Дело № 33- 3771/2011 Докладчик: Самылов Ю.В.
Судья:Горячева А.В.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
Председательствующего Судаковой Р.Е.
и судей Гришиной Г.Н., Самылова Ю.В.,
при секретаре Киселёвой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 15 ноября 2011 года дело по иску Кашлань В.В., Кашлань В.И. к администрации г.Владимира о признании недействительным отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, обязании принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, обязании предоставить отдельную благоустроенную квартиру
по кассационным жалобам Кашлань В.В.,Кашлань В.И. и администрации г.Владимира на решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 24 августа 2011 года, которым постановлено: Исковые требования Кашлань В.В., Кашлань В.И. удовлетворить частично.
Признать недействительным отказ в принятии Кашлань В.В. составом семьи 2 человека на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Обязать администрацию г.Владимира принять Кашлань В.В. составом семьи 2 человека на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Обязать администрацию г.Владимира предоставить Кашлань В.В., Кашлань В.И. отдельное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже учетной нормы предоставления жилого помещения по г.Владимиру, в остальной части иска отказать.
Взыскать с администрации г.Владимира в пользу Кашлань В.В. расходы по оплате услуг представителя в сумме **** (****) рублей.
Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения Кашлань В.В., действующей также по доверенности от Кашлань В.И., представителя Кашлань В.В. по доверенности Кальченко В.Б. просивших решение в части отменить, объяснения представителя администрации г.Владимира по доверенности Гуржоса Д.С., просившего решение отменить, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кашлань В.В., Кашлань В.И. обратились в суд с иском к администрации г.Владимира о признании недействительным отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, обязании принять на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставить вне очереди каждому отдельную благоустроенную квартиру в границе г.Владимира общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В обоснование иска указали, что по договору социального найма от ****. № **** истец Кашлань В.В. проживает с сыном Кашлань В.И. и бывшим мужем Кашлань И.В. в кв.**** д.**** по ****. Брак Кашлань В.В. с мужем расторгнут ****.
Они проживают в однокомнатной квартире общей площадью **** кв.м. в доме без горячей воды, находящемся в реестре ветхого жилищного фонда г.Владимира, утвержденного распоряжением главы города от ****. № ****
Сын Кашлань В.И., **** года рождения, является инвалидом **** группы по **** заболеванию. По заключению врачебной комиссии **** он страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире. Несмотря на эти обстоятельства, им с сыном отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как они не признаны малоимущими постановлением главы г.Владимира от 14.03.2011г. № 757 и постановлением жилищной комиссии при администрации г.Владимира протокол № **** от ****. в отношении Кашлань В.И. С данными постановлениями они не согласны. Она имеет доход **** руб. в месяц. Доход сына за прошлый год составил **** руб. в месяц. Все необходимые справки о доходах она предоставила в приложении к первому заявлению, что подтверждается распиской инспектора жилищной комиссии. Несмотря на это сына не поставили на учет для получения жилья с формулировкой «в связи с не предоставлением документов о доходах». Из недвижимости у нее есть только дача стоимостью **** руб. Средств, для приобретения жилья за свой счет у них нет.
Ответчик обязан поставить их на учет для получения жилья по договору социального найма в соответствии со ст.51 ч.1 п.п.2,3,4 ЖК РФ, так как на каждого члена семьи приходится жилое помещение менее учетной нормы 12 кв.м.; их жилье не отвечает установленным требованиям и ввиду болезни сына, делающей невозможным проживание с ним в одной квартире.
Просили удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании истец Кашлань В.В., действующая также по доверенности от Кашлань В.И., представитель истца по доверенности Кальченко В.Б. исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г.Владимира Гуржос Д.С. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что п.п.5.5. п.5 постановления главы г.Владимира от 14.03.2011 № 757 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации города Владимира» соответствует положениям пп. «б» п.4 постановления Губернатора Владимирской области от 13.01.2006 № 5 «О реализации Закона Владимирской области от 08.06.2005 № 77-03 «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества граждан и признания их малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда»».Следовательно, указанный нормативный акт не нарушает права Кашлань В.В. **** в адрес Кашлань В.В. было направлено уведомление об отказе в признании ее малоимущей за № ****.
