Определение № 33-516/2012 от 14.02.2012 г. по кассационной жалобе Киселева С.Г.



Дело №33-516/2012 год                                                            Докладчик Огудина Л.В.

                                                                                                         Судья Мысягина И.Н.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.

и судей Огудиной Л.В. и Гришиной Г.Н.,

при секретаре Киселёвой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 14 февраля 2012 года дело по кассационной жалобе Киселева С.Г. на решение Октябрьского районного суда Владимирской области от 03 ноября 2011 года, которым постановлено:

Отказать Киселеву С.Г. в удовлетворении заявленных исковых требований к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Владимирской области о взыскании невыплаченных денежных средств за работу в ночное время в период с сентября 2006 года по июнь 2011 года в сумме ****.

Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения представителя истца по доверенности от **** Замуленко И.Г., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя ответчика Качина А.А., действующего по доверенности от ****, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Киселев С.Г. обратился в суд с иском, с учетом дополнения к иску от ****, к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Владимирской области (далее - УФСКН РФ по Владимирской области) о взыскании невыплаченных денежных средств за работу в ночное время в период с сентября 2006 года по июнь 2011 года в сумме ****. В качестве правового основания ссылался на нормы Трудового кодекса РФ, предусматривающих оплату труда в ночное время, указывая, что сотрудники ФСКН РФ не включены в перечень лиц, на которых не распространяется трудовое законодательство и иные акты, содержание нормы трудового права.

В судебное заседание истец Киселев С.Г. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Представитель истца Замуленко И.Г., действующий на основании доверенности от ****, в суде поддержал доводы иска. Пояснил, что Киселев С.Г. проходил службу в **** межрайонном отделе управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ по Владимирской области (далее **** МРО УФСКН РФ по Владимирской области). **** истец был уволен со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на основании п./п. 2 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 28.07.2004 г. № 976 (по достижении предельного возраста). В период с сентября 2006 года по 13 июля 2011 года Киселев С.Г. проходил службу в должности **** **** МРО УФСКН РФ по Владимирской области и в указанный период времени работал в режиме суточных дежурств. В нарушение действующего трудового законодательства ему не производились дополнительные выплаты за работу в ночное время суток. На основании ст. 154 ТК РФ, п. 120 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указам Президента РФ от 05.07.2003 г. № 613, просил взыскать с ответчика невыплаченные денежные средства за работу в ночное время в период с сентября 2006 года по июнь 2011 года в сумме ****.

Представитель ответчика Качин А.А., действующий на основании доверенности от ****, с заявленными исковыми требованиями не согласился, просил отказать истцу в их удовлетворении в полном объеме. В обоснование возражений указал, что в период с **** по **** истец проходил службу в Управлении в должности **** **** МРО УФСКН РФ по Владимирской области. Согласно п. 7 Типовых правил внутреннего распорядка органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных приказом ФСКН России от 12.05.2008 г. № 166, для сотрудников, исполняющих должностные обязанности по графику дежурства (сменность), начало и окончание служебного (рабочего) времени определяется правилами внутреннего распорядка и графиками дежурства (сменности). С учетом данного обстоятельства определенное количество служебного времени истца действительно приходилось на ночное время. Считал, что применение к правоотношениям, связанным с прохождением правоохранительной службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, норм трудового законодательства, предусматривающих оплату труда в ночное время, невозможно поскольку оно не распространяется на указанные правоотношения. Основным нормативным правовым актом, регулирующим до настоящего времени условия и порядок прохождения службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, является Указ Президента РФ от 05.06.2003 г. № 613, утверждающий Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Однако ни Положение, ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации и ФСКН РФ, регламентирующие порядок и условия прохождения службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, выплату сотрудникам дежурных смен денежной компенсации за работу в ночное время не предусматривают. Согласно п. 14 Положения о Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков, утвержденного Указом Президента РФ от 28.07.2004 г. № 976, финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСКН РФ, ее территориальных органов, а также организаций и подразделений, созданных в установленном законодательством РФ порядке для реализации задач, возложенных ФСКН РФ, осуществляются за счет средств федерального бюджета. Полагал, что выплата денежной компенсации за работу в ночное время сотрудникам дежурных смен в отсутствие соответствующего нормативно-правового предписания невозможна.

Судом постановлено указанное выше решение.

Киселевым С.Г. принесена кассационная жалоба, в которой он просил об отмене решения, как незаконного и необоснованного, указывая на неправильное применение судом норм материального права и необходимость применения норм трудового законодательства в силу ст.5 ТК РФ, ст.11 ч.2 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы в отсутствие истца Киселева С.Г., извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не просившего об отложении слушания дела и не представившего доказательств уважительности причин неявки, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда с учетом следующего.

Статьей 135 ТК РФ установлено, что системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются работникам организаций, финансируемых из бюджета соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.

ФСКН России является федеральным органом исполнительной власти, финансирование расходов которого осуществляется согласно п.14 Положения о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28.07.2004 г. № 976, за счет средств федерального бюджета.

Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п.1), утвержденное Приказом ФСКН России от 28.08.2008 г. № 271, определяет порядок, условия оплаты труда и материального стимулирования работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) и распространяется на работников, осуществляющих в органах наркоконтроля трудовую деятельность на основании трудовых договоров, а также на условиях внутреннего или внешнего совместительства (далее - работники).

