Дело № 33- 487 /2012 Докладчик: Самылов Ю.В. Судья Барченкова Е.В. Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе: председательствующего Сергеевой С.М., и судей Самылова Ю.В. и Огудиной Л.В., при секретаре Киселёвой Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 01 марта 2012 года дело по заявлению Пасхина В.В. об оспаривании постановления администрации Александровского района Владимирской области от 28.09.2011г. № 2181 по кассационной жалобе администрации Александровского района Владимирской области на решение Александровского городского суда Владимирской области от 01 декабря 2011 года, которым постановлено: Заявление Пасхина В.В. удовлетворить. Отменить постановление главы администрации Александровского района Владимирской области от **** года № **** в части снятия Пасхина В.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п. «е» ст. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054, и п. 6 ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Обязать администрацию Александровского района восстановить Пасхина В.В. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с ****. Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения представителя администрации Александровского района по доверенности Горбачевой М.А., просившей решение отменить, судебная коллегия, У С Т А Н О В И Л А: Пасхин В.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий администрации Александровского района о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, указав, что на основании приказа Главкома Сухопутными войсками **** г. № **** он был уволен с военной службы в отставку по ст. 49 ч. 1 п. «а» Закона РФ «О статусе военнослужащих» от 22.01.1993г., в связи с признанием военно-врачебной комиссией негодным к военной службе по состоянию здоровья. На основании предписания убыл из г. **** **** в г. ****, где был поставлен в военном комиссариате на воинский учет. Решением жилищной комиссии администрации Александровского района от **** г. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Из уведомления администрации Александровского района от **** г., полученного им ****., узнал, что он снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с выявлением в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений. Письмом администрации от **** года ему было предложено представить необходимые сведения - удостоверение на право пользования льготами. Полагал, что данные действия администрации Александровского района нарушают его права и права членов его семьи, связанные с получением жилья и гарантированные Федеральным законом «О статусе военнослужащих». В силу этого просил признать незаконным постановление главы администрации Александровского района от **** года № ****, на основании которого он снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. Представитель заинтересованного лица - администрации Александровского района Горбачева М.А., действующая по доверенности от **** г. № ****, требования Пасхина В.В. не признала, пояснив, что решением жилищной комиссии администрации Александровского района от **** г. и принятым на его основании постановлением главы администрации от **** г. № **** Пасхин В.В. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. При этом основанием для такого решения явилось выявление в представленных им документах не соответствующих действительности сведений, а именно не было представлено удостоверение на право пользования льготами. В **** году при увольнении заявителя с военной службы действовало постановление Правительства ЦК КПСС от **** г., которое предусматривало выдачу указанного удостоверения. Впоследствии требование о предоставлении удостоверения закреплено в Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений и улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054. Полагает, что действия администрации Александровского района о снятии Пасхина В.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении являются законными. Суд принял вышеуказанное решение. В кассационной жалобе администрация Александровского района просит решение отменить, считая его незаконным. Кассационное рассмотрение проведено без заявителя Пасхина В.В., который был извещен о времени и месте рассмотрения дела и в письменном заявлении просит о рассмотрении дела в его отсутствие. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения. В соответствии с п.6 ст. 15 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 22.01.1993г. № 4338-1, действовавшего на момент увольнения Пасхина В.В. с военной службы, граждане, уволенные с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются в списки нуждающихся в улучшении жилищный условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок. Согласно п.2 п.2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ ( ред. От 28.10.2010г.) «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения В силу п. 4 директивы Министерства обороны Российской Федерации № Д-74 от 04.08.1993г., действующей на период увольнения Пасхина В.В. с военной службы, командиры воинских частей, обязаны были своевременно направлять в военные комиссариаты пакет необходимых документов для постановки на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, военнослужащих уволенных с военной службы, в том числе и копию удостоверения на право пользования льготами. Согласно п. 8 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений и улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054 (далее Правила), свидетельством о наличии права на получение жилья по избранному месту жительства служит удостоверение установленной формы, выдаваемое гражданам уволенным в запас, командиром воинской части, подписавшим приказ об увольнении. Как установлено, Пасхин В.В. уволен с военной службы в отставку 11.09.1993 г. по ст. 49 ч. 1 п. «а» Закона РФ «О статусе военнослужащих», в связи с признанием военно-врачебной комиссией негодным к военной службе по состоянию здоровья. На момент увольнения имел выслугу 18 лет в календарном исчислении, 21 год 6 месяцев в льготном исчислении (л.д. 10 ). В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части № **** г. **** от **** года № **** (по строевой части) майор Пасхин В.В. с **** года исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направлен на учет в Александровский РВК Владимирской области (л.