определение № 33-767/2012 от 15 марта 2012 года по апелляционной жалобе администрации Ковровского района Владимирской области на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 21.12.2011 года



Дело №33-767/2012 год                                                      Докладчик Огудина Л.В.

                                                                                              Судья Клокова Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.

и судей Огудиной Л.В., Самылова Ю.В.,

при секретаре Киселёвой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире 15 марта 2012 года дело по апелляционной жалобе администрации Ковровского района Владимирской области на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 21 декабря 2011 года, которым постановлено:

Заявление Орлова А.В., Богова А.Н. удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации Ковровского района Владимирской области в изменении разрешенного использования земельного участка от **** года.

Возложить обязанность на администрацию Ковровского Владимирской области организовать и провести процедуру публичных слушаний по вопросу изменения разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, площадью **** кадастровый номер: ****, находящегося по адресу: **** примерно в **** м. по направлению на запад от населенного пункта д. ****.

Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения представителей администрации Ковровского района по доверенностям Ивановой И.В. и Турыгина Ю.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения заявителя Орлова А.В. и представителя заявителей Полежаевой А.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Орлову А.В. и Богову А.Н. на праве общей долевой собственности (по **** доле) принадлежит земельный участок, с кадастровым номером ****, общей площадью **** кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: ****, примерно в **** м по направлению на запад от населенного пункта д. ****. Земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала.

**** года Орлов А.В. и Богов А.Н. обратились к главе администрации Ковровского района с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для дачного строительства". **** года администрацией Ковровского района заявителям отказано в принятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, поскольку градостроительные регламенты на землях сельскохозяйственного назначения не устанавливаются и порядок принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространятся или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, федеральным законом не определен.

     В связи с этим, Орлов А.В. и Богов А.Н. обратились в суд с заявлением (с учетом уточненных требований) о признании незаконным отказа администрации Ковровского района Владимирской области от **** года в изменении разрешенного использования земельного участка, площадью **** кв.м., кадастровый номер: ****, находящегося по адресу: ****, примерно в **** м. по направлению на запад от населенного пункта д. ****, с «для сельскохозяйственного производства» - на «для дачного строительства с правом возведения жилых домов и с правом регистрации по месту жительства», возложении обязанности на администрацию Ковровского района Владимирской области организовать и провести процедуру публичных слушаний по вопросу изменения разрешенного использования указанного земельного участка, в соответствии со ст.39 Градостроительного кодекса РФ.

В судебное заседание заявители Орлов А.В. и Богов А.Н. не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель заявителей Полежаева А.В., действующая на основании доверенности, пояснила в судебном заседании, что заявителям на праве долевой собственности принадлежит земельный участок, расположенный в ****, примерно в **** м по направлению на запад от населенного пункта д. ****. Они являются членами крестьянско-фермерского хозяйства «Ковровское». На данном земельном участке планируется, в том числе, строительство усадьб членам и другим работникам фермерского хозяйства. Для реализации проекта им необходимо изменить разрешенное использование земельного участка на «для дачного строительства с правом возведения жилых домов и с правом регистрации по месту жительства». Администрацией Ковровского района им в этом было отказано. Полагала, что имело место нарушение процедуры рассмотрения заявления, поскольку не было проведено публичных слушаний по данному вопросу.

Представители заинтересованных лиц - администрации Ковровского района Турыгин Ю.Н. и администрации Новосельского сельского поселении Максимов Н.П. с заявленными требованиями не согласились.

В обоснование возражений представитель администрации района Турыгин Ю.Н. пояснил, что заявители намерены изменить разрешенное использование земельного участка - на «для дачного строительства с правом возведения жилых домов и с правом регистрации по месту жительства» с целью использования земельного участка под дачное строительство. До настоящего времени процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка законом не предусмотрена. Норма, вводившая положения о публичных слушаниях, утратила силу в связи с принятием правил землепользования и застройки. Просил суд в удовлетворении заявления отказать.

Представитель заинтересованного лица - ФБУ «Кадастровая палата по Владимирской области» в судебное заседание не явился, направил в адрес суда письменные отзыв, в котором оставил разрешение дела на усмотрение суда, и ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.121, 136-139).

Судом постановлено указанное выше решение.

          В апелляционной жалобе и представленном дополнении к жалобе представитель администрации Ковровского района просил отменить решение суда, как постановленного с нарушением норм материального права, указав на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Ссылаясь на ст.ст.78,79, п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ, ч.6 ст.36 Градостроительного кодекса РФ, просил в удовлетворении заявления отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы в отсутствие заявителя Богова А.Н., представителей ФБУ «Кадастровая плата по Владимирской области и администрации Новосельского сельского поселения Ковровского района, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения с учетом следующего.

     Судом установлено, что Орлов А.В. и Богов А.Н. являются долевыми собственниками (по **** доли в праве у каждого) земельного участка с кадастровым номером ****, находящегося по адресу: **** примерно в **** м. по направлению на запад от населенного пункта д. ****, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от **** года.

**** года Орлов А.В. и Богов А.Н. обратились к главе администрации Ковровского района с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для дачного строительства" (л.д.10).

