Дело № 33-207/2012 Докладчик Судакова Р.Е.
Судья Максимова Н.Н.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
и судей Огудиной Л.В. и Гришиной Г.Н.
при секретаре Киселевой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 14 февраля 2012 года дело по кассационной жалобе Главы Администрации Александровского района Владимирской области на решение Александровского городского суда Владимирской области от 08 декабря 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования Александровского городского прокурора в защиту прав и законных интересов К. удовлетворить
Обязать администрацию Александровского района обеспечить К. отдельным благоустроенным жилым помещением общей площадью не менее **** кв.м по договору социального найма вне очереди в границах Александровского района Владимирской области.
Заслушав доклад судьи Судаковой Р.Е., судебная коллегия
У с т а н о в и л а:
Александровский городской прокурор обратился с иском в интересах К. к администрации Александровского района Владимирской области об обеспечении жилым помещением лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование указал, что в ходе проверки, проведенной Александровской городской прокуратурой, установлен факт нарушения жилищных прав К. **** г.р., являющейся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Александровского городского суда от 31 марта 1997 года мать К. К.О.В. была лишена родительских прав в отношении дочери. На основании постановления главы Александровского района от **** № **** К. была помещена в приемную семью Н.М.Л. и Н.А.Д. К.. вместе в несовершеннолетней дочерью П., **** года рождения, зарегистрированы в жилом помещении, находящемся по адресу: ****, однако с 2003 года и по настоящее время снимает жилое помещение, расположенное по адресу: ****. В жилом помещении по месту регистрации К. проживает ее мать К.О.В., которая злоупотребляет спиртными напитками, ведет асоциальный образ жизни. Решением жилищной комиссии Краснопламенского сельского поселения от **** К. признана нуждающейся в жилом помещении и постановлена на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе рассмотрения дела прокурор Александровского района уточнил исковые требования, указав, что К. не имеет закрепленного за ней жилого помещения, поскольку жилое помещение, которое могло быть за ней закреплено, было уничтожено в результате пожара. Пояснил, что в связи с указанными обстоятельствами имеют место необходимые условия для внеочередного обеспечения К. жильем: отсутствие закрепленного жилья, нуждаемость К. во внеочередном предоставлении жилья, наличие у нее статуса лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Не имея в собственности либо на ином праве жилого помещения, К.. в нарушение требований действующего законодательства до настоящего времени им не обеспечена.
Определением Александровского городского суда от 06.10.2011 г. к участию в деле в качестве лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление образования администрации Александровского района.
В судебном заседании ст. помощник Александровского городского прокурора Темнова С.В. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
К. в судебном заседании требования прокурора поддержала полностью, просила их удовлетворить. Пояснила, что до **** года проживала совместно с матерью, сестрой и братом по адресу: ****. С **** года по **** года она проживала у опекуна Н.М.Л. в **** Александровского района. После окончания ПУ **** **** она трудоустроилась и стала снимать жилье. По месту регистрации по адресу: **** никогда не проживала.
Представитель ответчика – администрации Александровского района Владимирской области Сатышева Е.В. исковые требования не признала, полагая, что администрация Александровского района Владимирской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не относится к полномочиям администрации Александровского района, так как обеспечение жильем лиц данной категории осуществляется за счет субвенций из регионального бюджета, собственных денежных средств на приобретение жилья для указанной категории граждан администрация Александровского района не имеет. Полагает, что отсутствуют правовые основания для предоставления К. жилого помещения вне очереди.
Представитель третьего лица – Управления образования администрации Александровского района Малова Н.А. не возражала против удовлетворения иска прокурора.
Представитель третьего лица – Департамента образования Владимирской области, уведомленный о времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Ранее, участвуя в предварительном судебном заседании ****, представитель третьего лица – Департамента образования администрации Владимирской области Быкова Л.В. возражала против удовлетворения иска. Пояснила, что за К. было сохранено жилое помещение по месту ее месту ее регистрации; то, что оно не пригодно для проживания, не является основанием для предоставления ей другого жилого помещения, поскольку обязанность по сохранению жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством лежит на собственнике жилого помещения.
Судом постановлено оспариваемое решение.
В кассационной жалобе и.о. Главы администрации Александровского района Бурзиев Р.Н. просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, заслушав помощника прокурора Куропаткина А.В., К. представителя администрации Александровского района Горбачеву М.А., обсудив доводы кассационной жалобы, а также письменных возражений, представленных ст. помощником Александровского городского прокурора Темновой С.В., судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении их учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом в силу ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что предоставление К. жилого помещения является обязанностью муниципального образования, что не противоречит положениям ст.ст.5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта РФ.
При рассмотрении данной категории дел суд обоснованно учел принятие субъектом Российской Федерации нормативных актов, устанавливающих порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и при определении надлежащего ответчика руководствовался этими нормативными актами.
