Дело № 33 – 4118/2011 год Докладчик Гришина Г.Н.
Судья Игнатович М.С.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Сергеевой С.М. и Гришиной Г.Н.,
при секретаре Киселевой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 13 декабря 2011 года дело по кассационной жалобе представителя УМВД России по Владимирской области Кнутовой А.О. на решение Октябрьского районного суда города Владимира от 11 октября 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования Кондратьевой А.А. удовлетворить.
Признать за Кондратьевой А.А., дочерью ветерана боевых действий Б., право на повышение пенсии по случаю потери кормильца согласно п. «г» ст. 45 Закона РФ от **** № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» за период с **** по ****.
Взыскать с УВД по Владимирской области в пользу Кондратьевой А.А. недополученную часть пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации в размере **** рубля **** копеек за период с **** по ****.
Взыскать с УВД по Владимирской области в пользу Кондратьевой А.А. расходы по оплате услуг представителя в сумме **** рублей.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения представителя ответчика УМВД России по Владимирской области Кнутовой А.О., просившей об отмене решения, представителя истца Мержиевской Н.В., просившей об отклонении кассационной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Кондратьева А.А. обратилась в суд с иском к УВД по Владимирской области и просила признать за ней право на выплату пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» за период с **** по ****, взыскать задолженность по невыплаченной части пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации, ссылаясь на то, что является дочерью ветерана боевых действий Б., участвовавшего в боевых действиях на территории ****, в том числе, в ****, и погибшего **** на территории ****.
В обоснование иска указала, что в период с **** по **** она получала пенсию по случаю потери кормильца по линии МВД РФ, которую ответчик должен был выплачивать ей в повышенном размере в соответствии с п. «г» ч.1 ст.45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей». Однако, как указала истец, пенсия выплачивалась без учета данного повышения, в связи с чем, отказ в перерасчете пенсии считает незаконным и необоснованным.
Полагает, что подлежит взысканию с ответчика в ее пользу задолженность по невыплаченной пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации за период с **** по **** с учетом индексации в сумме **** рублей, а также просит взыскать судебные расходы в сумме **** рублей.
В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Представитель истца Мержиевская Н.В. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель УМВД по Владимирской области Кнутова А.О. с заявленными требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать. Указала, что Кондратьева А.А. не являлся ветераном боевых действий, а повышение пенсии по п. «г» ч.1 ст. 45 Закона РФ № 4468-1 может получать только сам ветеран боевых действий. Кондратьева А.А. получала пенсию УВД по Владимирской области по случаю потери кормильца с **** по ****, но сама не являлась и не является ветераном боевых действий, следовательно, на Кондратьеву А.А. действие указанной нормы не распространяется. Сослалась также на то, что в соответствии со ст. 55 Законом РФ № 4468-1 перерасчет пенсии может быть произведен только за последние 12 месяцев, предшествующих дню обращения за таким перерасчетом. Указала на то, что по факту гибели Б. было проведено административное расследование, по результатам которого установлено, что гибель Б. произошла в результате несчастного случая и не связана с исполнением обязанностей военной службы. С арифметическим расчетом истца согласилась.
Суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе ответчик просит решение суда отменить, считая его вынесенным с нарушением действующего законодательства и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, обсудив возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу, производится на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со статьей 5 вышеуказанного Закона, в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого закона, их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
Согласно статье 49 данного Закона пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
В статье 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 приведен перечень категорий пенсионеров, которым повышаются установленные размеры пенсий на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 настоящего Закона. К числу данных лиц отнесены и ветераны боевых действий.
Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно статье 43 вышеуказанного Закона, то есть тех сумм выплат, которые получал сам кормилец.
Судом установлено, что Кондратьева А.А. в период с **** по **** являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца по линии МВД РФ как дочь погибшего командира в/ч **** полковника Б., являвшегося участником боевых действий на территории ****.