Особенности государственной службы в отдельных государственных органах, правовое положение (статус) федерального государственного служащего на основании п.4 ст.10 ФЗ «О системе государственной службы РФ» №58-ФЗ устанавливаются федеральными законами о виде государственной службы.

Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом

наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 г. № 613, установлены особенности прохождения службы в указанных органах. Согласно пунктов 100, 102 Положения для исполнения неотложных или непредвиденных обязанностей по службе сотрудник может привлекаться к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни на основании приказа начальника органа наркоконтроля. Привлечение указанного сотрудника к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени компенсируется предоставлением ему в течение месяца дополнительных дней отдыха.

Согласно п. 7 Типовых правил внутреннего распорядка органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных приказом ФСКН России от 12.05.2008 г. № 166, для сотрудников, гражданских служащих и работников, исполняющих должностные обязанности по графику дежурства (сменности), начало и окончание служебного (рабочего) времени определяется правилами внутреннего распорядка и графиками дежурства (сменности).

Статьей 1 Федерального закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ (в редакции от 25.12.2009г., действующей на момент увольнения истца) "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" указаны составляющие денежного довольствия сотрудников наркоконтроля.

Аналогичные положения по денежному довольствию сотрудников наркоконтроля содержатся в п. 120 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, согласно которым оно состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат. В состав дополнительных выплат также входят ежемесячные надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы.

Судом установлено, что в период с **** по **** Киселев С.Г. проходил правоохранительную службу в Ковровском МРО УФСКН РФ по Владимирской области в должности ****.

Согласно выписке из приказа от **** Киселев С.Г. имеет специальное звание - ****, то есть является сотрудником УФСКН по Владимирской области, его перевод на указанную выше должность осуществлялся в соответствии с п.71 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, п.п.78,79,80 Инструкции о порядке приема на службу, испытания при приеме на службу, назначения на должности, заключения контрактов о службе, освобождения от должностей и присвоения специальных званий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», утвержденной приказом ФСКН России от 03.05.2005г. №144. Также истцу установлены, кроме должностного оклада и оклада по специальному званию, учитывая специфику службы, надбавки за выслугу лет и дополнительные выплаты за сложность, напряженность и специальный режим службы (т.2 л.д.22, т.1 л.д.20).

На основании приказа от **** ****-л истец уволен со службы в органах наркоконтроля **** на основании п./п. 2 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ №613 от 05.06.2003 г. (по достижению предельного возраста) (т.1 л.д.6).

Из материалов дела установлено, что исполнение истцом служебных обязанностей предполагало несение правоохранительной службы на суточном дежурстве по утвержденному графику сменности (сутки работы через трое суток отдыха) с предоставлением дней отдыха, что не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика и подтверждено графиками дежурства прапорщиков по охране здания **** МРО УФСКН РФ по Владимирской области, рапортами Киселева С.Г. по результатам дежурства. При этом, истец не осуществлял деятельность на основании трудового договора, а проходил службу.

В соответствии со ст.11 ТК РФ особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

При этом Трудовой кодекс РФ, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на других лиц, если это установлено федеральным законом.

Положением о правоохранительной службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Указом Президента РФ №613, определены правовые основы и порядок прохождения правоохранительной службы в указанных органах.

Поскольку трудовая деятельность, осуществляемая, в органах наркоконтроля на основании трудовых договоров регулируется приказом ФСКН России от 28.08.2008 г. № 271, суд пришел к правильному выводу о том, что к правоотношениям между истцом и ответчиком не могут быть применены нормы данного приказа, а также по аналогии нормы трудового законодательства, предусматривающего оплату труда в ночное время.

Действующими нормативными правовыми актами, регулирующими оплату прохождения службы сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в том числе указанными выше Положением, Федеральным законом №78), не предусмотрены дополнительные выплаты за работу сверхустановленного служебного времени, в частности в ночное время. Эта работа обусловлена спецификой службы, компенсируется выходными днями согласно графику и по заявлению работника, также сотруднику производятся дополнительные выплаты, связанные со сложностью, напряженностью и специальным режимом службы. Применение аналогии с нормами Трудового

Кодекса РФ, по мнению судебной коллегии, в данном случае не допустимо.

При таких обстоятельствах, суд обосновано отказал в удовлетворении требований истца о взыскании невыплаченных денежных средств за выполнение обязанностей службы в ночное время в период с сентября 2006 года по июнь 2011 года в сумме ****., рассчитанных истцом по нормам Трудового кодекса РФ.

Судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, спор разрешен в пределах заявленных исковых требований, нарушений норм процессуального права не допущено.

Доводы кассационной жалобы истца не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения, поскольку они были предметом исследования в суде первой инстанции, и им дана верная оценка. Ссылка в кассационной жалобе истца и представителя истца в суде кассационной инстанции о том, что до 2006 года выплаты за работу в ночное время производились сотрудникам в некоторых подразделениях УФСКН, не являются юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу и не влекут отмену судебного решения.

С учётом изложенного судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 03 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Киселева С.Г. - без удовлетворения.

Председательствующий                подпись                             Р.Е. Судакова                           

Судьи                                              подписи                         Л.В. Огудина, Г.Н. Гришина