Дело № 33 - 4392/2011 Докладчик Самылов Ю.В. Судья Кротов С.Л.. О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе: Председательствующего Судаковой Р.Е., судей Самылова Ю.В. и Сергеевой С.М., при секретаре Киселёвой Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 27 декабря 2011 года дело по иску Муромского городского прокурора в интересах Малхасяна С.Р. к Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области и Управлению здравоохранения администрации округа Муром Владимирской области о взыскании **** руб. по кассационной жалобе Департамента здравоохранения администрации Владимирской области на решение Муромского городского суда Владимирской области от 31 октября 2011 года, которым постановлено:иск Муромского городского прокурора в интересах Малхасяна С.Р. к Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области удовлетворить. Взыскать с Департамента здравоохранения администрации Владимирской области в пользу Малхасяна С.Р. за счёт средств бюджета Владимирской области в возмещение расходов на приобретение лекарственных средств **** (**** руб. Муромскому городскому прокурору в удовлетворении иска в интересах Малхасяна С.Р. к Управлению здравоохранения администрации округа Муром Владимирской области отказать. Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения прокурора Муржухина А.А.., возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Муромский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Малхасяна С.Р. к Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области и Управлению здравоохранения администрации округа Муром Владимирской области о взыскании **** руб. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной Муромской городской прокуратурой проверки установлено, что Малхасян С.Р. является инвалидом **** группы в связи с имеющимся **** заболеванием. Инвалидность установлена до **** года. С августа **** года Московским научно-исследовательским институтом им. **** Малхасяну С.Р. назначено лечение препаратом **** (торговое наименование - **** Данный препарат не включен в «Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития от 18.09.2006 г. № 665. В связи с чем Малхасян С.Р. не имеет возможности использовать предоставленное ст. 6.2. Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178 -ФЗ «О государственной социальной помощи» право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами за счёт федерального бюджета. Поэтому он вынужден был приобретать лекарственные препараты на свои денежные средства, в результате чего понёс расходы в сумме **** руб. Однако обеспечение лекарственными средствами за счет бюджета субъекта РФ должно производить независимо от наличия права истца на бесплатное В связи с этим Муромский городской прокурор просил взыскать с Департамента здравоохранения администрации Владимирской области за счет средств бюджета Владимирской области в пользу Малхасяна С.Р. **** руб. Представитель ответчика Департамента здравоохранения администрации Владимирской области Жестков А.С. иск не признал, указывая, что Департамент здравоохранения не является надлежащим ответчиком, поскольку полномочия в сфере обеспечения лекарственными средствами лиц, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, законодательством возложены на органы местного самоуправления, поэтому заявленная прокурором сумма должна быть взыскана с Управления здравоохранения администрации округа Муром Владимирской области. Представитель ответчика Управления здравоохранения администрации округа Муром Владимирской области Карпов Д.А., иск не признал, указывая, что Управление здравоохранения ежеквартально получает из Департамента здравоохранения администрации Владимирской области денежные средства на приобретение необходимых лекарственных средств, которые затем перечисляет в соответствующие муниципальные учреждения здравоохранения. Поэтому именно Департамент здравоохранения администрации Владимирской области, не выполнивший требований Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 в части обеспечения Малхасяна С.Р. необходимыми лекарствами, является надлежащим ответчиком по иску прокурора. Представитель третьего лица Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области Туткушбаева Н.А. считает требования прокурора необоснованными, указывая, что хотя Департамент здравоохранения администрации Владимирской области и является главным распорядителем средств областного бюджета на оказание отдельным категориям граждан социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами, однако, заявленная прокурором сумма должна быть взыскана с Управления здравоохранения администрации округа Муром, которое обязано участвовать в софинансировании указанных расходов. В кассационной жалобе Департамент здравоохранения администрации Владимирской просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным. Кассационное рассмотрение проведено без истца Малхасяна С.Р., представителей ответчиков, которые были извещены о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с требованиями части 2 статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены судебного решения, по следующим мотивам. Материалами дела подтверждено, что Малхасян С.Р. является инвалидом **** группы в связи с имеющимся **** заболеванием. Инвалидность установлена до ****. С **** года Московским научно-исследовательским институтом им. **** Малхасяну С.Р. назначено лечение препаратом **** (торговое наименование - ****»). Данный препарат не включен в «Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития от 18.09.2006 г. № 665. В связи с чем Малхасян С.Р. не имеет возможности использовать предоставленное ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178 -ФЗ «О государственной социальной помощи» право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами за счёт федерального бюджета. **** года Российским онкологическим научным центром им. Н.Н. Блохина Малхасяну СР. назначено дальнейшее лечение с помощью препарата Нексавара. Данное назначение подтверждено ****. Однако в выдаче рецепта на бесплатное получение лекарства МУЗ «****» было отказано по причине отсутствия финансирования. Исходя из анализа норм действующего законодательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Малхасян С.Р. вправе получать назначенное лекарственное средство за счёт средств бюджета Владимирской области. Причем обеспечение лекарственными средствами за счет бюджета субъекта РФ должно производиться независимо от наличия права истца на бесплатное получение препаратов за счет федерального в соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Так статьей 20 Федерального закона «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» предусмотрено, что при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, включая меры социального характера. В соответствии со ст. 26.3.1. Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами изделиями медицинского назначения» утверждены перечни групп населения и виды заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врача бесплатно без ограничений в части ассортимента. Финансирование расходов по оплате лекарственных средств осуществляется за счёт средств субъекта Российской Федерации и иных источников, привлекаемых на эти цели. Согласно ст. 20.1. Основ законодательства об охране здоровья Правительство Российской Федерации утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, которая определяет условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи. В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования. Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2010 г. № 782 утверждена «Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год». Согласно разделу III данной Программы за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются лекарственные препараты в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Согласно разделу II Программы территориальная программа включает в себя перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в связи с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых «лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Постановлением Губернатора от 24.01.2011 г. № 23 утверждена Программа государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год. В соответствии с пунктом 3.4. данной Программы за счет бюджетных ассигнований областного бюджета и в соответствии с Законом Владимирской области «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во владимирской области» обеспечиваются бесплатно лекарственными средствами отдельные категории граждан при оказании амбулаторной медицинской помощи в порядке, установленном постановлением Губернатора Владимирской области от 21.01.2005 г. № 22. Согласно статье 57 Закона Владимирской области от 02.10.2007 N 120-ОЗ (ред. от 03.06.2011) «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» больные, страдающие **** заболеваниями, обеспечиваются бесплатно лекарственными средствами при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи в порядке и объемах, установленных постановлением губернатора Владимирской области. Указанным выше постановлением Губернатора № 22 от 21.01.2005 г. утверждено Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по обеспечению отдельных групп населения лекарственными средствами за счет средств областного бюджета. Согласно указанному Положению Департамент здравоохранения администрации области по согласованию с Департаментом финансов, бюджетной и налоговой политики ежегодно определяет объем финансовых средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению отдельных групп населения лекарственными средствами, указанные денежные средства перечисляются в виде субвенций муниципальным образованиям в лице управлений здравоохранения, которые распределяют их среди учреждений здравоохранения. Последние должны заключить договоры с аптечными учреждениями об отпуске отдельным категориям граждан лекарственных средств бесплатно по рецептам врача, выписанным в установленном порядке (пункты 4,6,7,9, 10, 13 Положения). Согласно письму Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.02.2006 г. № 489-ВС при одновременно наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям. Анализ указанных норм действующего законодательства, дает основание для вывода о том, что Малхасян С.Р. вправе получать назначенное лекарственное средство за счёт средств бюджета Владимирской области. Иное применение данных нормативных правовых актов означает снижение уровня гарантий в области охраны здоровья и противоречит положениям Конституции РФ, Основ законодательства об охране здоровья которые не содержат каких-либо ограничений в области охраны здоровья граждан, проживающих на территории Владимирской области. В связи с тем, что Малхасян С.Р. не был обеспечен вышеуказанным лекарством в достаточном количестве, он был вынужден приобретать лекарство за наличный расчёт в сумме **** руб., поскольку ежедневное употребление препарата является для него жизненно необходимым (л.д. 29). В **** года Малхасяну СР. также было отказано в выписке бесплатного рецепта, поэтому **** года он приобрёл указанное лекарственное средство еще на **** руб. (л.д. 34). Таким образом, всего Малхасяном С.Р. было приобретено необходимого ему лекарственного средства на сумму **** руб. Отсюда следует признать правильным вывод суда о том, что поскольку Малхасян СР. был вынужден нести расходы в связи с необеспечением его лекарственными средствами, то иск Муромского городского прокурора к Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области, как к главному распорядителю средств областного бюджета, не выполнившему требований Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 в части обеспечения Малхасяна С.Р. необходимыми лекарствами, о взыскании **** руб. в возмещение расходов на приобретение лекарства за счёт средств бюджета Владимирской области подлежит удовлетворению. Также суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку доводам ответчиков и их представителей. Верным является и вывод суда о взыскании суммы в возмещение расходов на приобретение лекарственных средств с Департамента здравоохранения администрации Владимирской области за счёт средств бюджета Владимирской области. По делу не представлено доказательств того, что денежные средства на приобретение Малхасяном С.Р. лекарства за счёт средств бюджета Владимирской области в рамках соответствующих полномочий были направлены Управлению здравоохранения администрации округа Муром Владимирской области, поэтому последнее не может нести ответственность по выплате указанных средств. В решении суд обоснованно указал, что доводы представителя Департамента здравоохранения администрации Владимирской области в обоснование возражений по иску являются несостоятельными и не могут быть положены в основу решения суда, поскольку в результате необеспечения Малхасяна С.Р. указанным лекарственным средством нарушаются его права на охрану здоровья, социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, предусмотренные ст.ст. 39, 41 Конституции РФ. Таким образом, разрешая спор по существу с учетом установленных обстоятельств, правоотношений сторон и закона, который подлежит применению по данному делу, суд принял правильное решение об удовлетворении предъявленных истцом требований. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено. Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Муромского городского суда Владимирской области от 31 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента здравоохранения администрации Владимирской области - без удовлетворения. Председательствующий Р.Е.Судакова Судьи Ю.В.Самылов С.М. Сергеева
получение препаратов за счет федерального бюджета.