Дело № 33 –165/2012 год Докладчик Гришина Г.Н.
Судья Игнатович М.С.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Самылова Ю.В. и Гришиной Г.Н.,
при секретаре Киселевой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 24 января 2012 года дело по кассационной жалобе представителя УМВД России по Владимирской области по доверенности Смахтиной А.В. на решение Октябрьского районного суда города Владимира от 01 ноября 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования Королевой Л.Ю. удовлетворить в части.
Признать за Королевой Л.Ю., матерью погибшего в боевых действиях на **** К., право на повышение пенсии по случаю потери кормильца согласно п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с ****.
Взыскать с УМВД по Владимирской области в пользу Королевой Л.Ю. недополученную часть пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации в размере **** рублей за период с **** по ****.
Обязать УМВД по Владимирской области на основании пункта «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» увеличить Королевой Л.Ю. ежемесячный размер получаемой пенсии по случаю потери кормильца и с **** ежемесячно выплачивать ее в повышенном размере с последующей индексацией согласно действующему законодательству и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Взыскать с УМВД по Владимирской области в пользу Королевой Л.Ю. расходы по оплате услуг представителя в сумме **** рублей и нотариальные расходы в сумме **** рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения представителя ответчика УМВД России по Владимирской области Кнутовой А.О., просившей об отмене решения, представителя истцов Мержиевской Н.В., просившей об отклонении кассационной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Королева Л.Ю. обратилась в суд с иском к УМВД по Владимирской области и просила признать за ней право на выплату пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с **** на весь период получения данной пенсии, взыскать задолженность по невыплаченной части пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации, обязать увеличить ежемесячный размер получаемой пенсии по случаю потери кормильца с ****, ссылаясь на то, что является матерью ветерана боевых действий К., участвовавшего в боевых действиях в **** и погибшего **** на территории **** при исполнении служебных обязанностей в ходе боевых действий в период командировки на территории ****.
В обоснование иска указала, что с **** года она получает пенсию по случаю потери кормильца по линии Министерства обороны РФ, которую ответчик должен был выплачивать ей в повышенном размере в соответствии с п. «г» ч.1 ст.45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей». Однако, как указала истец, пенсия выплачивалась без учета данного повышения, в связи с чем, отказ в перерасчете пенсии считает незаконным и необоснованным.
Полагает, что подлежит взысканию с ответчика в ее пользу задолженность по невыплаченной пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации за период с **** по **** в сумме **** рублей, просит увеличить ежемесячный размер получаемой пенсии по случаю потери кормильца и с **** выплачивать ее в повышенном размере с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством и в порядке, установленном Правительством РФ на весь период получения данной пенсии, а также просит взыскать судебные расходы по договору возмездного оказания юридических услуг на основании квитанций по оплате предоставленных услуг.
В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Представитель истца Мержиевская Н.В. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель УМВД по Владимирской области Кнутова А.О. с заявленными требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать. Указала, что истец не является ветераном боевых действий, а повышение пенсии по п. «г» ч.1 ст. 45 Закона РФ № 4468-1 может получать только сам ветеран боевых действий. Королева Л.Ю. получают пенсию УВД по Владимирской области по случаю потери кормильца, следовательно, на Королеву Л.Ю. действие указанной нормы не распространяется. Сослалась также на то, что сам К. не являлся ветераном боевых действий, поскольку не имел удостоверения ветерана боевых действий, а документов, подтверждающих участие К. в контртеррористических операциях, представлено не было. Указывает, что в соответствии со ст. 55 Законом РФ № 4468-1 перерасчет пенсии может быть произведен только за последние 12 месяцев, предшествующих дню обращения за таким перерасчетом, поскольку вины УМВД по Владимирской области в невыплате пенсии нет. С математическим расчетом истца согласилась.
Суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, считая его вынесенным с нарушением действующего законодательства.
