№ 33-4389/2011 Докладчик Самылов Ю.В. Судья Бондаренко А.А. О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе: Председательствующего Судаковой Р.Е., и судей Самылова Ю.В. и Гришиной Г.Н., при секретаре Киселёвой Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 27 декабря 2011 года дело по заявлению Алексинского В.А. и Алексинской О.Б., действующих также в интересах несовершеннолетних Алексинского Е.В. и Валишиной А.И., о признании незаконным отказа администрации г.Коврова в признании нуждающимися в жилом помещении по кассационной жалобе представителя администрации г. Коврова Владимирской области и жилищной комиссии администрации г. Коврова - Овчинниковой Л.В. на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 18 ноября 2011 года, которым постановлено: Заявление Алексинского В.А. и Алексинской О.Б., действующих также в интересах несовершеннолетних Алексинского Е.В. и Валишиной А.И., о признании незаконным отказа администрации г.Коврова в признании нуждающимися в жилых помещениях удовлетворить частично. Признать решение жилищной комиссии администрации г.Коврова, оформленное протоколом от **** г., об отказе семье Алексинских в составе четырех человек: Алексинского В.А., Алексинской О.Б. и несовершеннолетних Алексинского Е.В. и Валишиной А.И. в признании нуждающейся в жилых помещениях и отказ заместителя главы администрации г.Коврова-председателя жилищной комиссии администрации г.Коврова от **** г., исх. № ****, в признании молодой семьи Алексинских в составе четырех человек: Алексинского В.А., Алексинской О.Б. и несовершеннолетних Алексинского Е.В. и Валишиной А.И. нуждающейся в жилых помещениях незаконными. Обязать жилищную комиссию администрации г.Коврова признать молодую семью Алексинских в составе четырех человек: Алексинского В.А., Алексинской О.Б. и несовершеннолетних Алексинского Е.В. и Валишиной А.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий. В удовлетворении заявления в части требования о возложении на жилищную комиссию администрации г.Коврова поставить молодую семью Алексинских на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты подачи заявления, то есть с **** г., Алексинскому В.А. и Алексинской О.Б., действующих также в интересах несовершеннолетних Алексинского Е.В. и Валишиной А.И., отказать. Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения представителя заинтересованных лиц - администрации г. Коврова Владимирской области и жилищной комиссии администрации г. Коврова Овчинниковой Л.В., просившей решение отменить, объяснения представителя Алексинского В.А. по доверенности - Яковлева А.В., возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия У с т а н о в и л а: Алексинские В.А. и О.Б., действующие также в интересах несовершеннолетних Алексинского Е.В. и Валишиной А.И., обратились в суд с заявлением, с учетом уточнений, о признании решения жилищной комиссии администрации г.Коврова об отказе семье Алексинских в составе четырех человек в признании нуждающейся в жилом помещении и отказа заместителя главы администрации г.Коврова от **** г., исх. № ****, в признании молодой семьи Алексинских нуждающейся в жилом помещении незаконными и возложении обязанности на жилищную комиссию администрации г.Коврова признать семью Алексинских нуждающейся в улучшении жилищных условий с постановкой на учет с даты подачи заявления **** г. В обоснование указали, что на направленное ими в адрес администрации **** года обращение о признании их молодой семьи нуждающейся в жилом помещении, они **** года получили письмо от **** № **** об отказе в признании их семьи нуждающимися в жилом помещении на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ - представлены документы, которые не подтверждают право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Данный отказ, подписанный заместителем главы администрации г.Коврова Асваровым З.Д., считают незаконным по тому основанию, что их семья зарегистрирована в квартире **** дома **** по ул.****, в которой, кроме них, зарегистрировано еще шесть человек, не являющихся членами их семьи. Также указали, что квартира, расположенная по вышеуказанному адресу, принадлежит на праве собственности Алексинской Евгении Владимировне, которая членом их семьи не является. Решением Ковровского городского Совета народного депутатов от **** г. № **** утверждена учетная норма площади жилого помещения в г.Коврове в размере 10 кв.метров общей площади на одного члена семьи. Поскольку их семья обеспечена общей площадью жилых помещений менее учетной нормы, полагали отказ администрации г.Коврова незаконным и нарушающим их право на участие в долгосрочной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 гг.», а именно в Подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей Владимирской области на 2011-2015 гг.». В судебное заседание заявители не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель Алексинского В.А. адвокат Смирнов С.А., действующий также по доверенности, поддержал заявление в полном объеме. Представитель заинтересованных лиц администрации г.Коврова и жилищной комиссии Овчинникова Л.В. с заявлением не согласилась, в обоснование возражений пояснив, что принятие решения о признании или отказе в признании граждан нуждающимися в жилых помещениях входит в компетенцию жилищной комиссии администрации г.