Факт выполнения Б. боевых задач, в том числе в ходе контртеррористических операций на территории ****, подтвержден реализованным в отношении него наградным материалом: Указом Президента РФ от 30 декабря 1995 года Б. награжден медалью Жукова, Указом Президента России № 737 от 19 июля 1997 года - Орденом «Мужества»; приказом № 191 КВОО в Чеченской Республике от 26 сентября 1996 года - нагрудным знаком «Участник боевых действий», приказом военного коменданта Шелковского района Чеченской Республики от 08 февраля 2001 года № 80 - нагрудным знаком «Ветеран боевых действий на Северном Кавказе», приказом от 28 июля 1996 года № 55 л/с - нагрудным знаком «За отличие в службе» I степени, приказом КВВ МВД России от 10 сентября 1995 года № 262 - нагрудным знаком «За отличие в службе» II степени, приказом МВД России от 19 февраля 2001 года №166 л/с - медалью «За воинскую доблесть».
Также приказом МВД СССР № 471 л/с от 04 ноября 1989 года Б. награжден медалью «За отличие в воинской службе» II степени, приказом главы Администрации РСО от 08 ноября 1994 года № 189 - нагрудным знаком «За отличную службу в МВД», приказом МВД СССР от 02 октября 1987 года № 286 л/с - медалью «За безупречную службу» III степени.
11 февраля 2000 года Б. объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ Путина В.В. за самоотверженность и отвагу, проявленные при защите Отечества (л.д. 14).
Таким образом, наградной материал в отношении Б. был реализован (л.д. 15-22).
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что Б. относился к лицам, на которых распространяется действие закона РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года, в том числе, в части повышение пенсионных выплат с учетом 32%. Иное толкование и применение вышеуказанного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В этой связи, судебная коллегия полагает довод кассатора о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства участия Б. в контртеррористических операциях на территории **** необоснованным.
При этом судебная коллегия исходит из совокупного анализа, имеющегося в материалах дела, наградного материала на Б., а также положений законодательства, регулирующего правоотношения связанные с прохождение службы на территории ****. В частности, Постановление Правительства РФ от 11 декабря 1995 года N 1210 "Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике", которым к зоне вооруженного конфликта отнесена вся территория ****.
Статья 45 помещена в разделе «Исчисление пенсий», где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного Закона. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.
Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о праве истца на перерасчет получаемой пенсии по случаю потери кормильца является правильным, соответствует подлежащим применению правовым нормам, из системного толкования которых следует, что указанная надбавка начисляется к пенсии, получаемой членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в статье 45 Закона, предусматривающей право на повышение пенсионных выплат.
Этот же вывод следует и из содержания части 4 статьи 46 того же Закона, устанавливающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего.
Суд первой инстанции обоснованно не принял довод ответчика о том, что установленное статьей 45 Закона повышение пенсии распространяется непосредственно на ветерана боевых действий, а не на членов его семьи, поскольку данный довод противоречит нормам Закона Российской Федерации от 17.04.2010 года N 47-ФЗ.
Так статья 45 предусматривает размеры повышения пенсии, в том числе, и по случаю потери кормильца, в то же время, размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со статьей 43 Закона, то есть от дохода, который получал сам кормилец. Повышение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 45 Закона, предусмотрено также и абзацем 5 статьи 46 Закона.
Таким образом, повышение пенсии на 32% в соответствии с пунктом "г" статьи 45 Закона предусмотрено не только для самих ветеранов боевых действий, но и для членов их семей, получающих пенсию по случаю потери кормильца.
При таком положении отказ ответчика в перерасчете пенсии истца с учетом предусмотренного статьей 45 Закона повышения на 32%, неправомерен.
Учитывая, что выплата пенсии в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, причинила имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации суммы недоплаченной пенсии с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики. Индексации подлежит сумма недоплаты за все спорные периоды.
Недоплаченные суммы в силу инфляционных процессов утратили свою покупательную способность, что привело к нарушению гарантированного законодателем права Кондратьевой А.А. на полное и своевременное возмещение пенсии по случаю потери кормильца.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выбор критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры, является прерогативой законодателя, который вправе устанавливать их, в том числе в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и в целом по Российской Федерации, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан (Постановление от 19 июня 2002 года N 11-П, Определение от 4 октября 2005 года N 364-О).