**** года Орлову А.В. и Богову А.Н. администрацией Ковровского района отказано в принятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения. В качестве причин отказа указано о том, что градостроительные регламенты на землях сельскохозяйственного назначения не устанавливаются и порядок принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространятся или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, федеральным законом не определен (л.д.11).

В силу ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель с разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.

Статьей 77 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В соответствии с ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Действующим законодательством порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения не предусмотрен.

Из свидетельств о государственной регистрации права собственности Орлова А.В. и Богова А.Н. усматривается, что указанный выше земельный участок с кадастровым номером **** относится к категории земель - «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование: «для сельскохозяйственного производства» (л.д.6-7,8-9).

Согласно ч.9 ст.35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: 1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); 2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с ч.5 ст.37 Градостроительного кодекса РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

В разъяснениях Министерства экономического развития, изложенных в письме от 08.07.2011г. № 14310-ИМ/Д23 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка», указано, что до установления федеральным законодательством порядка изменения разрешенного использования земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение разрешенного использования таких участков может осуществляться решением главы местной администрации с учетом публичных слушаний в соответствии с п.п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального Закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ РФ N 191-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 19.07.2011г.) вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки, но не более чем до 31.12.2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ в части соответствующих требований.

В силу ст. 39 Градостроительного кодекса РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

Согласно абз. 5 п. 4 ст. 3 Правил землепользования и застройки Новосельского сельского поселения Ковровского района Владимирской области, утвержденных решением Совета народных депутатов Новосельского сельского поселения Ковровского района №11/23 от 22.12.2009г., в случае, если собственник, пользователь, владелец, арендатор недвижимости запрашивает изменение основного вида разрешенного использования на условно разрешенный вид пользования, то применяется процедуры, изложенные в ст. 39 Градостроительного кодекса РФ.

    Одновременно названными выше Правилами землепользования и застройки зоны сельскохозяйственного использования определены как зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйств,садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения (часть П «Картографические документы и градостроительные регламенты», Глава 2.1., ст.34, ч.1 п.1.4. Правил). Часть 5 указанной статьи содержит перечень, описание, зоны, виды разрешенного использования: основные разрешенные, вспомогательные, условно разрешенные виды, где зона сельскохозяйственного использования определена как зона сельскохозяйственных угодий. В условно разрешенных видах указаны: временные строения и сооружения сельскохозяйственного назначения, здания, строения, сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Соглашением о передаче полномочий администрацией Новосельского сельского поселения Ковровского района администрации Ковровского района Владимирской области от 01.12.2010 года в районную администрацию переданы полномочия, в том числе, по подготовке генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений,

осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

В соответствии с п./п. 3 п. 3 ст. 15 Устава Муниципального образования Ковровский район Владимирской области, принятого решением Совета народных депутатов Ковровского района № 56 от 26.11.2008 г., проведение публичных слушаний является обязательным по вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования.

Также Решением Совета народных депутатов Ковровского района от 28.04.2010г. №18 было утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний по проектам градостроительных решений на территории муниципального образования Ковровский район, которым предусмотрен порядок проведения публичных слушаний, в том числе, по вопросу об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Оценив представленные доказательства и учитывая положения законодательства, руководствуясь ст. 15 Устава МО Ковровский район Владимирской области, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении администрацией района порядка принятия оспариваемого решения.

     В связи с изложенным, довод представителей заинтересованного лица о том, что принятыми Правилами и законодательством не предусмотрена процедура проведения публичных слушаний при изменении разрешенного использования земельного участка, является несостоятельным.

     Одновременно судебная коллегия учитывает, что публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности. Их проведение учитывается компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства.

Согласно ст.209 ГК РФ действия собственника в отношении принадлежащего ему имущества не должны нарушать права и охраняемые законом интересы иных лиц, а также противоречить закону. Владение и пользование земельными участками не должно наносить ущерба окружающей среде. В соответствии со ст.263 ГК РФ право собственника земельного участка возводить на нем здания, строения, сооружения ограничивается условием о необходимости соблюдения градостроительным норм и правил, а также требований об использовании его в соответствии с целевым назначением.

     Исходя из смысла положений ст.ст.28, 39 Градостроительного кодекса РФ проведение публичных слушаний направлено на обеспечение соблюдения баланса публичных интересов и обеспечение прав и законных интересов правообладателей земельных участков.

Принимая решение об отказе заявителям в изменении разрешенного использования земельного участка, орган местного самоуправления нарушил установленную законодательством процедуру, фактически разрешив в одностороннем порядке поставленный вопрос.

Иные доводы администрации района, приводимые в жалобе и суде апелляционной инстанции, об иных причинах отказа в изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку они не были указаны в письменном отказе заявителям от **** года.

Таким образом, судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применён материальный закон, нарушений норм процессуального права не допущено.

Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.

С учётом изложенного судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст.327,328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ковровского городского суда Владимирской области от 21 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ковровского района - без удовлетворения.

Председательствующий                                                                          Р.Е. Судакова

Судьи:                                                                                                       Л.В. Огудина,

    

              Ю.В.Самылов