Дело №33-786/2012 год Докладчик Огудина Л.В. Судья Забродченко Е.В. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе: председательствующего Судаковой Р.Е. и судей Огудиной Л.В., Гришиной Г.Н., при секретаре Киселёвой Т.А., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 15 марта 2012 года дело по апелляционной жалобе Горшкова С.М. на решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от **** года, которым постановлено: Исковые требования Горшкова С.М. к администрации муниципального образования г. Гусь-Хрустальный, Владимирской области и Министерству обороны Российской Федерации о восстановлении в очереди военнослужащих, уволенных в запас, признанных нуждающимися в жилых помещениях, и обязании выдать государственный жилищный сертификат - оставить без удовлетворения. Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения представителя истца по доверенности Медведева А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителей администрации МО г.Гусь-Хрустальный Новской О.Б. и Егоровой Т.Н., действующих на основании доверенностей, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Горшков С.М. обратился в суд с иском (с учетом уточнений - л.д.75) к администрации муниципального образования г. Гусь-Хрустальный Владимирской области (далее - администрация МО г. Гусь-Хрустальный Владимирской области) и Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ), в котором просил восстановить его в очереди на получение жилья и выдать сертификат на получение жилья. В обоснование иска указал, что **** года он был уволен из Вооруженных сил СССР в связи с сокращением штата. Обратившись в администрацию г. Гусь-Хрустальный Владимирской области с заявлением о предоставлении жилого помещения, он был поставлен на очередь, а впоследствии в **** году снят с очереди на получение жилья. Считал, что его права на получение жилья и сертификата нарушены. В судебное заседание истец Горшков С.М. не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской, полученной представителем Горшкова С.М., о причинах неявки не сообщил. С учетом мнения сторон, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом было определено о рассмотрении дел в отсутствие истца. Ранее в судебном заседании **** года истец пояснял, что после увольнения из Вооруженных Сил, в **** году он с семьей переехал жить на ст. Заколпье Гусь-Хрустального района Владимирской области. После этого обратился в администрацию МО г. Гусь-Хрустальный Владимирской области и в **** году встал на очередь на получение жилья, на семью из четырех человек - он, жена и двое детей, на однокомнатную квартиру. С **** года по настоящее время он работает на Черноморском флоте. В **** и **** годах он предоставлял в администрацию МО г. Гусь-Хрустальный необходимые документы. В **** году он узнал, что исключен из очереди, так как его не могли найти. Никаких извещений о необходимости явки в администрацию МО г. Гусь-Хрустальный Владимирской области, кроме писем в **** и **** годах, он не получал. В настоящее время его дочь Е. зарегистрирована по адресу: **** в квартире, в которой он ранее был зарегистрирован и проживал со своей семьей. Данное помещение являлось служебным. В настоящее время указанная квартира приватизирована. Сведения о сдаче жилья по последнему месту службы в администрацию МО г. Гусь-Хрустальный Владимирской области он не предоставлял, поскольку воинская часть расформирована в девяностых годах. Представитель истца Медведев А.И. поддержал иск, просил его удовлетворить. Пояснил, что Горшков С.М. освободил квартиру, которая предоставлялась ему восковой частью. В **** году Горшков С.М. обратился в администрацию МО г. Гусь-Хрустальный Владимирской области с заявлением о включении его и членов семьи в список, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с увольнением в запас. Истец предоставил в администрацию МО г. Гусь-Хрустальный Владимирской области все необходимые документы. Согласно справки Симферопольского районного бюро технической инвентаризации от **** г. у истца не зарегистрировано право собственности на объекты недвижимого имущества в Симферопольском районе. Полагал, что вопрос о сдаче Горшковым С.М. служебного помещения должен быть доказан ответчиками. Представитель ответчика - администрации МО г. Гусь-Хрустальный Новская О.Б. в судебном заседании иск не признала, поддержала ранее представленные отзывы. Пояснила, что **** года Горшков С.М. обратился в администрацию МО г. Гусь-Хрустальный Владимирской области с заявлением о постановке на учет офицеров уволенных в запас, нуждающихся в получении жилой площади, на семью из трех человек, а именно: истец, его супруга Горшкова Ж.В., дочь Горшкова Н.С. В соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих», постановлением главы местного самоуправления от **** г. № **** семья Горшков С.М. был включен в список нуждающихся в жилом помещении. Жилые помещения военнослужащим, уволенным в запас, предоставляются на основании Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы». Условия (порядок) получения и реализации жилищного сертификата неоднократно разъяснялись Горшкову С.