д. 13-14 ). Как видно из копии сопроводительного письма, направленного Александровским городским военным комиссаром, в **** г. в адрес администрации г. Александрова направлены документы для постановки майора запаса Пасхина В.В. на очередь и обеспечение квартирой: заявление Пасхина В.В. на имя главы администрации о постановке на учет для обеспечения жилой площадью, справка с места жительства, ходатайство командира воинской части № **** (л.д. 29-31, 33). Согласно решению жилищной комиссии при администрации г. Александрова от **** г. Пасхин В.В. поставлен на учет получения жилой площади с **** года (л.д. 32). Из решения жилищной комиссии при администрации Александровского района от **** года, утвержденного постановлением главы администрации Александровского района от **** г. № **** Пасхин В.В. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п. «е» ст. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений и улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054, п.6 ст.56 ЖК РФ (л.д. 68-69). Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста Каленова А.Г. - начальник отдела по социальному развитию муниципального учреждения (Управление жилищно-коммунального хозяйства Александровского района), пояснила, что в **** году при проверке соответствия документов у граждан, уволенных с военной службы, состоящих на очереди на получение жилых помещений было выявлено, что в личном деле Пасхина В.В. отсутствует удостоверение о наличии права на получение жилья, выдаваемое гражданам, уволенным с военной службы, командиром воинской части. Пасхину В.В. неоднократно предлагалось представить указанное удостоверение, которое им представлено не было. Решением жилищной комиссии при администрации Александровского **** года Пасхин В.В. был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с выявлением в представленных документах, являющихся основанием для постановки на учет, сведений, не соответствующих действительности. В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со статей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления» при рассмотрении дела в порядке главы 25 ГПК по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. В соответствии с частью 1статьи 249Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Из объяснений Пасхина В.В. следует, что о необходимости предоставления удостоверения на право пользования льготами ему стало известно лишь в **** году из письма администрации Александровского района. Данное удостоверение ему не выдавалось, в настоящее время получить его не может, поскольку его личное дело находится в областном военкомате. Судом установлено, что снимая Пасхина В.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, администрация исходила из того, что на момент подачи заявления им не было представлено удостоверение на право пользования льготами, в связи с чем его постановка на учет произведена в нарушении требований действующего законодательства. В качестве правового основания для снятия с учета администрация указала п. «е» ст. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, и п.6 ст. 56 ЖК РФ. В силу п. е ст. 26 вышеуказанных Правил граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшении жилищных условий за счет федерального бюджета в случаев выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений. Аналогичные требования содержатся в п.6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ. По делу не оспаривалось, что, в силу действовавшего и действующего законодательства Пасхин В.В., как гражданин, уволенный с военной службы в отставку, имел право на получение жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, и это право на протяжении **** лет, то есть с **** г. администрацией признавалось. Доказательств того, что представленные заявителем документы, послужившие основанием для его принятия на очередь, не соответствуют действительности, администрацией Александровского района не представлено. В силу п. 19 Правил, органам местного самоуправления предоставляется право запрашивать у командиров (начальников) воинских частей и военных комиссариатов дополнительные сведения и документы. Между тем, из материалов дела не усматривается, что должностные лица администрации принимали надлежащие меры к выяснению обстоятельств непредоставления заявителем Пасхиным В.В. удостоверения на право получения жилого помещения, а также не предпринимали и каких-либо действий по истребованию из воинской части сведений по данному факту и указанного документа. При оценке соблюдения порядка принятия оспариваемого решения судом установлено, что в соответствии с ч.2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты тем органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Как видно из имеющегося в материалах дела письма администрации округа Александров за № **** от ****., направленного в адрес Пасхина В.В., администрация просит его предоставить документы, в том числе удостоверение, дающее право на получение жилой площади, указывая при этом, что в случае их непредоставления, она вправе рассмотреть вопрос о снятии его с очереди в срок до **** г. (л.д.27). Таким образом, факт непредоставления удостоверения о наличии права на получение жилья Пасхиным В.В. при постановке его на очередь был выявлен администрацией в **** году, что не оспаривалось представителем заинтересованного лица и в судебном заседании. Вместе с тем, в указанные в письме сроки Пасхин В.В. с учета граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении снят не был, фактически решение о снятии было принято только через **** лет, а именно **** г., то есть с нарушением установленного законом срока. Суду также не представлено доказательств того, что в настоящее время Пасхин В.В. реализовал предоставленное ему законом право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета и не является нуждающимся. Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных Пасхиным В.В. требований. Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на установленных обстоятельствах дела и нормах материального права, регулирующих спорные отношения. Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено. С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Александровского городского суда Владимирской области от 01 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Александровского района Владимирской области - без удовлетворения. Председательствующий С.М. Сергеева Судьи Ю.В. Самылов Л.В. Огудина