Проверив законность принятого судом решения, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Королевой Л.Ю. требования о признании права на повышение пенсии по случаю потери кормильца согласно п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», суд исходил из того, что Королева Л.Ю., как мать, погибшего **** года в **** ветерана боевых действий К., имеет право на повышение пенсии по случаю потери кормильца.
При этом, суд первой инстанции сослался на заключение служебной проверки по факту гибели и ранения сотрудников ОМОН УВД Владимирской области в результате боевого столкновения с членами незаконных вооруженных формирований от ****, согласно которого К. погиб при исполнении служебных обязанностей в ходе боевых действий, и учел, что Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2002 года К. награжден орденом Мужества посмертно и имеет нагрудный знак «Участник боевых действий», что, по мнению суда, является доказательством фактического участия К. в проведении контртеррористических мероприятий.
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что К., находившийся в командировке в **** в **** года, относится к категории ветеранов боевых действий.
Судебная коллегия полагает указанные выводы суда преждевременными, сделанными без тщательного исследования всех юридически значимых обстоятельств.
Согласно ст. 3 п. 1 ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся: лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Приложением N 1 к указанному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. В разделе III названного Перечня (в ред. Федерального закона от 27 ноября 2002 года N 158-ФЗ) указано выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Таким образом, Федеральный закон к ветеранам боевых действий относит лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, которые принимали участие в боевых действиях, каковыми являются выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1995 года N 1210 "Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике" к зоне вооруженного конфликта отнесена вся территория Чеченской Республики.
Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", устанавливая правовые гарантии социальной защиты ветеранов, предусматривает, что реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации (статья 28).
Во исполнение данной нормы Федерального закона Правительство Российской Федерации издало Постановление от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", которым утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий. Согласно данной Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации по заявлениям, подаваемым в эти органы (пункт 2).
МВД России установило такой порядок, утвердив Инструкцию о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3.3 пункта 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений "Ветеран боевых действий" в системе внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 7 мая 2004 года N 282 (в редакции, действующей на время обращения с заявлением), основанием выдачи удостоверений лицам, указанным в п. 1 настоящей Инструкции, выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года, является факт выполнения ими задач в ходе контртеррористической операции на территории названного региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом «в» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" предоставлены дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, состав которых определяется руководителем Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации по представлению руководителя Регионального оперативного штаба, а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. При этом, согласно пункта «в» пункта 4 указанного Постановления, периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 года - руководителем контртеррористической операции (подп. "в" п. 4 Постановления).
Из анализа указанных нормативных актов следует, что получение звания ветерана боевых действий за участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации зависит от фактического участия в определенных контртеррористических операциях в составе специальных сил и сил Объединенной группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Поэтому присвоение такого звания должно производиться тем лицам, которые реально участвовали в этих операциях (в специальных операциях).
Для сотрудников и военнослужащих внутренних войск МВД России к подтверждающим документам выполнения задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года относятся выписки из приказов, которые устанавливают факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2004 года № 65.
Таким образом, выполнение задач в ходе контртеррористических операций должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями гражданского процессуального закона.
Юридически значимым обстоятельством по данному делу является установление факта выполнения К. во время командировки задач, предусмотренных Постановлением Правительства РФ N 65 от 9 февраля 2004 года.
Как усматривается из материалов дела, в подтверждение факта участия К. в боевых действиях в период проведения контртеррористической операции истцом была представлена в суд копия заключения служебной проверки по факту гибели и ранения сотрудников **** в результате боевого столкновения с членами незаконных вооруженных формирований, имевшего место ****.
Представленное истцом в суд в обоснование своих требований заключение не содержит никаких сведений относительно участия погибшего К. в контртеррористических операциях. Факт непосредственного участия погибшего К. в контртеррористических операциях, как того требует действующее законодательство, документально не подтвержден.
Также нельзя признать правильным вывод суда о том, что доказательством фактического участия в боевых действиях К. является награждение его нагрудным знаком "Участник боевых действий" и орденом Мужества.
