Дело № 33- 2695/2011 Докладчик:Самылов Ю.В.
Судья: Шелутинская Л.В.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
Председательствующего Сергеевой С.М.,
и судей Самылова Ю.В., Гришиной Г.Н.,
при секретаре Лемешковой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 04 августа 2011 года дело по иску Махина А.Н. к начальнику Главного Ракетного Артиллерийного Управления (ГРАУ), Московскому квартирно – эксплуатационному управлению, руководителю Департамента расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения
по кассационной жалобе представителя начальника Главного Ракетного Артиллерийного Управления (ГРАУ) МО РФ по доверенности - Зенкина М.В. на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 01 марта 2011 года, которым постановлено: признать незаконным бездействие начальника Главного Ракетного Артиллерийского Управления, связанного с включением заявителя в сводный список по Западному военному округу получателей в 2010 г. государственных жилищных сертификатов в связи с отселением из закрытого военного городка для приобретения жилого помещения.
Обязать начальника Главного Ракетного Артиллерийского Управления Министерства обороны РФ внести фамилию Махина А.Н. (состав семьи 3 человека) в сводный список по Западному военному округу получателей в 2011 г. государственных жилищных сертификатов в связи с отселением из закрытого военного городка для приобретения жилого помещения и предоставить сводный список с учетом изменений на утверждение руководителю Департамента расквартирования Министерства обороны РФ.
Обязать руководителя Департамента расквартирования Министерства обороны РФ утвердить изменения в сводном списке по Западному военному округу получателей в 2011 г. государственных жилищных сертификатов с учетом внесения в него фамилии Махин А.Н.
Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения Махина А.Н., возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Махин А.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия начальника Главного Ракетного Артиллерийского Управления, связанного с включением заявителя в сводный список по Западному военному округу получателей в 2010 г. государственных жилищных сертификатов в связи с отселением из закрытого военного городка для приобретения жилого помещения; возложении обязанности на начальника Главного Ракетного Артиллерийского Управления Министерства обороны РФ внести фамилию Махина А.Н. (став семьи 3 человека) в сводный список по Западному военному округу получателей в 2011 г. государственных жилищных сертификатов в связи с отселением из закрытого военного городка для приобретения жилого помещения и предоставить сводный список с учетом изменений на утверждение руководителю Департамента расквартирования Министерства обороны РФ; возложении обязанности руководителя Департамента расквартирования Министерства обороны РФ утвердить изменения в сводном списке по Западному военному округу получателей в 2011 г. государственных жилищных сертификатов с учетом внесения в него фамилии Махин А.Н.
В обоснование заявленных требований пояснил, что в/часть **** он включен в 2010 г. в списки участников федеральной подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «ЖИЛИЩЕ» на 2002 – 2010 годы» в порядке отселения из закрытого военного городка. Указанный список направлен через Ковровскую КЭЧ в Главное Ракетное Артиллерийское Управления в для включения в сводный список по округу получателей сертификатов в 2010 году и утверждения последнего руководителем Департамента расквартирования Министерства обороны РФ.
Порядок формирования списков участников Подпрограммы в Министерстве обороны РФ определяется Порядком, утверждённым приказом Министра обороны РФ от 10 июня 2006 г. № 215 «Об утверждении Порядка формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях ВС РФ граждан – получателей ГЖС и граждан, включенных в резерв на получение ГЖС, оформления и выдачи ГЖС».
В соответствии с разделом 2 названного Порядка: Жилищная комиссия воинских частей формирует список по каждой категории граждан: а) военнослужащие, подлежащие увольнению; б) граждане, уволенные с военной службы и граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков; в) члены семей, погибших (умерших) военнослужащих.
Квартирно-эксплуатационное управление Московского военного округа, руководствуясь списками получателей сертификатов по установленной в них очерёдности, составляют сводные списки получателей по Западному военному округу (п.13).
Затем сводные списки получателей сертификатов по округу Квартирно-эксплуатационное управление Московского военного округа представляет в Управление по реализации жилищных программ для проверки по данным автоматизированной системы (реестр) на соответствие суммарных средств, выделенным на военный округ средствам п.(14).
Сводный список получателей сертификатов по Министерству обороны в течение 35 дней с даты получения бланков сертификатов от Государственного заказчика Подпрограммы, направляется в Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны (ГлавФЭУ) (п. 15). ГлавФЭУ в течение двух месяцев с даты получения бланков сертификатов от Государственного заказчика Подпрограммы, обеспечивает их передачу в КЭЧ районов (п.16).
Однако, в нарушение положений, установленного Порядком формирования списков и выдачи ГЖС в Министерстве обороны РФ, которые должны были быть выданы истцу в 2010 г., по настоящее время ГЖС не выдан. При этом оснований для невыдачи ГЖС в 2010 г. не имеется.
