Дело № 33 – 4036/2011 г. Докладчик Судакова Р.Е.
Судья Якушев П.А.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
судей Самылова Ю.В. и Гришиной Г.Н.,
при секретаре Киселевой Т.А.,
рассмотрела в открытом заседании в городе Владимире 6 декабря 2011 года дело по кассационной жалобе главы Суздальского района Иванова М.Н. на решение Суздальского районного суда Владимирской области от 17 октября 2011 года, которым постановлено:
Исковое заявление Тростиной Е.А., действующей от имени малолетнего сына Тростина А.А., **** года рождения, к администрации Суздальского района Владимирской области, администрации Владимирской области об обязании обеспечить администрацию Суздальского района Владимирской области Тростина А.А., **** года рождения, жизненно необходимым препаратом «Траклир» за счет средств (дополнительных) областного бюджета до момента отмены данного препарата лечащим врачом, удовлетворить в части.
Обязать администрацию Суздальского района Владимирской области обеспечить Тростина **** **** года рождения, жизненно необходимым препаратом «Траклир» за счет средств бюджета Владимирской области до момента отмены применения данного препарата лечащим врачом.
В удовлетворении остальной части искового заявления Тростиной Екатерины Александровны, действующей от имени малолетнего сына Тростина А.А., **** года рождения, отказать.
Заслушав доклад судьи Судаковой Р.Е., судебная коллегия
У с т а н о в и л а:
Тростина Е.А., действующая в защиту прав несовершеннолетнего сына Тростина А.А., **** года рождения, обратилась в суд с исковым заявлением (с учетом уточнений) к администрации Суздальского района Владимирской области, департаменту здравоохранения администрации Владимирской области, администрации Владимирской области об обязании обеспечить администрацию Суздальского района Владимирской области Тростина А.А., **** года рождения, жизненно необходимым препаратом «Траклир» за счет средств (дополнительных) областного бюджета до момента отмены данного препарата лечащим врачом.
В обоснование указала, что Тростин А.А. является инвалидом, что подтверждается заключением медико-социальной экспертизы от 07.02.2011 г. серии МСЭ-2007 № 3202881, диагноз: ****, ****, ****, ****, ****. Данный **** осложняется ****. Хирургическое лечение **** проводится в несколько этапов.
Первый этап операции был выполнен 13.02.2010 г. в научном центре сердечно - сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН (суживание ****). Для того чтобы выполнить следующий этап операции, необходимо добиться снижения давления легочной артерии, так как данный **** осложнен ****.
Учитывая, состояние здоровья Тростина А.А. по результатам планового обследования 26.08.2010 г. в научном центре сердечно – сосудистой хирургии им А.Н. Бакулева РАМН ребенку по жизненным показаниям был прописан препарат «Траклир». Данный препарат предназначен для лечения **** и снижения давления в ****, что даст возможность выполнить второй этап операции, в противном случае ухудшение состояния здоровья приведет к тому, что потребуется пересадка легких.
Являясь инвалидом, Тростин А.А. относится к категории граждан имеющих право на бесплатное обеспечение всеми жизненно необходимыми лекарственными средствами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890.
Кроме того, в соответствии со ст. ст. 6.1,6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Тростин А.А. имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на предоставление лекарственного средства по жизненным показаниям.
Письмом от 12.01.2011 г. истец обратилась в департамент здравоохранения администрации Владимирской области с просьбой выделить средства для приобретения препарата. В феврале 2011 года поступил ответ о том, что обеспечение Тростина А.А. за счет средств федерального бюджета не представляется возможным, но в то же время указано, что ребенок относится к категории граждан, которые имеют право на соответствующее социальное обеспечение.
Поскольку прервать терапию нельзя, истец приобретает препарат на спонсорские деньги, средства, выделенные главой Суздальского района М.Н. Ивановым, и собственные средства. Отсутствие лечения препаратом приведет к прогрессированию легочной гипертензии и единственным выходом будет пересадка легких.
Представители ответчиков и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Отдел здравоохранения администрации Суздальского района Владимирской области извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителя не направил.
Суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе глава Суздальского района Иванов М.Н. ставит вопрос об отмене решения, считая его незаконным и необоснованным.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, оснований для отмены решения суда не усматривает.
Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы для отдельных категорий граждан.
Согласно ст. 6.1 Федеральному закону от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды.
В соответствии со ст. 6.2 Закона в состав предоставляемого гражданам, в том числе инвалидам, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе, предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача.
В перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», включены дети инвалиды, обеспечиваемые всеми лекарственными средствами бесплатно.
Аналогичный перечень групп населения и категорий заболеваний утвержден постановлением Губернатора Владимирской области от 21.01.2005 г. № 22 «О мерах социальной поддержки отдельных групп населения при оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении».
Судом установлено, что заключением медико – социальной экспертизы от 07.02.2011 серии МСЭ – 2007 № 3202881 Тростину А.А. установлена инвалидность до 21.10.2023 г., диагноз: ****. Данный **** осложняется ****. Хирургическое лечение **** проводится в несколько этапов.