**** Кашлань В.В. обратилась Октябрьский районный суд г.Владимира с исковым заявлением о признании недействительным отказ в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Администрация считает, что заявитель пропустил установленный законом трехмесячный срок на обжалование решения органов местного самоуправления без уважительных причин.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 и постановление главы г.Владимира от 21.06.2006 № 1858 утверждено Положение о признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
На сегодняшний день занимаемое истцами жилое помещение не признано аварийным. Следовательно, оснований для предоставления отдельного благоустроенного жилого помещения не имеется.
Подпункт 4.3. п.4 постановления администрации г.Владимира от 17.06.2011 № 969 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г.Владимира» (в отношении Кашлань В.И.) принят в соответствии с п.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ и п.23 Закона Владимирской области от 06.05.2005 № 49-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», т.к. не представлены предусмотренные п.9 Порядка все необходимые для принятия на учет документы.Просил в удовлетворении иска отказать.
Суд принял вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Кашлань В.В., Кашлань В.И. ставят вопрос об отмене решения в части отказа предоставить каждому отдельную благоустроенную квартиру в границе г.Владимира, считая его необоснованным и принятым без учета того, что Кашлань В.И.страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание с ним в одной квартире.
В кассационной жалобе администрация г.Владимира просит решение отменить считая его незаконным и принять новое решение об отказе в иске.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражения, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу п.4 ч.1 ст. 362 ГПК РФ основанием для отмены решения суда в кассационном порядке является неправильное применение норм материального права.
Как установлено, ****. МУП ЖРЭП № 3 и Кашлань И.В.(бывший супруг истицы) заключили договор социального найма муниципальной однокомнатной квартиры общей площадью **** кв.м., в том числе жилой площадью **** кв.м. по адресу : **** В качестве членов семьи указаны Кашлань В.В. – бывшая супруга и сын Кашлань В.И. Согласно справке МСЭ от ****. Кашлань В.И. признан инвалидом **** группы.
Постановлением Фрунзенского районного суда г.Владимира от ****. Кашлань В.И. освобожден от уголовной ответственности за совершение в состоянии невменяемости запрещенного уголовным законом деяния, предусмотренного **** УК РФ (**** по основанию, предусмотренному **** УК РФ. К нему применена принудительная мера медицинского характера в виде принудительного лечения в **** стационаре специализированного типа, где он в настоящее время фактически находится на лечении.
**** Кашлань В.В. обратилась в администрацию г.Владимира с заявлением о признании ее и члена ее семьи сына Кашлань В.И. малоимущими с целью постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда, с приложением необходимых документов. Согласно справке ООО «Жилищник-Центр» по состоянию на ****. в вышеуказанной квартире зарегистрированы : Кашлань В.В., Кашлань В.И., Кашлань И.В.
Постановлением главы г.Владимира от ****. № **** Кашлань В.В. составом семьи 2 человека отказано в признании малоимущими в соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 13.01.2006 № 5 «О реализации Закона Владимирской области от 08.06.2005 № 77-ОЗ «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества граждан и признания их малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», так как при расчете дохода, приходящегося на каждого члена семьи, не учитываются доходы лиц, находящихся на принудительном лечении по решению суда (сын заявителя), а размер среднемесячного дохода, установленного органом местного самоуправления, больше порогового значения дохода и размер возможных накоплений за установленный органом местного самоуправления период накоплений превышает размер недостающих средств для приобретения жилого помещения по норме предоставления.****. администрация г.Владимира направила в адрес Кашлань В.В. выписку из вышеуказанного постановления главы г.Владимира.
****. Кашлань В.В., как представитель Кашлань В.И., подала в администрацию г.Владимира заявление о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма вне очереди, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире.
К данному заявлению было приложено, в том числе заключение врачебной комиссии ****, в соответствии с которым Кашлань В.И. страдает тяжелой формой хронического заболевания, которое включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденной постановлением Правительства РФ от ****. № ****.
****. администрация г.Владимира направила Кашлань В.В. письмо об отказе в принятии Кашлань В.И. на учет нуждающихся в жилых помещениях, в связи с тем, что в представленных документах отсутствует решение уполномоченного органа о признании Кашлань В.И. малоимущим.