Коврова. Алексинским отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, поскольку ими представлены документы, не подтверждающие их право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Жилищная комиссия установила, что в квартире **** дома **** по ул. **** они Алексинские не проживают, их регистрация в квартире произведена в целях улучшения жилищных условий. Что касается других граждан, не являющихся членами семьи собственника, то они зарегистрированы в квартире с целью получения работы в г.Коврове, с связи с чем не были учтены при расчете обеспечения жилой площадью. Указала на отсутствие у заявителей препятствий для вселения в данную квартиру. Судом постановлено вышеуказанное решение. В кассационной жалобе представитель администрации г. Коврова Владимирской области и жилищной комиссии администрации г. Коврова - Овчинникова Л.В. просит решение отменить, как незаконное и необоснованное. Кассатор полагает, что судом неправильно применены нормы материального права. Кассационное рассмотрение дела проведено без участия заявителей Алексинского В.А. и Алекинской О.Б., действующих также в интересах несовершеннолетних Алексинского Е.В. и Валишиной А.И., надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с требованиями части 2 статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения по следующим мотивам. На территории Владимирской области в рамках Долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.», утвержденной постановлением Губернатора Владимирской области от 01 марта 2011 г. № 145 «О долгосрочной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 гг.», разработана Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей Владимирской области на 2011- 2015 гг.» (далее - Подпрограмма). Участником Подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей (далее - неполная молодая семья), соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий; наличие у семьи доходов либо иных денежных средств для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Применительно к Подпрограмме под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст.51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Являясь молодой семьей в составе четырех человек, Алексинские обратились **** года в администрацию города по вопросу признания их нуждающимися в жилых помещениях. Письмом от ****., исх. № **** подписанным заместителем главы администрации г.Коврова Асваровым З.Д., заявителям отказано в признании их нуждающимися в жилых помещениях по мотиву обеспеченности молодой семьи общей площадью жилых помещений более учетной нормы. Данное письмо содержало информацию о том, что решением жилищной комиссии Алексинским отказано в признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ - представлены документы, которые не подтверждают право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Как установлено из представленных документов, семья зарегистрирована в квартире **** дома **** по ул.****, имеющей общую площадь **** кв.метра, собственником которой является мать Алексинского В.А. - Алексинская Е.В. Всего в квартире зарегистрировано 10 человек, в том числе мать и брат заявителя, а также четыре человека, на которых не представлены документы, подтверждающие родственные отношения с собственником жилого помещения. Со слов заявителя Алексинского В.А., указанные 4 человека являются дальними родственниками, которые при рассмотрении вопроса о признании семьи нуждающихся в жилых помещениях не учитывались. Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу ч.1 ст.256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Устанавливая нуждаемость Алексинских в жилых помещениях, суд правильно руководствовался положениями ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности: - не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Оценивая соблюдение порядка принятия оспариваемого решения, суд исходил из положений статьи 52 ЖК РФ, согласно которой принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч.4 ст.52 ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. В соответствии с п. 6 Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Законом Владимирской области от 06.05.2005 г. № 49-ОЗ, ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется исполнительными органами местного самоуправления по месту их жительства с соблюдением гласности путем принятия решений по данным вопросам на заседаниях жилищной комиссии, состав и положение о которой утверждаются постановлением главы (главы администрации) муниципального образования. Постановлением главы муниципального образования г.Ковров от **** г. № **** утверждено Положение о жилищной комиссии администрации г.Коврова, согласно которому комиссия, в частности, рассматривает заявления граждан о признании нуждающимися в жилых помещениях, принимает решения о признании или об отказе в признании граждан нуждающимися в жилых помещениях. Постановлением администрации г.Коврова от **** г. № **** утвержден состав жилищной комиссии администрации г.Коврова. Таким образом, изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что заявление Алексинских В.А. и О.Б. о признании их молодой семьи в составе четырех человек нуждающейся в жилых помещениях, было рассмотрено уполномоченным на то органом - жилищной комиссией администрации города, ответ на обращение дан председателем данной комиссии, то есть правомочным лицом в установленные законом сроки, с соблюдением порядка принятия решения, со ссылкой на нормы материального права в обоснование отказа. Как усматривается из протокола заседания жилищной комиссии администрации г.