определение № 33-4101/2011 от 08 декабря 2011 года по кассационной жалобе Зубатенко С.Н. и зубатенко И.А. на решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 11 октября 2011 года



Дело № 33 - 4101/2011 Докладчик: Самылов Ю.В.

Судья: Гвоздилина И.В.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.,

и судей Самылова Ю.В., Гришиной Г.Н.,

при секретаре Киселёвой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире                             08 декабря2011 года дело по заявлению Зубатенко С.Н. и Зубатенко И.А. о признании незаконным решений об отказе в приеме в гражданство в упрощенном порядке

по кассационной жалобе Зубатенко С.Н. и Зубатенко И.А. на решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 11 октября 2011 года, которым постановлено: отказать Зубатенко С.Н. и Зубатенко И.А. в удовлетворении заявления о признании незаконными решений об отказе в приеме в гражданство в упрощенном порядке, понуждении отменить эти решения и вынести решения о приеме в гражданство в упрощенном порядке.

Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения Зубатенко С.Н. и представителя Зубатенко И.А., действующего на основании доверенности - Яневского А.С., просивших решение отменить, объяснения представителя Управления Федеральной миграционной службы России по Владимирской области, действующей на основании доверенности - Кашкиной О.Е. и представителей УФСБ России по Владимирской области по доверенностям - Орлова С.К. и Кафанова Е.Г., возражавших против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Зубатенко С.Н. и Зубатенко И.А. обратились в суд с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной миграционной службы России по Владимирской области (УФМС России по Владимирской области) от **** года в части отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, отменить их и обязать вынести решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в 10-дневный срок со дня вступления решения суд в законную силу.

В обоснование заявления указали, что являются лицами без гражданства, поэтому **** года ими поданы заявления и весь пакет требуемых документов в УФМС России по Владимирской области о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Однако **** года этим органом вынесено решение об отклонении указанных заявлений. Причиной такого отказа послужило письмо от ********, в котором указано о несогласовании заявлений УФСБ России по Владимирской области на основании проведенной им проверки. Какие выявлены факты представления подложных документов, приложенных к заявлениям от **** года, или факты заведомо ложных сведений в указанных заявлениях, полномочный орган не указал. Они просят признать незаконными решения УФМС России по Владимирской области от **** года в части отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, отменить их и обязать вынести решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в 10-дневный срок со дня вступления решения суд в законную силу.

В судебном заседании заявитель Зубатенко С.Н. поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, приведенные в заявлении. Заявитель Зубатенко И.А. в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель заявителя Зубатенко И.А. по доверенности Яневский А.С. в судебном заседании также поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, приведенные в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной миграционной службы России по Владимирской области по доверенности Кашкина О.Е. в судебном заседании пояснила, что отказ в приеме Зубатенко С.Н. и Зубатенко И.А. в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке основан на несогласовании этой процедуры УФСБ России по Владимирской области. Каких - либо нарушений в процедуре рассмотрения данных заявлений не имеется. Решение принято полномочным органом и в пределах компетенции. Кроме того, данный отказ не препятствует повторному обращению с такими заявлениями по истечении года после принятия решения от 26 августа 2011 года.

Представитель заинтересованного лица Управления ФСБ России по Владимирской области по доверенности Орлов С.К. пояснил, что в ходе проверки заявлений Зубатенко С.Н. и Зубатенко И.А., указанные в них данные не подтвердились. Поэтому принято решение о несогласовании приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Зубатенко С.Н. и Зубатенко И.А. просят решение суда отменить, считая его незаконным. Они полагают, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права.

Кассационное рассмотрение дела проведено без участия заявителя Зубатенко И.А. надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с требованиями части 2 ст. 354 ГПК РФ, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Кроме того, от Зубатенко И.А. поступило в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.

Проверив материалы дела, выслушав объяснение сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

Как следует из материалов дела **** года Зубатенко С.Н. и Зубатенко И.А., как лица без гражданства подали заявления и пакет документов в УФМС России по Владимирской области о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке согласно ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (л.д.54-56, 60- 62).

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года              № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке при условии, если: имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации; имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства; являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного п. «а» ч. 1 ст. 13 этого Федерального закона, если указанные граждане и лица: родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР; состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет; являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации; имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, - в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах; имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах.

Решениями УФМС по Владимирской области от **** года заявления Зубатенко И.А. и Зубатенко С.Н. о приеме их в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке отклонены (л.д. 48-59, 63-64).

Зубатенко С.Н. и Зубатенко И.А. обратились в суд с заявлением о признании незаконными указанных решений УФМС России по Владимирской области от **** года в части отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, просят их отменить их и обязать вынести решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в 10-дневный срок со дня вступления решения суд в законную силу ссылаясь на отсутствие законных оснований для отказа в приеме их в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 31 мая 2002 года № N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» решение полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, об отклонении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В силу ст. 398ГПК РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации (иностранные лица) имеют право обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями. Производство по делам с участием иностранных лиц осуществляется в соответствии с ГПК РФ и иными федеральными законами.

Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу части 1 статьи 247 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации (гл. 23 ГПК РФ) в заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

Исходя из положений указанных норм закона, для признания постановления должностного лица или органа местного самоуправления незаконным, необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие такого постановления закону или иному акту, имеющему юридическую силу и нарушение этим постановлением прав и законных интересов гражданина.

Отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требования.

Принимая решение, суд пришел к верному выводу о том, что решения УФМС по Владимирской области от 26 августа 2011 года, которыми отклонены заявления Зубатенко И.А. и Зубатенко С.Н. о приеме их в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке являются законными прав и свобод заявителей не нарушают.

С указанными выводами суда согласна и судебная коллегия, поскольку они основываются на фактических обстоятельствах дела, установленных в судебном заседании, и требованиях действующего законодательства.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия: определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации; проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах; рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со ст. 14, с ч. 3 ст. 19 и ч. 3 ст. 26 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 33 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ заявление по вопросам гражданства Российской Федерации составляется письменно по установленной форме. Личная подпись заявителя удостоверяется принявшим заявление уполномоченным на то должностным лицом полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации.

Форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Согласно п. 36 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 1325, решения по заявлениям об изменении гражданства в упрощенном порядке принимаются территориальными органами Федеральной миграционной службы по согласованию с территориальными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, а дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации - по согласованию с Федеральной миграционной службой и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

В силу п. 17.4. Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации (далее Административный регламент), утвержденного приказом ФМС Российской Федерации от 19.03.2008 г. № 64, должностное лицо в целях выявления оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации согласует решение с территориальным органом ФСБ России и проводит соответствующие проверки, указанные в подпунктах 16.3 - 16.4 Административного регламента.

На основании п.п. 16.3 и 16.4. Административного регламента должностное лицо в целях выявления оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке и восстановлении в гражданстве Российской Федерации запрашивает заключение территориального органа Федеральной службы безопасности России и проводит соответствующие проверки.

По заявлениям Зубатенко И.А. и Зубатенко С.Н. о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке УФМС по Владимирской области были направлены запросы в органы безопасности с целью получения информации о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих приему заявителей в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, а также согласования этой процедуры.

Из поступивших ответов УФСБ по Владимирской области от **** года №**** и № **** усматривается, что вопрос о приеме в гражданство в Российской Федерации заявителям - не согласован, на основании п. «в» ст. 16 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

В силу ст. 17.5. и 17.7. Административного регламента должностное лицо по результатам проведенных провероки согласований изучает обстоятельства, с которыми Федеральный закон связывает прием в упрощенном порядке в гражданство Российской Федерации, и представленные в подтверждение этих обстоятельств документы, оформляет решение установленного образца в одном экземпляре.

Решение о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке или на основании международных договоров принимается ФМС России и территориальными органами.

На основании ч. 5 ст. 35 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия.

При наличии оснований отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ оформляется решение об отклонении заявления. Должностное лицо извещает заявителя о принятом решении,

Согласно решениям УФМС по Владимирской области от **** года отклонены заявления Зубатенко И.А. и Зубатенко С.Н. о приеме их в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в связи с тем, что у УФСБ России по Владимирской области имеются основания, препятствующие в согласовании вопроса о приеме в гражданство Российской Федерации по п. «в» ст. 16 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

Решения от **** года соответствуют требованиям вышеуказанного Административного регламента, содержит прямую ссылку на норму федерального закона, предусматривающую конкретное основание для отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации. В уведомлениях от **** года № ****, направленных заявителям, также имеется ссылка на конкретную норму Федерального закона и разъяснено право и сроки повторного обращения с таким заявлением.

В материалах дела имеются ответы УФСБ России по Владимирской области от **** года № **** и № **** с указанием о том, что вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации Зубатенко И.А. и Зубатенко С.Н. не согласован на основании п. «в» ст. 16 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» (л.д.57,65).

Отказ УФСБ России по Владимирской области в согласовании вопроса о приеме заявителей в гражданство Российской Федерации ими в установленном законом прядке оспорен не был, что Зубатенко С.Н. не отрицает.

При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу о том, что решения УФМС по Владимирской области от 26 августа 2011 года, которыми отклонены заявления Зубатенко И.А. и Зубатенко С.Н. о приеме их в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке основаны на законе прав и свобод заявителей не нарушают, поэтому заявленные требования подлежат отклонению.

Судебная коллегия считает, что правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которых дана судом с учетом требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.

С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г. Владимира                                           от 11 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Зубатенко С.Н. и Зубатенко И.А. - без удовлетворения.

Председательствующий     Р.Е. Судакова

Судьи        Г.Н. Гришина

Ю.В. Самылов