Исследовав доказательства, суд пришел к выводу о незаконности постановления главы г.Владимира от ****. № **** в части отказа Кашлань В.В. составом семьи 2 человека в признании малоимущими.
Удовлетворяя частично исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что при расчете администрацией города Владимира дохода Кашлань В.В. и члена ее семьи - сына Кашлань В.И. доход исчислялся на нее одну, без учета Кашлань В.И., что по мнению суда противоречит постановлению Губернатора Владимирской области от 13.01.2006 № 5 «О реализации Закона Владимирской области от 08.06.2005 № 77-ОЗ «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества граждан и признания их малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» которым утвержден Перечень видов доходов и порядок их учета в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п.4 п.п. «б» Перечня при расчете дохода, приходящегося на каждого члена семьи, не учитываются доходы следующих лиц, получаемые по месту их нахождения: лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лиц, находящихся на принудительном лечении по решению суда.
Однако, данное постановление по мнению суда не содержит запрета производить расчет дохода с учетом данной категории лиц. В случае проведения расчета на двух членов семьи, данная семья по всем трем критериям могла быть признана малоимущей.
Однако эти выводы суда ошибочны и основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17).
До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С **** года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Из статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Как следует из материалов дела, ****. Кашлань В.В. обратилась в администрацию г.Владимира с заявлением о признании ее и члена ее семьи сына Кашлань В.И. малоимущими в порядке предусмотренном ч.2 ст.49 ЖК РФ с целью постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда.
Согласно ч.2 ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 13.01.2006 № 5 «О реализации Закона Владимирской области от 08.06.2005 № 77-ОЗ «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества граждан и признания их малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» утвержден Перечень видов доходов и порядок их учета в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п.4 п.п. «б» Перечня при расчете дохода, приходящегося на каждого члена семьи, не учитываются доходы следующих лиц, получаемые по месту их нахождения: лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лиц, находящихся на принудительном лечении по решению суда.
При применении указанных норм следует также учитывать положения Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" согласно ст.14 которого при расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются:
военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащие, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы;
лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.
По делу не оспаривается, что постановлением Фрунзенского районного суда г.Владимира от ****. Кашлань В.И. освобожден от уголовной ответственности за совершение в состоянии невменяемости запрещенного уголовным законом деяния, предусмотренного **** УК РФ (**** по основанию, предусмотренному **** УК РФ. К нему применена принудительная мера медицинского характера в виде принудительного лечения в ****, где он в настоящее время фактически находится на лечении. Следовательно, при расчете среднедушевого дохода, Кашлань В.И. не может быть включен в состав совместно проживающих членов семьи Кашлань В. В.
Признавая незаконным (недействительным) отказ администрации г.Владимира в признании Кашлань В.В. составом семьи 2 человека малоимущими и в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, суд указанные положения Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ не учел.
Изложенное означает, что отказ администрации г.Владимира в признании Кашлань В.В. составом семьи 2 человека малоимущими и в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях соответствует закону.
Часть 1 ст. 254 ГПК РФ, устанавливает условия при которых возможна защита прав заявителя, в частности необходимость указания в заявлении на то, чем конкретно действие (бездействие), оспариваемый акт нарушает права и свободы лиц, обращающихся за судебной защитой.
По смыслу приведенных выше норм для признания действий (бездействия) незаконными суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемые действия (бездействие) нарушают права и свободы заявителя.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
С учетом изложенного, решение нельзя признать правильным, оно подлежит отмене. Принимая во внимание, что обстоятельства дела, установлены судом правильно, но неправильно применен материальный закон, судебная коллегия считает возможным вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст. 361, ч.1 п. 4 ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 24 августа 2011 года отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении искового заявления Кашлань В.В., Кашлань В.И. к администрации г.Владимира о признании недействительным отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, обязании принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, обязании предоставить отдельную благоустроенную квартиру – отказать.
Кассационную жалобу Кашлань В.В., Кашлань В.И. оставить без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е.Судакова
Судьи Г.Н. Гришина
Ю.В. Самылов