определение № 33-361/2012 от 21.02.2012 г. по кассационному представлению Вязниковского межрайонного прокурора



Дело № 33-361/2012       Докладчик Судакова Р.Е.

         Судья Констатинова Н.В.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.

и судей Огудиной Л.В. и Гришиной Г.Н.

при секретаре Киселевой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 21 февраля 2012 года дело по кассационному представлению Вязниковского межрайонного прокурора на решение Вязниковского городского суда Владимирской области от 07 декабря 2011 года, которым постановлено:

Исковые требования Вязниковского межрайонного прокурора в интересах К. к администрации муниципального образования «Город Вязники», администрации муниципального образования «Вязниковский район» обеспечить К. жилым помещением, к администрации Владимирской области об обязании выделить средства для приобретения жилого помещения для К. удовлетворить

         Обязать администрацию муниципального образования «Город Вязники» в срок до 01 июня 2012 года за счет средств бюджета Владимирской области, предусмотренных на эти цели, предоставить К., ****, вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы установленной социальной площади жилого помещения.

          В остальной части исковые требования Вязниковского межрайонного прокурора оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Судаковой Р.Е., судебная коллегия

У с т а н о в и л а:

          Вязниковский межрайонный прокурор обратился с иском в интересах К. к администрации муниципального образования г.Вязники об обеспечении жилым помещением лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В обоснование указал, что К. **** г.р., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

          Мать К. К.Н.Б. умерла ****, решением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 21.08.2003 г. отец К. К.В.П. был лишен родительских прав в отношении дочери. Согласно распоряжению главы округа Вязники от ******** К. была направлена в детский дом для несовершеннолетних. В 2007 году К. поступила на обучение в **** для получения начального профессионального образования, где обучалась до 2009 года. Собственного жилья К. не имеет, какое-либо жилое помещение органом опеки и попечительства за ней не сохранилось. Постановлением главы Вязниковского района от ******** К. признана нуждающейся в жилом помещении и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В нарушение п.2 ч.1 ст.8Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п.4 ст.8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 г. № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» К. до настоящего времени жильем не обеспечена.

          В ходе рассмотрения дела Вязниковский межрайонный прокурор уточил исковые требования, предъявил их также к администрации МО Вязниковский район и администрации Владимирской области.

В судебном заседании прокурор Голубев А.А. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.

         К., надлежащим образом извещенная, в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании требования прокурора поддержала полностью, просила их удовлетворить

         Представитель администрации МО г.Вязники Измайлов Е.Ф. иск не признал, указал, что администрация МО г.Вязники является ненадлежащим ответчиком, поскольку обязанности по постановке К. на учет в качестве нуждающейся по договору социального найма выполнила, постановлением администрации МО г.Вязники от ******** К. была признана нуждающейся в жилом помещении.

         Представитель администрации МО Вязниковский район Туранов С.Н. исковые требования не признал, полагая, что у МО Вязниковский район отсутствуют полномочия по обеспечению граждан жилыми помещениями, данный вопрос относится к компетенции МО г.Вязники Постановлением администрации МО г.Вязники утвержден список общей очереди граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на ****, в которой под № **** стоит К., относящаяся к категории «сирота», подавшая заявление ****. Указал, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не относится к полномочиям администрации МО Вязниковский район, так как обеспечение жильем лиц данной категории осуществляется за счет субвенций из регионального бюджета, собственных денежных средств на приобретение жилья для указанной категории граждан администрация МО Вязниковский район не имеет, при поступлении средств из областного бюджета выполнит полномочия органа опеки и попечительства путем приобретения жилья для К.

         Представитель администрации Владимирской области, уведомленный о времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в отзыве на иск указал, что прокурором не представлены доказательства свидетельствующие об отсутствии охраненного жилого помещения.

         Представитель органа опеки и попечительства администрации МО Вязниковский район Баталова Н.В. указала, что в списке К.. стоит под № ****, поэтому считает, что жилье детям должно предоставляться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, стоящих на очереди перед ней.

Судом постановлено оспариваемое решение.

В кассационном представлении, поданном 23 декабря 2011 года, Вязниковский межрайонный прокурор просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение.

Проверив материалы дела, заслушав помощника прокурора Шигонцеву В.А., представителя администрации МО г.Вязники Измайлова Е.Ф., представителя администрации Владимирской области Быкову Л.В., обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения представления.

В соответствии с ч.1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении их учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом в силу ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что предоставление К. жилого помещения является обязанностью муниципального образования, что не противоречит положениям ст.ст.5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта РФ.

При рассмотрении данной категории дел суд обоснованно учел принятие субъектом РФ нормативных актов, устанавливающих порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органами исполнительной власти субъекта РФ и при определении надлежащего ответчика руководствовался этими нормативными актами.

Так, в силу с п.4 ст.8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 г. № 226-ОЗ «О государственном обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма. Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется после окончания или в течение двух лет до окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Размер и порядок возмещения указанных в настоящей части расходов через выделение органам местного самоуправления субвенции устанавливаются постановлением Губернатора области.

Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв.м общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 кв.м. В случае, если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления.

Как установлено судом, согласно свидетельству о смерти мать К. К.Н.Б. умерла **** (л.д.7).

        Решением Чердаклинского районного суда от 21.08.2003 г. отец К. К.В.П. лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних детей К., **** года рождения, К.Д.В., **** года рождения, К.А.В., **** года рождения (л.д.10).

          Распоряжением главы округа Вязники от ******** К., **** года рождения, направлена в детский дом (л.д.8).

          Судом установлено, что в период с **** по **** К. проходила обучение в **** на дневном отделении начального профессионального образования, по очной форме обучения на бюджетной основе. С **** по **** была зарегистрирована и проживала в общежитии **** по адресу: **** (л.д.6).

          Из материалов дела следует, что К. не имеет в собственности домовладения, части домовладения, квартиры, что подтверждается справкой ГУ Владимирской области «Бюро технической инвентаризации» Вязниковский филиал и сведений Управления Федеральной регистрационной службы по Владимирской области (л.д. 11-12).

          Согласно информации Управления образования администрации МО Вязниковский район от ******** К. не имеет закрепленного жилья, ранее была зарегистрирована по адресу: ****, в настоящее время данное жилое помещение разрушено и не пригодно для проживания (л.д.4).

          Постановления главы администрации МО г.Вязники от ******** К. признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет для предоставления вне очереди жилых помещений по договору социального найма (л.д.13-14).

          Постановлением главы администрации МО Вязниковский район от ******** К. предоставлено жилое помещение по договору найма по адресу: **** до приобретения для нее жилого помещения Управлением образования администрации МО Вязниковский район (л.д.15). К. было предоставлено койко-место по указанному адресу, где она проживает с **** и по настоящее время (л.д.38).

          Из материалов дела усматривается, что в списке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по МО г.Вязники, К. числится под № **** (л.д.65).

           Таким образом, поскольку К. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей не имеет пригодного для постоянного проживания жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности или ином законном основании, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, суд пришел к обоснованному выводу о том, что К. имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением по месту жительства жилой площадью не ниже установленной нормы.

          Поскольку социальная норма составляет не менее 26 кв.м. общей площади для одиноких граждан, суд пришел к обоснованному выводу о том, что К. должна быть обеспечена жилой площадью не менее 26 кв.м. по договору социального найма вне очереди.

Согласно постановлению Губернатора Владимирской области от 13.07.2005 г. № 398 «О предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения» органам местного самоуправления рекомендовано предоставлять жилую площадь за счет средств областного бюджета в Порядке предоставления жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, утвержденном вышеназванным постановлением. В силу п.3 Порядка дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди по месту первичного выявления и устройства или по месту жительства в случае выявления в другой территории.

В соответствии с п.п.6, 7 названного Порядка органы местного самоуправления приобретают жилье на первичном или вторичном рынке у физических и юридических лиц на условиях проведения конкурсных торгов. Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Органы местного самоуправления вправе приобрести жилое помещение за счет собственных финансовых средств.

Учитывая вышеизложенное, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в соответствующих учреждениях жилое помещение предоставляется однократно вне очереди органами местного самоуправления по месту первичного выявления и устройства или по месту жительства. Расходы на реализацию мер по обеспечению этих детей производятся за счет местных бюджетов с последующей компенсацией из областного бюджета.

Суд первой инстанции, установив, что К. обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, дающим ей право на предусмотренные законом меры социальной защиты, пришел к обоснованному выводу о правомерности требований прокурора в части.

Довод кассационного представления о том, что органы местного самоуправления смогут осуществить полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, только при наличии финансовых средств, поступивших из бюджета Владимирской области, не может повлечь отмену состоявшегося решения, поскольку, как следует из решения суда, администрация обязана предоставить К. жилое помещение за счет средств бюджета Владимирской области, на что прямо имеется указание в резолютивной части решения, в связи с чем, право К. на обеспечение жильем не поставлено в зависимость от финансирования (субвенций) из областного бюджета и наличия денежных средств в местном бюджете.

Указание в представлении на то обстоятельство, что администрации МО г.Вязники не наделена полномочиями по приобретению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, не соответствует положениям ст. 8 Закона Владимирской области от 3 декабря 2004 года № 226-ОЗ и Постановлению Губернатора Владимирской области от 13 июля 2005 года № 398.

Согласно ст. 7 Устава МО «Город Вязники» органы местного самоуправления муниципального образования могут осуществлять переданные им федеральными законами и законами Владимирской области отдельные государственные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Юридически значимые обстоятельства судом определены верно, всем представленным доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии со ст.12, 56, 67 ГПК РФ, нормы материального и процессуального права судом применены верно.

Таким образом, решение Вязниковского городского суда Владимирской области от 7 декабря 2011 года является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам кассационного представления, не имеется.

Руководствуясь п. 1 ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Вязниковского городского суда Владимирской области от 7 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий      Р.Е. Судакова

Судьи         Г.Н.Гришина

         Л.В. Огудина