Таким образом, нарушено право заявителя на своевременное получение ГЖС в 2010 г. в форме бездействия, посредством необоснованного их не оформления.
В судебном заседании истец Махин А.Н. поддержал заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители ответчиков - начальника Главного Ракетного Артиллерийского Управления, Московского квартирно – эксплуатационного управления, руководителя Департамента расквартирования Министерства обороны РФ, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, о месте и времени которого извещена заблаговременно надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований не представили.
Представитель третьего лица ФГКЭУ «Квровская КЭЧ района» в судебное заседание не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела без своего участия.
Суд принял вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе представитель начальника Главного Ракетного Артиллерийного Управления (ГРАУ) МО РФ по доверенности - Зенкин М.В просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Кассационное рассмотрение, в соответствии с требованиями части 2 статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проведено без участия представителей заинтересованных лиц, которые извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ основанием для отмены решения суда в кассационном порядке является неправильное применение норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица государственного и муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как разъяснено в п.9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10.02.2009 года правильное определение судами вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Военнослужащим - гражданам Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина Российской Федерации выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. N 71 утверждена федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты",
Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2002 г. N 168 (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 N 475, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 16.09.2003 N ВКПИ 03-47)утверждены Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты".
В соответствии с п. 5 указанных Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", которые действовали на момент возникновения спорных правоотношений, право на получение сертификата имеют следующие категории граждан Российской Федерации, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий:
а) военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы, и граждане, уволенные с военной службы, имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 10 лет и более, основаниями для увольнения с военной службы которых являются (явились) достижение ими предельного возраста пребывания на военной службе, или состояние здоровья, или организационно-штатные мероприятия;
б) сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, подлежащие увольнению со службы, и граждане, уволенные со службы из указанных органов и учреждений, имеющие общую продолжительность службы в календарном исчислении 10 лет и более, основаниями для увольнения со службы которых являются (явились) достижение ими предельного возраста пребывания на службе, или состояние здоровья, или организационно-штатные мероприятия;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 N 475)
в) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.
Аналогичное положение содержится в подп. "б" п. 5 действующих в настоящее время Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 с последующими изменениями и дополнениями.
Из анализа приведенных положений следует, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которая производится независимо от основания увольнения со службы и времени выслуги военной службы, связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.
Таким образом, по общему правилу, военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы при общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более имеют право на обеспечение жилыми помещениями за счет федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в том числе определенные категории указанных военнослужащих могут изъявить желание получить государственный жилищный сертификат.
Также проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которая производится независимо от основания увольнения со службы и времени выслуги военной службы, связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.
В настоящее время порядок формирования списков участников подпрограммы в Министерстве обороны РФ определяется Порядком, утверждённым приказом Министра обороны РФ от 10 июня 2006 г. № 215.
Настоящий Порядок разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (в ред. Приказа Министра обороны РФ от 18.09.2010 N 1256)(п.1 Порядка ).
Для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее именуется - подпрограмма) военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, указанные в подпункте "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (далее именуются - Правила), граждане, уволенные с военной службы из Вооруженных Сил по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в Министерстве обороны, а также члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту в Вооруженных Силах и погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), подают заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 1 к Правилам в воинскую часть, в которой они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), а граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, - в воинскую часть, за которой закреплен жилищный фонд по месту жительства в закрытом военном городке.
Указанное заявление (рапорт) подлежит регистрации в установленном порядке.
Вместе с заявлением (рапортом) представляются документы, указанные в подпункте "а" пункта 19 Правил. Командир воинской части организует работу жилищной комиссии по проверке этих документов и содержащихся в них сведений (п.2Порядка).
Документы, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, и содержащиеся в них сведения подлежат проверке в довольствующей квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) района или отделении морской инженерной службы (ОМИС), о результатах которой КЭЧ района (ОМИС) уведомляет командира воинской части.
По итогам проверок жилищной комиссией воинской части принимается решение о включении заявителя либо об отказе ему во включении в число граждан - участников подпрограммы. Решение жилищной комиссии утверждается командиром воинской части. Выписка из решения жилищной комиссии воинской части в недельный срок направляется заявителю.
В случае включения заявителя в число граждан - участников подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. Учетное дело ведется жилищной комиссией воинской части. (п.3 Порядка).
В соответствии с разделом 2 названного Порядка: Жилищная комиссия воинских частей формирует список по каждой категории граждан: а) военнослужащие, подлежащие увольнению; б) граждане, уволенные с военной службы и граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков; в) члены семей, погибших (умерших) военнослужащих.
Применительно к делу Махина А.Н. согласно названного Порядка квартирно-эксплуатационное управление Западного военного округа (далее военный округ), руководствуясь списками получателей сертификатов по установленной в них очерёдности, составляют сводные списки получателей по военному округу (п.13 Порядка).