В Федеральном законе "О Федеральном бюджете РФ..." уровень инфляции определяется как совокупный коэффициент за год.
В соответствии с разделом Х п. 5 "Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами..." (утв. Постановлением Госкомстата РФ N 23 от 25.03.2002) расчет индекса потребительских цен (ИПЦ) производится с месячной периодичностью.
При расчете недополученной пенсии по случаю потери кормильца, суд правомерно полагал необходимым и возможным применить к недополученным истцом своевременно суммам индекс потребительских цен по сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области.
Разрешая спор и удовлетворяя ходатайство Кондратьевой А.А. о взыскании с ответчика расходов по оплате услуг представителя, суд сослался на положения статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Суд, принимая во внимание представленные в подтверждение этого обстоятельства договор об оказании юридических услуг, квитанцию об оплате услуг представителя Мержиевской Н.В., участвовавшей в деле, на сумму **** рублей, правомерно посчитал необходимым взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в указанное сумме. Судебная коллегия полагает, что указанный размер судебных расходов является разумным.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных на реализацию требований части 3 статьи 17 Конституции РФ. Именно поэтому в части 1 статьи 100 ГПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
Довод кассатора о том, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт участия в КТО, не могут быть приняты во внимание и положены в основу отмены решения суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 19 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ установлено, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в Постановлениях от 26 декабря 2002 года № 17-П и от 17 мая 2011 года № 8-П, военнослужащие, принявшие на себя бремя неукоснительно исполнять обязанности военной службы, что предполагает выполнение ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, осуществляют конституционной значимые функции. Этим предопределяется правовой статус военнослужащих, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.
Полковник Б. являлся военнослужащим, в 1993-1996 годах выполнял специальные боевые задания на ****. Неоднократно выполнял специальные задания правительства России по обеспечению общественной безопасности и защите конституционных прав и свобод граждан, в том числе: 1993-1996 годы ****, ****, ****; 1997-2000 г.г. станица ****, 2000-2001 г.****. Имеет знак «Участник боевых действий» и «Ветеран Боевых действий на ****» (л.д. 13).
Данные обстоятельства наряду с иными представленными по делу доказательствами явились основанием для выводов суда о праве истца на повышение пенсии по случаю потери кормильца.
Довод кассационной жалобы о том, что разница между новым и прежним размером пенсии выплачивается лицу, имеющему на нее право, со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более, чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии, не может быть принят во внимание, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 58 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» сумма пенсии, не полученная пенсионерами своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким - либо сроком.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Между тем, судом первой инстанции, при оценке права истца на перерасчет пенсии не учтено следующее.
В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах», перечень государств, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, приводится в приложении к настоящему Закону, в который с 01 января 2004 года включено выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике и на прилегающих к ней территориях РФ с декабря 1994 года по декабрь 1996 года и выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года (Федеральный Закон № 158-ФЗ от 27 ноября 2002 года).
Этим же Законом в Федеральный закон "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ) внесены изменения и дополнения в статью 3 подпункт 1 пункта 1, в соответствии с которыми, к ветеранам боевых действий стали относится: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Следовательно, до 01 января 2004 года военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях на территории Российской Федерации, не принадлежали к лицам, которые могли приобрести статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит изменению, поскольку по указанным выше основаниям за Кондратьевой А.А. может быть признано право на повышение пенсии по случаю потери кормильца только с **** и соответственно взыскана задолженность за период с **** по ****.
Руководствуясь ст. 361, 362 ГК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Октябрьского районного суда города Владимира от 11 октября 2011 года изменить, признать за Кондратьевой А.А. право на повышение пенсии по случаю потери кормильца согласно п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» за период с **** по ****, взыскать с УВД по Владимирской области в пользу Кондратьевой А.А. недополученную часть пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации в размере **** (****) рублей **** копеек за период с **** по ****.
В остальной части решение Октябрьского районного суда города Владимира от 11 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя УМВД России по Владимирской области Кнутовой А.О. – без удовлетворения.
Председательствующий: Судакова Р.Е.
Судьи: Сергеева С.М.
Гришина Г.Н.