33-4007/2011 год Докладчик Гришина Г.Н.
Судья Потапова Н.В.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Самылова Ю.В. и Гришиной Г.Н.
при секретаре Киселевой Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 01 декабря 2011 года дело по кассационной жалобе Шишкина Р.А. на решение Ленинского районного суда города Владимира от 14 сентября 2011 года, которым постановлено:
Шишкину Р.А. в иске к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Владимирской области о взыскании денежной компенсации морального вреда отказать.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Шишкин Р.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Владимирской области о компенсации морального вреда в размере **** рублей, мотивируя тем, что в период с **** по **** содержался под стражей в СИЗО-1 **** (на данный момент ФКУ «Следственный изолятор № 1») в различных камерах.
По мнению истца, он находился в унижающих достоинство личности условиях содержания, поскольку имели место: недостаточный метраж камер, их переполненность, отсутствие вентиляции и светильников, антисанитария, отсутствие элементарных сантехнических удобств и туалетной бумаги, отсутствие индивидуального спального места, постельных принадлежностей и т.д.
В качестве правового обоснования заявленного иска Шишкин Р.А. сослался на Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов, международно-правовые акты, практику Европейского суда по правам человека, ст. 1064 ГК РФ и полагал, что администрацией ФКУ «Следственный изолятор № 1» нарушены его права и законные интересы.
В судебном заседании Шишкин Р.А., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не участвовал, поскольку отбывает наказание в ****.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ Зуева М.О. исковые требования не признала, ссылаясь на отсутствие предусмотренных законом оснований для взыскания истцу денежной компенсации морального вреда. Пояснила суду, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих неправомерность действий сотрудников следственного изолятора. Просила суд Шишкину Р.А. в иске отказать.
Представитель третьего лица администрации ФКУ «Следственный изолятор № 1» УФСИН России по Владимирской области Рыженкова Е.Н. не согласилась с заявленными требованиями, полагала их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что каждый год в учреждении проходит ремонт и переоборудование камер, в том числе, в период нахождения в СИЗО Шишкина Р.А. Журналы покамерного содержания осужденных в настоящее время уничтожены в связи с истечением срока хранения, который установлен в 5 лет. Просила в иске отказать.
Судом постановлено указанное выше решение, которое обжаловано Шишкиным Р.А. по мотивам незаконности и необоснованности.
Истец Шишкин Р.А. отбывает наказание в ****, о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции извещен надлежащим образом (л.д. 46), в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность доставления лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы по приговору суда в судебное разбирательство по гражданским делам в качестве стороны по делу.
Кассационное рассмотрение дела проведено без участия представителя ответчика Министерства финансов РФ и представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Владимирской области надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с требованиями части 2 ст. 354 ГПК РФ, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
При рассмотрении спора суд правильно определил и истолковал подлежащие применению нормы материального права, установил имеющие значение для дела обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным по делу доказательствам, при этом не допустил нарушений процессуального права и постановил обоснованное решение.
Обращаясь в суд с иском, Шишкин Р.А. сослался в его обоснование на нахождение в период содержания под стражей в унижающих достоинство личности условиях, что повлекло причинение ему физических и нравственных страданий, которые он оценил в **** рублей.
В соответствии со ст. 4 Федерального Закона № 103-ФЗ « О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 года (в редакции ФЗ № 161-ФЗ от 08.12.2003 года) содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно ст. 16 Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок, в том числе, приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам, материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых, проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых.
В силу ст. 17 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе, получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях, пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, пользоваться постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка.
На основании ст. 23 указанного выше Федерального Закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Приказом Министерства юстиции РФ от 14.10.2005 года № 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
Согласно главе V указанных Правил (п.п. 40- 58), подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом, постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами; одеждой по сезону и т.д. Камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями, столом и скамейками, шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, и т.д., в том числе, напольной чашей (унитазом).
Указанными правилами регламентированы также иные вопросы порядка и условий содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Судом установлено, что **** Шишкин Р.А. прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ****. Затем **** Шишкин Р.А. убыл в ФКУ Т-2 УФСИН России по **** (в центральную больницу), **** вновь прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по **** и **** убыл в ****.
Также, установлено, что документация об условиях содержания Шишкина Р.А. в следственном изоляторе не сохранилась в связи с истечением срока хранения.
В соответствии с ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Рассматривая дело, суд руководствовался данными нормами закона и правомерно исходил из того, что для наступления ответственности государства по приведенной статье необходимо одновременное наличие следующий составляющих материального основания такой ответственности: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда (государственного органа), причинная связь между вредом и незаконным деянием и вина причинителя вреда.
В силу ст. 151 Гражданского кодекса РФ обязанность денежной компенсации морального вреда возложена на нарушителя, если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В связи с этим, необходимым условием для наступления обязательства по компенсации морального является наличие вины нарушителя.
Между тем, истцом не представлено, а судом не установлено доказательств причинения истцу какого-либо вреда в связи с содержанием в СИЗО, равно, как причинно-следственной связи между действиями сотрудников учреждения и указанным Шишкиным Р.А. в иске полученным вредом, а также наличия вины должностных лиц в причинении ему такого вреда. Действия сотрудников СИЗО незаконными, либо иным образом нарушающими права истца во время его содержания СИЗО, в установленном законом порядке не признавались. Не было выявлено судом таких нарушений и при рассмотрении настоящего дела.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о нарушении Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также иных, связанных с данным законом, нормативно-правовых актов, в отношении Шишкина Р.А. в период его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ****.
Учитывая вышеизложенное, суд обоснованно посчитал, что исковые требования Шишкина Р.А. удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на законе. Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу содержат ссылки на субъективные суждения о несогласии с выводами суда и их оценкой.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда города Владимира от 14 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шишкина Р.А. – без удовлетворения.
Председательствующий Судакова Р.Е.
Судьи Самылов Ю.В.
Гришина Г.Н.