Дело № 33-676/2012 Докладчик Огудина Л.В. Судья Багрова С.Б. О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе: председательствующего Сергеевой С.М. и судей Огудиной Л.В., Самылова Ю.В., при секретаре Киселевой Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 01 марта 2012 года дело по кассационному представлению Александровского городского прокурора на решение Александровского городского суда Владимирской области от 11 ноября 2011 года, которым постановлено: Исковые требования Вязниковского межрайонного прокурора в интересах Копненковой С.М. к администрации муниципального образования «Город Вязники», администрации муниципального образования «Вязниковский район» обеспечить Копненкову С.М. Н.В. жилым помещением, к администрации Владимирской области об обязании выделить средства для приобретения жилого помещения для Копненковой Н.В. удовлетворить Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения прокурора Куропаткина А.В., поддержавшего доводы кассационного представления, возражения представителя ответчика - администрации Александровского района - по доверенности Горбачевой М.А. и представителя третьего лица - Департамента образования администрации области - по доверенности Быковой Л.В., судебная коллегия у с т а н о в и л а: Александровский городской прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов Копненковой С.М. с иском к администрации Александровского района об обязании вне очереди обеспечить отдельным благоустроенным помещением общей площадью не менее **** кв.м. по договору социального найма. В обоснование иска указал, что в ходе проверки, проведенной Александровской городской прокуратурой, установлен факт нарушения жилищных прав Копненковой С.М., являющейся лицом из числа детей-сирот; её мать Ш.М.Б. умерла в ****., отец К.С.М. умер в ****. Постановлением главы администрации округа Александров от ****. ее опекуном назначена А.С.М. жительница с.**** Согласно акту обследования жилищных условий от ****. жилое помещение по месту регистрации истца по адресу: с.****, находится в непригодном состоянии, из-за невозможности проживания К.С.М. проживает в с.**** у А.С.В. На основании постановления главы Андреевского сельского поселения Александровского района от ****. Копненкова С.М. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В нарушение требований законодательства до настоящего времени Копненкова С.М. жилым помещением не обеспечена. В судебном заседании помощник Александровского городского прокурора Пискарев А.В. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил иск удовлетворить. Дополнительно пояснил, что несмотря на то, что постановлением главы администрации за Копненковой С.М. сохранено жилое помещение в с.Шимохтино, в нем проживать невозможно, оно не пригодно для проживания. Истец Копненкова С.М. иск поддержала. Представитель ответчика-администрации Александровского района Сатышева Е.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснив, что жилые помещения вне очереди предоставляются только детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения. За истцом такое жилое помещение закреплено; акт обследования жилищных условий от ****. истца не является юридически значимым, так как техническое состояние жилого помещения не имеет значения. Представитель третьего лица-Департамента образования администрации Владимирской области по доверенности Быкова Л.В. не согласилась с иском, пояснив, что вопросы сохранности жилого помещения не относятся к государственным полномочиям. В соответствии со ст.8 Федерального закона №159 от 21.12.1996г. субъект Российской Федерации обязан за счет средств областного бюджета приобрести жилое помещение ребенку-сироте оставшемуся без попечения родителей, не имеющему закрепленного жилья. Законом Владимирской области №201-ОЗ органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по приобретению жилого помещения для указанной категории детей. Поскольку за Копненковой С.М. имеется закрепленное жилое помещение, бюджетные обязательства, установленные федеральными и региональными нормативными правовыми актами для детей указанной категории, не распространяются на лиц, имеющих закрепленное жилое помещение. Представитель третьего лица - Управления образования администрации Александровского района Малова Н.А., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования прокурора. Представитель третьего лица - администрации Андреевского сельского поселения по доверенности Костюченко Е.А. не возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что закрепленное за истцом жилое помещение находится в двухквартирном жилом доме с отдельными входами; квартира, где зарегистрирована Копненкова С.М. и ее сестра и брат, имеет общую площадь **** кв.м, находится в аварийном состоянии. Заключение межведомственной комиссии о непригодности помещения для проживания ими не составлялось. Судом постановлено оспариваемое решение. В кассационном представлении, поданном **** года, Александровский городской прокурор просил решение суда отменить, как незаконное и необоснованной, вынесенное с нарушением норм материального права, и направить дело на новое рассмотрение. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания истца Копненковой В.