Затем сводные списки получателей сертификатов по военному округу Квартирно-эксплуатационное управление военного округа представляет в Управление по реализации жилищных программ для проверки по данным автоматизированной системы (реестр) на соответствие суммарных средств, выделенным на военный округ средствам п.(14 Порядка). Сводный список получателей сертификатов по Министерству обороны в течение 35 дней с даты получения бланков сертификатов от Государственного заказчика Подпрограммы, направляется в Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны (ГлавФЭУ) (п. 15 Порядка). Глав ФЭУ в течение двух месяцев с даты получения бланков сертификатов от Государственного заказчика Подпрограммы, обеспечивает их передачу в КЭЧ районов (п.16 Порядка).
Признавая незаконным бездействие начальника Главного Ракетного Артиллерийского Управления, связанного с включением Махина А.Н. в сводный список по Западному военному округу получателей в 2010 г. государственных жилищных сертификатов в связи с отселением из закрытого военного городка и обязывая соответствующих должностных лиц выполнить требования закона, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанные должностные лица не выполнили свои обязанности по обеспечению Махина А.Н государственным жилищным сертификатом.
Суд посчитал установленным, что в нарушение указанных выше положений законодательства, регулирующих основания и порядок выдачи Министерством обороны РФ государственных жилищных сертификатов государственный жилищный сертификат заявителю не выдан, чем нарушено его право на своевременное получение государственного жилищного сертификата в 2010 г и отселения из закрытого военного городка
При указанных обстоятельствах, исковые требования суд признал обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем статьей 195 ГПК РФ установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ) (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").
При рассмотрении настоящего дела судом были допущены существенные нарушения норм процессуального права, выразившиеся в следующем.
Так, вывод суда о том, что бездействие начальника Главного Ракетного Артиллерийского Управления и соответствующих должностных лиц, связанного с включением Махина А.Н. в сводный список по Западному военному округу получателей в 2010 г. государственных жилищных сертификатов в связи с отселением из закрытого военного городка, является незаконным, соответствующими доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании не подтвержден.
Суд не выяснил, относится ли Махин А.Н. к категории лиц, проживающих в закрытом военном городке и имеющим право на включение в сводный список по Западному военному округу получателей в 2010 г. государственных жилищных сертификатов в связи с отселением из закрытого военного городка, а также не проверил фактическое движение соответствующих документов, связанных с реализацией данного права.
В деле отсутствуют письменные доказательства, имеющие отношение к возникшему спору, а именно заявление (рапорт) Махина А.Н. об обеспечении его государственным жилищным сертификатом в связи с отселением из закрытого военного городка и документы, указанные в подпункте "а" пункта 19 Правил, представленные Махиным Командиру воинской части ****, решение жилищной комиссии утвержденное командиром воинской части (или выписка изданного решения жилищной комиссии воинской части), учетное дело Махина А.Н., которое ведется жилищной комиссией воинской части **** (п.3 Порядка), данные доказательства, судом не были исследованы в судебном заседании.
Суд не выяснил у представителя войсковой **** и не проверил, выполнила ли войсковая часть **** в отношении Махина А.Н. требования закона и включила ли его с членами семьи в установленном законом порядке в списки участников федеральной подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 – 2010 годы», как лица подлежащего отселению из закрытого военного городка.
При разрешении данного спора судом к материалам дела приобщены лишь ксерокопии сопроводительного письма Ковровской КЭЧ начальнику ГРАУ от ****.№ **** и Приложение №4 к списку граждан получателей государственных жилищных сертификатов, которые надлежащим образом не заверены, а поэтому не является доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, на которые суд вправе ссылаться в решении.
Каких – либо других доказательств, за исключением объяснений Махина А.Н., относящихся к предмету спора, суд к материалам дела не приобщил и в судебном заседании не исследовал, чем допустил существенные нарушения норм процессуального права ст.12,ч.2 ст. 56, ст.ст. 59, 249 ГПК РФ, повлиявшие на исход дела и влекущие в силу статьи 364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену обжалуемого судебного постановления.
Таким образом, решение суда нельзя признать законным и обоснованным оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку допущенные судом нарушения не могут быть устранены судом кассационной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и принять решение в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Для этого, суду следует предложить сторонам представить доказательства, обосновывающие их требования и возражения либо указывающие на их незаконность, оказывать лицам, участвующим в деле, содействие в собирании и истребовании доказательств, если представление необходимых доказательств, для этих лиц, затруднительно.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, п.п.4 ч.1ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ковровского городского суда Владимирской области от 01 марта 2011года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Председательствующий С.М. Сергеева
Судьи Ю.В.Самылов
Г.Н. Гришина