М., в частности он обязан был предоставить обязательство о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: ****, поскольку данная квартира принадлежала войсковой части **** Действующее законодательство предусматривает проведение ежегодной перерегистрации граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учитывая, что Горшковым С.М. не представлены запрашиваемые документы, его семья была исключена из списка нуждающихся. Также пояснила в судебном заседании, что Горшков С.М. не отрицал, что он извещался о перерегистрации военнослужащих, уволенных в запас, состоящих в списке на получение жилой площади. Документы, необходимые для перерегистрации в администрацию МО г. Гусь-Хрустальный Владимирской области истец не представил. Истец также извещался о том, что он вправе получить сертификат. Горшков С.М. знал, что ему необходимо представить документ о сдаче жилья по последнему месту службы. В судебном заседании истец пояснял, что жилое помещение по адресу: **** приватизировано и в нем проживает его дочь Е. Справка о сдаче жилья по последнему месту службы входит в перечень документов, необходимых для получения жилищного сертификата. Администрацию МО г. Гусь-Хрустальный Владимирской области не должна самостоятельно собирать необходимые документы. Полагала, что Горшков С.М. воспользовался своим правом на получение жилья от государства, так как жилое помещение по адресу: ****, находится в собственности у дочери истца. Представитель ответчика - Минобороны РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств не представил. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствии не явившегося представителя ответчика. Судом постановлено указанное выше решение. Горшковым С.М. принесена жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, с нарушением норм материального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в отсутствие истца Горшкова С.М. и представителя Министерства обороны РФ, извещенных надлежащим образом о времени и мест рассмотрения дела, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 утверждены «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». Данным Постановлением установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. В силу абз.5 п./п. «а» п. 5 названных выше Правил (в ред. от 12.07.2011г., действующей на момент принятии решения суда) выпуска право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе, граждане, уволенные с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти. Согласно п. 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Перечень документов, необходимых для участия в подпрограмме, предоставляемых гражданином-участником, предусмотрен пунктом 19 Правил. Согласно п.21 Правил по результатам проверки представленных гражданином документов, органом исполнительной власти принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. Также пунктом 44 Правил предусмотрен перечень документов, которые должен представить гражданин - участник подпрограммы для получения жилищного сертификата, в том числе: а) заявление по форме согласно Приложению №5; ж) обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания; з)справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы (службы) - для граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений. Также в силу п.45. Правил обязательство, указанное в п./п."ж" п. 44 настоящих Правил, подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Пунктами 16, 16.1, 16.2. Правил предусмотрен расчет норматива общей площади жилого помещения, учитываемый и применяемый для расчета социальной выплаты. В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается (п.44 Правил). Кроме того, согласно п.21 Закона Владимирской области от 06.05.2006г. №49-ОЗ (в ред. от 11.10.2011г.) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и п.23 «Методических рекомендаций для субъектов РФ и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма", утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 25.02.2005 N 18, органы местного самоуправления, осуществляющие принятие на учет, ежегодно проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях. Для прохождения перерегистрации гражданин обязан предоставить в уполномоченный орган местного самоуправления сведения, подтверждающие его статус нуждающегося в жилом помещении. В случае, если у гражданина за истекший период не произошло изменений в ранее представленных сведениях, рекомендуется оформлять это соответствующей распиской гражданина, которой он подтверждает неизменность ранее предоставленных им сведений. В случае, если в составе сведений о гражданине произошли изменения, гражданин обязан предоставить новые документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае орган местного самоуправления должен осуществить проверку обоснованности отнесения гражданина к нуждающемуся в жилом помещении с учетом новых предоставленных документов. Судом установлено, что Приказом первого заместителя Министра обороны СССР от **** года майор Горшков С.М. уволен в запас по сокращению штатов. На момент увольнения выслуга лет составляла **** года **** месяца (л.д. 6). Из Приказа командира войсковой части **** от **** года следует, что Горшков С.М. исключен из списков личного состава и направлен на учет в Гусь-Хрустальный РВК Владимирской области (л.д. 32). **** года Горшков С.