Так, в силу с п.4 ст.8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 г. № 226-ОЗ «О государственном обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма. Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется после окончания или в течение двух лет до окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Размер и порядок возмещения указанных в настоящей части расходов через выделение органам местного самоуправления субвенции устанавливаются постановлением Губернатора области.
Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее **** кв.м общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан – не менее **** кв.м. В случае, если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления.
Как установлено судом, согласно свидетельству о рождении К. **** года рождения, ее родителями вписаны К.О.В. и К.В.Ю. (л.д.13), согласно справке от ****, выданной отделом ЗАГС г.Александров, сведения об отце К. в записи № **** записаны со слов матери (л.д.12).
Решением Александровского городского суда от 31.03.1997 г. мать К. К.О.В. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей К. **** года рождения, М.Е.Г., **** года рождения, М.А.Г., **** года рождения (л.д.7).
На основании постановления главы местного самоуправления Искровского сельского округа от **** № **** опекуном К. назначена Н.М.Л. (л.д.5), постановлением главы Александровского района от **** **** создана приемная семья с двумя родителями – Н.М.Л. и Н.А.Д. в отношении несовершеннолетней К. (л.д.8). Согласно договору от ****т г. **** Н.М.Л. и Н.А.Д. приняли на воспитание в приемную семью К., **** г.р. (л.д. 69-70).
По сведениям администрации Краснопламенского сельского поселения от **** о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, решением жилищной комиссии от **** К. принята на указанный учет **** под № **** (л.д.14, 42, 97). Данное обстоятельство подтверждено также уведомлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, где указан номер очередности К. – **** (л.д.15).
Судом установлено, что К. зарегистрирована по адресу: ****, ****, ****. Указанный дом принадлежал умершему деду К. – К.В.Д. (л.д.21, 217); межведомственной комиссией данное помещение признано непригодным для проживания, что отражено в заключении комиссии от **** **** (л.д.120). Из пояснений К. следует, что она никогда там не проживала, в настоящий момент там проживает ее мать, ведущая асоциальный образ жизни.
В ходе судебного разбирательства установлено, что К. на момент приобретения статуса лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в 1997 году, проживала и была зарегистрирована по адресу: ****; данное жилое помещение принадлежало на праве общей долевой собственности в порядке приватизации К.О.В., К., М.Е.Г., М.А.Г. (л.д.118-119). Согласно справке ОГПН по Александровскому району **** в результате пожара строение уничтожено огнем полностью (л.д.105).
Согласно сообщениям Александровского филиала ГУ Владимирской области «Бюро технической инвентаризации» от **** и Александровского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области от **** К. жилых помещений в собственности не имеет (л.д.11, 17).
Таким образом, поскольку К. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей не имеет пригодного для постоянного проживания жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности или ином законном основании, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, суд пришел к обоснованному выводу о том, что она имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением по месту жительства жилой площадью не ниже установленной нормы.
В соответствии с Законом Владимирской области от 28.12.2005 № 201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельных государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» муниципальное образование Александровский район наделен полномочиями по приобретению для предоставления вне очереди по договору социального найма жилья указанным лицам.
Согласно постановлению Губернатора Владимирской области от 13.07.2005 г. № 398 «О предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения» органам местного самоуправления рекомендовано предоставлять жилую площадь за счет средств областного бюджета в Порядке предоставления жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, утвержденном вышеназванным постановлением. В силу п.3 Порядка дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди по месту первичного выявления и устройства или по месту жительства в случае выявления в другой территории.
В соответствии с п.п.6, 7 названного Порядка органы местного самоуправления приобретают жилье на первичном или вторичном рынке у физических и юридических лиц на условиях проведения конкурсных торгов. Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Органы местного самоуправления вправе приобрести жилое помещение за счет собственных финансовых средств.
Учитывая вышеизложенное, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в соответствующих учреждениях жилое помещение предоставляется однократно вне очереди органами местного самоуправления по месту первичного выявления и устройства или по месту жительства. Расходы на реализацию мер по обеспечению этих детей производятся за счет местных бюджетов с последующей компенсацией из областного бюджета.
Суд первой инстанции, установив, что К. обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, дающим ей право на предусмотренные законом меры социальной защиты, пришел к обоснованному выводу о правомерности требований прокурора.
Довод кассационной жалобы о том, что финансирование вышеназванных полномочий не является обязанностью Александровского района и осуществляется при наличии финансовых средств, не является значимым фактом, так как право К. на обеспечение жильем не может быть поставлено зависимость от финансирования (субвенций) из областного бюджета и наличия денежных средств в местном бюджете.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам ответчика в обоснование своих возражений по иску в суде первой инстанции, были тщательно и всесторонне исследованы судом и им дана оценка в судебном акте.
Таким образом, решение Александровского городского суда Владимирской области от 8 декабря 2011 года является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Александровского городского суда Владимирской области от 8 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи Г.Н.Гришина
Л.В. Огудина