Коврова от **** г., члены комиссии проголосовали за отказ в постановке семьи Алексинских на учет в качестве нуждающихся с пометкой: ухудшение жилищных условий. На основании указанного решения был оформлен оспариваемый письменный отказ от **** г. № **** Согласно ст.53 ЖК РФ и п.5 Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Законом Владимирской области от 06.05.2005 г. № 49-ОЗ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Вместе с тем, доводы представителя заинтересованных лиц - администрации г. Коврова Владимирской области и жилищной комиссии администрации г. Коврова, на которых согласно ст. 249 ГПК РФ возложена обязанность по доказыванию законности обжалуемых решения жилищной комиссии и отказазаместителя главы администрации г.Коврова от **** г, о допустимости ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, если гражданами совершались умышленные действия с целью искусственного ухудшения жилищных условий, являются ошибочными, не основанными на фактических обстоятельствах данного дела. Как установлено судом, по договору безвозмездной передачи жилого помещения в собственность от **** собственником квартиры **** в доме **** по ул.**** является Алексинская Е.В.. В данной квартире последняя проживает одна. Установленные судом обстоятельства с достоверностью подтверждают факт проживания заявителей на основании договора аренды № **** от **** г. в квартире **** дома **** по ул.****. Руководствуясь положениями ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, суд верно установил, что заявители совместно с собственником квартиры **** в доме **** по ул.**** Алексинской Е.В. не проживают, членами ее семьи не являются, совместное хозяйство с нею не ведут, общего бюджета не имеют. Кроме того, по сведениям Ковровского отделения Владимирского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» и Ковровского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области права собственности за заявителями Алексинскими, в том числе несовершеннолетними, на объекты недвижимости жилого назначения в г.Коврове не зарегистрировано. При этом, заявители не являются нанимателями по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Что касается четырёх человек, зарегистрированных в квартире **** в доме **** по ул.**** с целью трудоустройства и поступления в учебное заведение, то указанные лица в жилом помещении не проживают, собственник не ведет с ними совместного хозяйства, не имеет общего семейного бюджета. Анализируя установленные по делу обстоятельства и давая оценку имеющимся в деле доказательствам, суд, не установив причинной связи между действиями заявителей по их регистрации в квартире **** дома **** по ул**** и подачей заявления в администрацию города о признании нуждающимися в жилом помещении, пришёл к верному выводу о наличии оснований для признания семьи Алексинских на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях. Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Признав незаконными решение жилищной комиссии администрации г.Коврова, оформленное протоколом от **** г., об отказе семье Алексинских в составе четырех человек: Алексинского В.А., Алексинской О.Б. и несовершеннолетних Алексинского Е.В. и Валишиной А.И. в признании нуждающейся в жилых помещениях и отказ заместителя главы администрации г.Коврова-председателя жилищной комиссии администрации г.Коврова от ****., исх. № ****, в признании молодой семьи Алексинских в составе четырех человек: Алексинского В.А., Алексинской О.Б. и несовершеннолетних Алексинского Е.В. и Валишиной А.И. нуждающейся в жилых помещениях незаконными, суд правомерно обязал жилищную комиссию администрации г.Коврова признать вышеуказанную семью нуждающейся в улучшении жилищных условий. Между тем суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления в части требования о возложении на жилищную комиссию администрации г.Коврова поставить молодую семью Алексинских на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты подачи заявления, то есть с **** поскольку заявители обратились в администрацию г.Коврова не в целях получения жилого помещения, а для дальнейшего участия в Подпрограмме, для чего не требуется постановка на учет, а достаточно признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Судебная коллегия соглашается с решением суда, находит, что правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых судом доказательств, в связи с чем, доводы кассационной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, поскольку не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. ст. 362 - 364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене состоявшегося судебного решения, так как направлены на иную оценку обстоятельств, исследованных судом с соблюдением правил ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не опровергают выводы суда. Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и не могут быть приняты во внимание. Какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены судебного решения, либо влияющие на правильность постановленного судом решения судом первой инстанции при рассмотрении спора допущены не были. С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Ковровского городского суда Владимирской области от 18 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя администрации г. Коврова Владимирской области и жилищной комиссии администрации г. Коврова - Овчинниковой Л.В. - без удовлетворения. Председательствующий Р.Е. Судакова Судьи Ю.В. Самылов Г.Н. Гришина