Дело № 33-4325/11 Докладчик Яковлева Д.В. Судья Ким И.Г. О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе: председательствующего Белогуровой Е.Е., и судей Яковлевой Д.В., Писаревой З.В., при секретаре Бойцовой О.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 22 декабря 2011 года дело по кассационной жалобе представителя Клочкова В.В. и Клочковой Е.В. - Клейман А.Л. на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 08 ноября 2011 года, которым постановлено: Исковые требования Клочкова В.В. и Клочкова Е.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Ковровская сетевая компания» о взыскании разницы в начислениях оплаты за отопление за 2008 и 2009 г.г. в сумме ****, взыскании материального и морального ущерба в сумме **** руб., оставить без удовлетворения. Заслушав доклад судьи Яковлевой Д.В., выслушав пояснения представителя истцов - по доверенности Клеймана А.Л., поддержавшего кассационную жалобу, возражения представителя ответчика Корольковой Т.В., действующей на основании доверенности, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А : Клочков Е.В. является собственником квартиры ****, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от **** г. В данной квартире также зарегистрирован и проживает Клочков В.В.. Клочков Е.В. и Клочков В.В. обратились в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Ковровская сетевая компания» (далее - ООО «КСК»), с учетом уточнения требований просили о взыскании разницы в начислениях платы за отопление за 2008 и 2009 г.г., возмещении материального и морального вреда. В обоснование иска сослались на то, что ответчик производит им начисление платы за отопление, и на основании Приказа Госстроя № 105 от 06.05.2009 г. произвел корректировку оплаты за 2008 и 2009 г.г. Полагают применение данного приказа незаконным, поскольку он не прошел регистрацию в Минюсте РФ и в установленном порядке не опубликован, то есть является недействующим. Считают, что произведенный ООО «КСК» в 2009 г. расчет корректировки платы за отопление за вычетом ****, и в дальнейшем, за вычетом **** не соответствует требованиям постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. «Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», постановления Правительства № 306 от 23.05.2006 г. «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», ст. 157 ЖК РФ. Просят взыскать с ответчика разницу в начислениях платы за отопление за 2008 г. в сумме ****, за 2009 г. в сумме **** коп., а всего **** Истцы просили также взыскать компенсацию материального и морального вреда, так как из-за неправильного начисления они были вынуждены обращаться в суд, который длительное время рассматривает гражданское дело. Это связано с эмоциональными переживаниями, финансовыми затратами. Просят взыскать в счет компенсации морального вреда денежные средства в сумме **** В судебном заседании истец Клочков В.В. и представитель истцов Клейман А.Л. поддержали уточненные исковые требования в полном объеме. Представитель ответчика - ООО «КСК» - в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, ранее иск не признавал, указывая на ошибочное применение истцами постановления Правительства № 307 от 23.05.2006 г. Указало также, что ООО «КСК» при расчете платы за отопление использует конкретные данные отпущенной тепловой энергии потребителю. Начисление платы за отопление в 2008 г. производилось по схеме 1/7, в 2009 г. - 1/12. Поскольку в настоящее время отсутствует нормативный акт, регулирующий расчетный метод определения количества поставленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета, то произвести корректировку не представляется возможным. Кроме того, полагал недоказанными требования о причинении истцам материального и морального вреда. По делу постановлено указанное выше решение суда. В кассационной жалобе представитель истцов просит решение отменить, полагая его неправильным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения. Судом установлено, что ООО «КСК», как поставщик теплового ресурса непосредственно для граждан-потребителей, с 01.01.2008 г. осуществляло отпуск тепловой энергии в жилой дом ****. В 2008 г. начисление платы за тепловую энергию осуществлялось ответчиком в соответствии с постановлением Правительства № 306 от 23.05.2006 г., постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области № 32/4 от 07.12.2007 г. об установлении тарифа на тепловую энергию для ООО «КСК» с 01.01.2008 г., нормативом потребления тепловой энергии, утвержденным решением Ковровского городского Совета народных депутатов № 83 от 26.06.2007 г. В 2008 г. во исполнение постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. ответчиком произведена корректировка платы за отопление в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ № 105 от 06.02.2000 г. Решением Ковровского городского Совета народных депутатов № 2 от 16.01.2009 г. утверждены нормативы потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение населения г. Коврова. В 2009 г. ответчиком размер платы за отопление рассчитывался исходя из норматива потребления, установленного вышеуказанным решением. В 2009 г. ООО «КСК» на основании п.п. 19, 21, 25 постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. произвело корректировку платы за отопление за 2009 г.: минус **** и минус **** Согласно ст. 157 ЖК РФ (в редакции Федерального закона № 199-ФЗ от 31.12.2005 г.) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с п.п. «а» п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Согласно подпункту 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307 размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома один раз в год корректируется исполнителем по определенной формуле. Формулы корректировки предусматривают включение в нее показателей, определяемых ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Принимая во внимание, что Приказ Госстроя России № 105 от 06.05.2000 г. не зарегистрирован в Минюсте России и в установленном Указом Президента Российской Федерации № 763 от 23.05.1996 г. порядке не опубликован, суд верно согласился с доводом истцов о невозможности его применения в силу его недействительности. Кроме того, суд принял во внимание, что иного принятого в установленном порядке правового акта, регламентирующего применение расчетного метода определения количества поставленной тепловой энергии в отсутствие приборов учета, в настоящее время не имеется. В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ. Как правильно указал суд, без учета норм вышеуказанного законодательства, корректировка платы за отопление за 2008г и 2009г. жителям многоквартирных домов, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета теплоснабжения, является незаконной. Поскольку нормативный правовой акт, определяющий порядок расчета количества поставленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета, до настоящего времени отсутствует, вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований, является обоснованным. С учетом изложенного, судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, всем доказательствам дана надлежащая оценка с учетом требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и правильно применен материальный закон, в связи с чем оснований, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Ковровского городского суда Владимирской области от 08 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Клочкова В.В. и Клочковой Е.В. - Клейман А.Л. - без удовлетворения. Председательствующий Е.Е. Белогурова Судьи областного суда Д.В. Яковлева З.В. Писарева