С., представителей Управления образования администрации Александровского района и администрации Андреевского сельского поселения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения представления. В соответствии с ч.1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. На основании п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении их учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п.3 ст.8 Закона Владимирской области от 03.12.2004г. №226-ФЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно п.4 ст.8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 г. № 226-ОЗ «О государственном обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма. Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется после окончания или в течение двух лет до окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Размер и порядок возмещения указанных в настоящей части расходов через выделение органам местного самоуправления субвенции устанавливаются постановлением Губернатора области. Согласно постановлению Губернатора Владимирской области от 13.07.2005 г. № 398 «О предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения» органам местного самоуправления рекомендовано предоставлять жилую площадь за счет средств областного бюджета в Порядке предоставления жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, утвержденном вышеназванным постановлением. В силу п.3 Порядка дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди по месту первичного выявления и устройства или по месту жительства в случае выявления в другой территории. Судом установлено, что Копненкова С.М., **** года рождения, является сиротой, её мать Ш.М.Б. умерла ****., отец К.М.В. умер ****. (л.д.6-7). Постановлением администрации округа Александров Владимирской области №**** от ****. опекуном Копненковой С.М. назначен С.Е.Ф. который впоследствии освобожден от исполнения данных обязанностей и постановлением главы Александровского района №**** от ****. попечителем была назначена А.С.В. (л.д.5,8). Также указанным выше постановлением №**** за Копненковой С.М. закреплено жилое помещение по адресу: **** Согласно выписки из похозяйственной книги Копненкова С.М. с рождения по настоящее время зарегистрирована по указанному адресу. Также установлено, что квартира №****, закрепленная за истцом, общей площадью **** кв.м., расположена в двухквартирном жилом доме №**** в с.****, в соседней квартире проживает другая семья, в квартире №**** никто не проживает. С учетом акта обследования жилищных условий сестер Копненковой С.М. и Копненковой Г.М. от ****., составленного межведомственной комиссией в составе главы Андреевского сельского поселения, председателя межведомственной комиссии, председателя жилищно-бытовой комиссии, в котором указано о нахождении квартиры №**** в аварийном состоянии, постановлением главы Андреевского сельского поселения Александровского района №**** от ****. Копненкова С.М. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как сирота, номер очереди **** (л.д.11, 17, 62-67). Вместе с тем, сам факт постановки Копненковой С.М. на указанный выше учет, не является безусловным основанием для внеочередного предоставления ей жилого помещения по договору социального найма. Суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства, проанализировав установленные обстоятельства и положения действующего законодательства, в том числе порядок признания жилого помещения пригодным либо непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу, обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора, указав, что за Копненковой С.М. закреплено жилое помещение, которое на день принятия решения не признано в установленном законом порядке непригодным для проживания. Акт обследования жилищных условий сестер Копненковой С.М. и Копненковой Г.М. от ****., на который ссылался прокурор в обоснование исковых требований и в кассационном представлении, не может быть принят во внимание как допустимое доказательство непригодности спорного жилого помещения, так как составлялся для постановки истца на учет в качестве нуждающейся по состоянию на октябрь ****., тогда как прокурор обратился с иском в суд в августе **** года, акт не имеет печати и содержит противоречивые выводы о нецелесообразности ремонта квартиры и, что требуется капитальный ремонт дома. Поскольку данный акт обследования не соответствует требованиям к оформлению заключения межведомственной комиссии о непригодности жилого помещения, то он обоснованно не принят в качестве доказательства и судом первой инстанции. Прокурор, обращаясь в суд с иском в интересах Копненковой С.М., и истец, на основании ст.ст.12, 56 ГПК РФ не представили в обоснование своих требований допустимых доказательств, подтверждающих признание закрепленного за истцом жилого помещения непригодным для проживания, его аварийности. Не представлено таких доказательств и суду кассационной инстанции. Таким образом, судом верно определены юридически значимые обстоятельства, всем представленным доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии со ст.12, 56, 67 ГПК РФ, нормы материального и процессуального права судом применены верно. Таким образом, решение Александровского городского суда Владимирской области от **** года является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам кассационного представления, не имеется. Руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Александровского городского суда Владимирской области от 11 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационное представление Александровского городского прокурора - без удовлетворения. Председательствующий С.М. Сергеева Судьи: Л.В. Огудина, Ю.В. Самылов