Определение №33-4250/2011 от 20.12.2011 по кассационной жалобе Федеральной службы по труду и занятости



Дело № 33-4250/2011                            Докладчик Судакова Р.Е.

                                        Судья Фомина А.В.

                    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.

судей Гришиной Г.Н. и Сергеевой С.М.

при секретаре Киселевой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 20 декабря 2011 года дело по кассационной жалобе Федеральной службы по труду и занятости на решение Ленинского районного суда города Владимира от 28 сентября 2011 года, которым постановлено:

    Исковые требования Кирилишина С.Л. к Государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Владимиру» об индексации ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью удовлетворить.

    Взыскать с Государственного казенного учреждения Владимирской области «Управление социальной защиты населения по городу Владимиру» за счет средств федерального бюджета в пользу Кирилишина С.Л. разницу между полагающейся к выплате и фактически выплаченной суммой ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью с учетом индексации недоплаты по росту потребительских цен за период с **** по **** года в размере **** рублей **** копеек.

    Обязать Государственное казенное учреждение Владимирской области «Управление социальной защиты населения по городу Владимиру» назначить Кирилишину С.Л. с **** года ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда здоровью в сумме **** рубля **** копеек с дальнейшей индексацией этой суммы в соответствии с действующим законодательством.

    Заслушав доклад судьи Судаковой Р.Е., судебная коллегия,

                    У с т а н о в и л а:

    Кирилишин С.Л. обратился в суд с указанным выше иском. В обоснование пояснил, что принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В результате полученного радиационного ущерба здоровью, ему установлена **** группа инвалидности ****. Причина инвалидности – ****.

    Со дня установления группы инвалидности ответчик выплачивал ему ежемесячно в возмещение вреда здоровью в соответствии с п. 25 ч.1 ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» компенсацию в размере **** рублей.

    После установления инвалидности **** группы, ответчик рассчитал и выплачивает ему ежемесячную компенсацию в размере, установленном законодательством для инвалидов **** группы – **** рублей    , проиндексированную за ****, **** и **** годы и далее с учетом уровня инфляции.

    Со ссылкой на ч.3 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС»», и Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года, истец полагал, что ввиду того, что он получал выплаты в период с ****, индексация выплат должна производиться по единому критерию в этом периоде, наиболее для него благоприятному, пропорционально росту прожиточного минимума по Владимирской области.

    В судебном заседании истец и его представитель адвокат Лапшина Н.В. иск поддержали.

    Представитель ГКУ ВО «Управление социальной защиты населения по городу Владимиру» Соломатова А.В. возражала против удовлетворения требований, полагая, что они не основаны на действующем законодательстве, регулирующем спорные правоотношения. Пояснила суду, что выплаты возмещения вреда здоровью истцу производятся в строгом соответствии с нормами материального права, с учетом индексации по уровню инфляции, определяемому Правительством Российской Федерации.

    Судом постановлено указанное выше решение.

    В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения, как постановленного с нарушением норм материального права.

    Кассационная жалоба на основании ч.2 ст. 354 ГПК РФ рассмотрена в отсутствии истца Кирилишина С.Л., надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, о чем имеется уведомление о вручении извещения с его подписью (л.д. 89), и в отсутствии представителя Федеральной службы по труду и занятости, также надлежащим образом извещенной о дате рассмотрения жалобы ( л.д.90).

    Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ГКУ Владимирской области «Управление социальной защиты населения по городу Владимиру» Соломатовой А.В., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

    Основания для отмены решения суда первой инстанции в кассационном порядке предусмотрены статьей 362 ГПК РФ.

    Судебная коллегия полагает, что при рассмотрении данного дела судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что в силу ст. 362 ГПК РФ, является основанием для отмены судебного акта.

    Как установлено судом первой инстанции, Кирилишину С.Л., как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалиду **** группы, с ****, выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в счет возмещения вреда здоровью в размере **** рублей.

    Установлено, и данное обстоятельство не оспаривается истцом, что выплаты ему производились с индексацией с **** года с учетом уровня инфляции.

    Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что истец, в соответствии с действующим законодательством, имеет право в настоящее время в судебном порядке на индексацию выплат по наиболее благоприятному для него критерию с ****, исходя из роста величины прожиточного минимума, установленного во Владимирской области.

    Данный вывод суда основан на неправильном применении и толковании норм законодательства, регулирующего порядок возмещения вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

    Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», введенным в действие с 15 февраля 2011 года, в базовый Закон были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми, пункт 25 статьи 14 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам 1 группы – 5000 рублей; инвалидам 2 группы – 2500 рублей; инвалидам 3 группы – 1000 рублей.

    В связи с принятием Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», был введен новый порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью, в соответствии с которым, с 19 июня 2002 года, указанные суммы индексируются исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 года № 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации ( статья 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ).

    Во исполнение приведенного Закона Правительство Российской Федерации ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеров компенсаций и иных выплат: Постановлениями от 25 мая 2005 года № 326 «О порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с **** по **** гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; от 27 декабря 2004 года № 847 «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; от 7 мая 2005 года № 292 – на 2005год; от 25 апреля 2006 года № 246 – на 2006 год; от 21 марта 2007 года № 171 - на 2007 год; от 21 декабря 2007 года № 914 на 2009 год.

    Таким образом, Постановлениями Правительства Российской Федерации определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

    Следовательно, выводы суда относительно необходимости индексации истцу в ином порядке предусмотренных законом в твердой денежной сумме ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, являются неверными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

    На момент, когда Кирилишину С.Л. была определена **** группа инвалидности - ****, законодателем уже был установлен порядок индексации возмещения вреда исходя из уровня инфляции, в связи с чем, применение ранее действовавшего порядка невозможно.

    С учетом изложенного, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

    Поскольку судом неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение.

    Руководствуясь п. 3 ст. 361 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, судебная коллегия,

                        О П Р Е Д Е Л И Л А:

    Решение Ленинского районного суда города Владимира от 28 сентября 2011 года отменить.

    Принять по делу новое решение, которым Кирилишину С.Л. в иске к Государственному казенному учреждению Владимирской области «Управление социальной защиты населения по городу Владимиру», отказать.

Председательствующий                        Р.Е. Судакова

Судьи                                    Г.Н. Гришина

                                        С.М. Сергеева