М. обратился в администрацию МО г. Гусь-Хрустальный Владимирской области с заявлением о включении его и членов его семьи, состоящей из трех человек: жены Горшковой Ж.В. и дочери Горшковой Н.С. в список нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.28). На основании заключения жилищной комиссии по рассмотрению заявлений граждан от **** года Горшков С.М. включен в список офицеров запаса на получение жилья /постановление Главы местного самоуправления №**** от **** года/ (л.д.27). Из справки, выданной **** года администрацией МО Григорьевское (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области, Горшков С.М. с **** года по настоящее время зарегистрирован по адресу: **** (л.д.10). Данная справка была предоставлена истцом в администрацию МО г.Гусь-Хрустальный, что не оспаривалось в судебном заседании. Извещением от **** года за № **** администрация МО г. Гусь-Хрустальный Владимирской области сообщила Горшкову С.М. о том, что проходит перерегистрация военнослужащих, уволенных в запас, состоящих в списке на получение жилой площади. В связи с этим Горшков С.М. обязан в срок до **** года предоставить в отдел по учету и распределению жилой площади следующие документы: справку БТИ о наличии или отсутствии жилой площади в собственности, на всех членов семьи; справку о то, что льготами, предусмотренными для военнослужащих, не пользовались; справку об отсутствии забронированной жилой площади. Как следует из расписки, имеющейся на указанном извещении, Горшков С.М. получил его **** года. Постановлением главы МО г. Гусь-Хрустальный Владимирской области от **** года № **** Горшков С.М. исключен из списка военнослужащих, уволенных в запас, признанных нуждающимися в жилых помещениях. Проанализировав положения законодательства и представленные доказательства, суд сделал правильный вывод об обоснованности требований администрации МО г.Гусь-Хрустальный о предоставлении истцом документов. Однако вывод суда о том, что истец правомерно исключен из списка военнослужащих, уволенных в запас, признанных нуждающимися в жилых помещениях, является ошибочным, принятым без учета положений ст.56 ЖК РФ, предусматривающей исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в которой непредставление гражданином требуемых документов не предусмотрено в качестве основания для снятия гражданина с такого учета. Доводы администрации МО г.Гусь-Хрустальный об утрате истцом оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, сделаны без проверки частично представленных им документов, без истребования и проверки обстоятельств приобретения в собственность дочерью истца жилого помещения. Обязанность проверки документов возложена на орган местного самоуправления пунктом 21 Закона Владимирской области от 06.05.2006г. №49-ОЗ и пунктом 23 указанных выше Методических рекомендаций. На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда в части отказа Горшкову С.М. в восстановлении в списках на получение жилья подлежит отмене, а истец - восстановлению в очереди военнослужащих, уволенных в запас, нуждающихся в жилых помещениях, с момента его первоначальной постановки на учет, то есть с апреля **** года. Вместе с тем, руководствуясь п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, оценив в совокупности представленные доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии в настоящее время у Горшкова С.М. права на получение жилищного сертификата, поскольку истцом не представлено доказательств сдачи служебного жилья Министерству обороны РФ. Кроме того, судом установлено, что Горшков С.М. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением на получение государственного жилищного сертификата и отказ в его предоставлении не представлен; требование об обязании выдать жилищный сертификат, было заявлено истцом в судебном заседании. В связи с этим, учитывая положения ст.3 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает нарушения прав истца. При таких обстоятельствах суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Горшкова С.М. к администрации МО г.Гусь-Хрустальный и Министерству обороны РФ о выдаче жилищного сертификата. Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения в этой части, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права. Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 22 декабря 2011 года по делу №**** отменить в части отказа Горшкову С.М. в удовлетворении требования о восстановлении в очереди военнослужащих, уволенных в запас, на получение жилого помещения и принять в этой части новое решение, которым: Исковые требования Горшкова Сергея Михайловича к администрации муниципального образования г.Гусь-Хрустальный Владимирской области удовлетворить частично. Восстановить Горшкова Сергея Михайловича в очереди военнослужащих, уволенных в запас, нуждающихся в жилых помещениях, с момента его первоначальной постановки на учет. В остальной части решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 22 декабря 2011 года по иску Горшкова Сергея Михайловича к администрации муниципального образования г.Гусь-Хрустальный и Министерству оборону РФ оставить без изменения, а апелляционную жалобу Горшкова Сергея Михайловича - без удовлетворения. Председательствующий судья Р.Е. Судакова Судьи: Л.В. Огудина, Г.Н. Гришина