В соответствии Указом Президента РФ № 442 от 02 марта 1994 года Орденом Мужества награждаются граждане за самоотверженность, мужество и отвагу, проявленные при спасении людей, охране общественного порядка, в борьбе с преступностью, во время стихийных бедствий, пожаров, катастроф и других чрезвычайных обстоятельств, а также за смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского, гражданского или служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни.
Положение о нагрудном знаке "Участник боевых действий", утвержденное приказом Министерства внутренних дел России от 31 марта 2000 г. N 333, предусматривает, что нагрудный знак может быть вручен лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел не только за фактическое участие в боевых действиях, но и за участие в различных мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории боевых действий.
С учетом изложенного, для разрешения заявленных требований надлежало установить, где проходил службу К. в период командировки, отнесена ли эта территория к зоне вооруженного конфликта, подтвержден ли факт непосредственного участия погибшего К. в контртеррористических операциях, как того требует действующее законодательство.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылаются. Обстоятельства, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (статья 60 ГПК РФ).
Суд не выполнил эту обязанность, не определил обстоятельства, которые имеют значения для дела, не определил, какой стороне надлежит их доказывать, не вынес эти обстоятельства на обсуждение, не предложил сторонам представить доказательства касающиеся предмета спора, в том числе документы, подтверждающие или опровергающие с учетом Инструкции о порядке выдачи удостоверений "Ветеран боевых действий" в системе внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 7 мая 2004 года N 282, и Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" факт непосредственного участия погибшего К. в контртеррористических операциях.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение, в ходе которого суду надлежит, определив, какие обстоятельства имеют значение для дела, вынести их на обсуждение сторон и указать какой стороне надлежит их доказывать, или оказать содействие в истребовании доказательств, подтверждающих участие К. в контртеррористических операциях, и с учетом представленных сторонами доказательств разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно не принял довод ответчика о том, что установленное статьей 45 Закона повышение пенсии распространяется непосредственно на ветерана боевых действий, а не на членов его семьи, поскольку данный довод противоречит нормам Закона Российской Федерации от 17.04.2010 года N 47-ФЗ.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел производится на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со статьей 5 вышеуказанного Закона, в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого закона, их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
Согласно статье 49 данного Закона пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
В статье 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 приведен перечень категорий пенсионеров, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу данных лиц отнесены и ветераны боевых действий.
Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно статье 43 вышеуказанного Закона, то есть тех сумм выплат, которые получал сам кормилец.
Статья 45 помещена в разделе "Исчисление пенсий", где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного Закона. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.
Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.
Таким образом, из системного толкования подлежащих применению правовых норм следует, что указанная надбавка начисляется к пенсии, получаемой членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в статье 45 Закона, предусматривающей право на повышение пенсионных выплат.
Этот же вывод вытекает и из содержания части 4 статьи 46 того же Закона, устанавливающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего.
Судом установлено, что истец является получателем пенсии по случаю потери кормильца по линии МВД РФ как мать погибшего старшего **** К.
Следовательно, в случае признания погибшего К. ветераном боевых действий, истец будет иметь право на перерасчет получаемой пенсии по случаю потери кормильца на 32%.
Довод кассатора о том, что суд первой инстанции необоснованно взыскал сумму надбавки к пенсии за весь период с **** заслуживает внимания, поскольку статьей 55 Федерального закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлено, что перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится: б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
В соответствии со ст. 58 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Назначение или перерасчет пенсии носит заявительный характер, однако, суд первой инстанции не установил, когда истец обратилась к ответчику за перерасчетом пенсии, и известно ли было ответчику об изменившихся у получателя пенсии обстоятельствах, влекущих ее перерасчет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361, 362 ГК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Октябрьского районного суда города Владимира от 01 ноября 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий: Судакова Р.Е.
Судьи: Самылов Ю.В.
Гришина Г.Н.