Первый этап операции был выполнен 13.02.2010 г. в научном центре сердечно - сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН (****). Для того, чтобы выполнить следующий этап операции, необходимо добиться снижения давления ****, так как данный **** осложнен ****.По результатам планового обследования 26.08.2010 г. в научном центре сердечно - сосудистой хирургии им А.Н. Бакулева РАМН ребенку по жизненным показаниям был прописан препарат «Траклир». Данный препарат предназначен для лечения **** и снижения давления в ****, что даст возможность выполнить второй этап операции, в противном случае ухудшение состояния здоровья приведет к тому, что потребуется пересадка легких.
О применении данного препарата также указано в справке Научно-консультативного отделения НИИ кардиохирургии им. В.И. Бураковского от 18.02.2011 г.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Тростин А.А. относится к категории граждан, имеющих право на бесплатное обеспечение всеми жизненно необходимыми лекарственными средствами в соответствии с постановление правительства РФ от 30.07.1994 н. № 890, поскольку признан в установленном порядке инвалидом.
Предоставление необходимых лекарственных средств осуществляется в соответствии с Перечнем, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 г. № 665 «Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи».
Судом установлено, что препарат «Траклин» (Безентан) в данный Перечень не входит.
Однако судом установлено, что препарат «Траклир» является новым, начал применяться недавно, поэтому не был и не мог быть рекомендован при составлении вышеуказанного Перечня. Кроме того данный препарат жизненно необходим Тростину А.А. и его применение дает положительный результат.
Вывод суда о том, что не является основанием для непредставления ребенку государственной гарантии оказания бесплатной медицинской помощи то обстоятельство, что препарат не включен в Перечень, утвержденный приказом Минсоцразвития России от 18.09.2006 г. № 665, является, по мнению судебной коллегии, правильным.
В ч. 4 ст. 20 Основ законодательства об охране здоровья граждан, установлено, что гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В ч. 1 ст. 20.1 Основ установлено, что Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.
Частью 5 статьи 20.1 Основ установлено, что в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
На 2011 год такая Программа утверждена Постановлением Правительства РФ от 04 октября 2010 года № 782.
Раздел II Программы «Виды и условия оказания медицинской помощи» предусматривает, что территориальные программы включают в себя, в том числе перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Пунктом 3 Программы государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановление Губернатора Владимирской области от 24.01.2011 г. № 23 определены виды оказываемой помощи за счет областного бюджета.
Согласно п. 3.4 вышеназванной Программы, за счет ассигнований областного бюджета, предоставляется в соответствии с Законом Владимирской области «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области», обеспечение бесплатно лекарственными средствами отдельных категорий граждан при оказании амбулаторной медицинской помощи в порядке, установленном постановлением Губернатора Владимирской области от 21.01.2005 г. № 22.
Согласно п. 3 положения о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по обеспечению отдельных групп населения лекарственными средствами за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 21.01.2005 № 22, средства на финансирование мер социальной поддержки по обеспечению отдельных групп населения Владимирской области лекарственными средствами предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций органам местного самоуправления и расходов на централизованные закупки лекарственных средств.
Как видно из материалов дела, истцом заявлено требование об обеспечении лекарственным препаратом «Траклир» за счет средств бюджета Владимирской области.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об их обоснованности, поскольку предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов производится за счет средств бюджета субъекта Федерации, в рамках определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно указал, что обеспечение Тростина А.А. лекарством «Траклир» (Бозентан) должно производиться за счет средств бюджета Владимирской области.
Поскольку суд не вправе вмешиваться в межбюджетные отношения, суд обоснованно пришел к выводу о том, что указание за счет «дополнительных» средств областного бюджета является излишним.
Ст. 2 Закона Владимирской области от 28.12.2005 г. № 205-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по зубопротезированию и лекарственному обеспечению» государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по зубопротезированию и лекарственному обеспечению наделены, в том числе, органы местного самоуправления муниципального образования Владимирской области – Суздальский район на неограниченный срок.
В силу п. 1 ст. 4 указанного Областного закона органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета Владимирской области.
Таким образом, суд обоснованно указал, что при недостаточности выделенных Суздальскому району средств субвенций для обеспечения Тростина А.А. лекарственным препаратов «Траклир» решение суда в силу ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" является основанием для выделения дополнительных средств из бюджета Владимирской области.
Исходя из изложенного, довод кассационной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу является отдел здравоохранения администрации Суздальского района, не могут быть приняты во внимание. Доводы кассационной жалобы отмену постановленного судом решения повлечь не могут, так как о нарушении судом норм материального и процессуального права не свидетельствуют.
Обстоятельства дела установлены судом на основе надлежащей оценки представленных доказательств, изложенные в решении выводы, соответствуют обстоятельствам дела, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 17 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы Суздальского района Иванова М.Н.- без удовлетворения.
Председательствующий Судакова Р.Е.
Судьи Самылов Ю.В.
Гришина Г.Н.