утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях. Согласно указанному Перечню к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, отнесены Каларский, Тунгиро-Олекминский и Тунгокоченский районы Читинской области. До **** Размахнина И.Д. проживала в **** и являлась получателем пенсии за выслугу лет, выплата которой осуществлялись Центром пенсионного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю, при этом расчет указанной пенсии Размахниной И.Д. производился с учетом районного коэффициента 1,20. Судом установлено, что стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера составляет 14 лет 06 месяцев 14 дней, время работы Размахниной И.Д. в **** **** в период с **** по **** не включено в указанный стаж, поскольку **** не относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Судом также установлено, что с **** Размахнина И.Д. зарегистрирована по адресу: ****. Таким образом, Размахнина И.Д. переехала из местности, в которой установлен районный коэффициент 1,20, в местность, в которой такой коэффициент не установлен. При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в связи с отсутствием стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, оснований для сохранения за истцом права на исчисление пенсии с учетом ранее применявшегося районного коэффициента 1,20 не имеется, и обоснованно отказал в удовлетворении требований истца в этой части. Разрешая спор в части законности решения пенсионного органа Министерства внутренних дел Российской Федерации об удержании излишне выплаченной истцу пенсии в размере **** рублей за период с **** по ****, суд обоснованно руководствовался положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 27 мая 2005 года № 418. Согласно ст. 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службой безопасности Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения. В соответствии с ч. 1 ст. 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации. Частью 7 указанной нормы установлено, что при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета. Порядок организации работы по пенсионному обеспечению военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны МВД России, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, федеральных органов налоговой полиции и членов их семей определяется Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 27 мая 2005 года № 418. Работа по пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел и их семей осуществляется в системе МВД России пенсионными органами (п. 4 Инструкции). Согласно п. 51 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 27 мая 2005 года № 418, при изменении пенсионером места жительства, пенсионное дело в течение десяти дней на основании его письменного заявления пересылается в пенсионный орган по новому месту жительства, о чем пенсионер ставится в известность. Перед отправкой дела проверяется правильность всех произведенных выплат, отзывается разрешение на выплату пенсии из учреждения Сбербанка России, осуществляющего выплату пенсии, подшивается вся документация, делается опись документов, имеющихся в деле. В соответствии со ст. 62 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии. Как установлено судом, по результатам проверки, проведенной должностным лицом Центра пенсионного обеспечения УВД по Забайкальскому краю, установлено, что Размахнина И.Д. несвоевременно сообщила о смене места жительства, в связи с чем, ей произведена переплата пенсии за период с **** по **** в размере **** рублей. Письмом от **** **** начальник ЦПО УВД по Забайкальскомй краю Смирнова И.И. при направлении пенсионного дела истца в ЦПО по новому месту ее жительства уведомила о прекращении выплаты Размахниной И.Д. пенсии с ****, а также указала на необходимость удержания излишне выплаченной пенсии за период с **** по **** в размере **** рублей (л.д. 55). Из материалов дела видно, что письмом УВД по Владимирской области от **** **** подписанным начальником ЦПО УВД Позняковой Е.А. истец уведомлена о том, что выплата ранее назначенной пенсии в связи со сменой места жительства будет производиться без учета районного коэффициента, поскольку стаж службы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет менее требуемых 20 лет. В указанный стаж не входит время **** в **** и период работы в **** (л.д. 31). Таким образом, учитывая приведенные нормы права, суд пришел к обоснованному выводу о том, что должностные лица ответчиков действовали в пределах предоставленных им полномочий. Ссылка в жалобе на нарушение судом норм материального права в связи с не применением нормы Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», является несостоятельной, основанной на ошибочном толковании норм материального права. Согласно ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Положения ст. 31 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» утратили силу с 01 января 2005 года. Кроме того, указанной нормой, как и статьей 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, сохранение пенсии с учетом районного коэффициента зависит от наличия соответственно 15 или 20 летнего стажа в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Судебная коллегия полагает, что кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих обстоятельства дела, которым соответствуют выводы суда, постановленные при правильном определении значимых для разрешения спора обстоятельств и правильном применении норм материального и процессуального права. Иных правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, кассационная жалоба не содержит. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Октябрьского районного суда города Владимира от 01 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Размахниной И.Д. - без удовлетворения Председательствующий Судакова Р.Е. Судьи Самылов Ю.В. Гришина Г.Н.