Дело №33-728/2012 год Докладчик Огудина Л.В. Судья Горячева А.В. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе: председательствующего Судаковой Р.Е. и судей Огудиной Л.В., Сергеевой С.М. при секретаре Киселёвой Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 15 марта 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Харламова Ю.А. - Рыбкина Д.В. на решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 26 декабря 2011 года, которым постановлено: В удовлетворении исковых требований Харламова Ю.А. к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области, Федеральному казенному учреждению «Тюрьма № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области о признании права на включение в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», обязании включить в списки участников указанной подпрограммы, направить их во ФСИН России, выдать государственный жилищный сертификат, взыскании расходов по оплате услуг представителя в сумме **** рублей, расходов по оформлению доверенности в сумме **** рублей, государственной пошлины сумме **** рублей, отказать. Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., возражения представителя ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области по доверенности Снетковой О.Н., представителя ФСИН России и УФСИН России по Владимирской области по доверенностям Подгорновой Е.Н., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Харламов Ю.А. обратился в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по Владимирской области, ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области, с учетом уточнений иска, о признании права на включение в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», обязании включить в списки участников указанной подпрограммы, направить их во ФСИН России, выдать государственный жилищный сертификат на семью из 3-х человек, взыскании судебных расходов в сумме **** руб., расходов по оформлению доверенности в сумме **** руб., государственной пошлины в сумме **** руб. В обоснование иска указал, что **** года приказом начальника |УФСИН России по Владимирской области № **** от ****. он был уволен из органов уголовно-исполнительной системы по п. «е» ч.1 ст.58 («по сокращению штатов») Положения о прохождении службы в ОВД от 23.12.1992 г. № 4202-1. Согласно данному приказу его выслуга лет составила : **** лет **** месяцев **** дней, в льготном исчислении: **** года **** месяца **** дней. **** года решением жилищной комиссии учреждения ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области он (и члены его семьи) был признан нуждающимся в жилых помещениях, как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категории граждан. В признании за ним права на включение в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» ему было отказано и рекомендовано обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства для постановки на жилищный учет. **** года он обратился с жалобой о незаконности отказа ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области в ГЖС к директору ФСИН России Реймер А.А., но ответа не получил. **** года он обратился с жалобой о незаконности отказа ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области в ГЖС и отсутствии ответа на жалобу из ФСИН России к министру юстиции Российской Федерации Коновалову А.В., но ответа не получил. В настоящее время он проживает вместе с семьей (жена, дочь) по договору найма в комнате трехкомнатной квартиры жилой площадью **** кв.м., оплачивая ежемесячно за найм указанного жилого помещения **** руб. Считал, что в соответствии с п.п.5-6, п./п. «а» п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы имеет право на участие в Государственной программе «Государственные жилищные сертификаты», поскольку подпадает под требования правил, а именно являлся сотрудником ФСИН России, его содержание, как сотрудника осуществлялось за счет федерального бюджета, уволен со службы в связи с организационно-штатными Мероприятиями, по сокращению штата, имеет выслугу более 20 лет и на момент увольнения не был обеспечен жильем. Также **** года для восстановления своего нарушенного права на получение ГЖС, он был вынужден обратиться для оказания правовой помощи к ИП Рыбкину Д.В., заключив договор о правовом обслуживании, в связи с чем произвел оплату в размере **** руб., оформил нотариальную доверенность на представителя в суде в размере **** руб., понес тем самым дополнительные убытки. В судебном заседании истец Харламов Ю.А. и его представитель Рыбкин Д.В. заявленные исковые требования поддержали и просили их удовлетворить. Представитель ФСИН России, УФСИН России по Владимирской области Подгорнова Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в связи с введением в действие ЖК РФ учет нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц, имеющих право на получение жилищного сертификата, стали производить органы местного самоуправления. Правилами выпуска и реализации Государственных жилищных сертификатов установлен перечень документов, необходимых для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В списке сотрудников нуждающихся в улучшении жилищных условий ФКУ Т-2 УФСИН по Владимирской области Харламов Ю.А. не значится, правовых оснований для включения его в указанный список не имеется. Просила в удовлетворении требований истца отказать. Представитель ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области Нурутдинова А.М. исковые требования не признала, пояснила, что Харламову Ю.А. было отказано в выдаче жилищного сертификата, в связи с тем, что истец не состоял в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Просила в удовлетворении иска отказать. Судом постановлено указанное выше решение. Представителем Харламова Ю.А. - Рыбкиным Д.В. в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права, указано на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в отсутствие истца Харламова Ю.А. и представителя Рыбкина Д.В., извещенных о времени и месте судебного заседания, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения с учетом следующего. Судом установлено, что Харламов Ю.А, проходил службу в должности ****. Приказом ФКУ Т-2 УФСИН по Владимирской области от **** года № **** Харламов Ю.А. уволен из уголовно-исполнительной системы по п. «е» я. 1 ст. 58 (по сокращению штатов) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 г. № 4202-1. Выслуга лет истца по состоянию на **** г. составила в календарном исчислении: **** лет **** месяцев **** дней, в льготном исчислении **** года **** месяцев **** дней. **** года Харламов Ю.А. обратился к начальнику ФКУ Т-2 УФСИН по Владимирской области с заявлением о включении его и членов его семьи (супруга Х.Н.А. и дочь Харламова А.Ю.) в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в 2012 году. **** года решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ Т-2 УФСИН по Владимирской области Харламов Ю.А. и члены его семьи признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в выдаче государственного сертификата Харламову Ю.А. отказано, как сотруднику уголовно-исполнительной системы не состоящему после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в которых они проходили службу и ему рекомендовано обратится для решения жилищного вопроса в органы местного самоуправления по месту жительства. **** года Харламов Ю.А. обратился в администрацию г. Владимира с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как относящихся к иным определенным федеральным законом и Законом Владимирской области категориям граждан, признанных нуждающимися по основаниям ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Уведомлением от **** года администрация г. Владимира уведомила Харламова Ю.А. об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения, в связи с непредставлением документов, подтверждающих правил состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 утверждены «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» и установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Абзацем 1 п./п. «а» п.5 указанных Правил предусмотрено, что право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Далее п./п. «а» п. 5 Правил содержит перечень категорий граждан, к которым относятся и сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; а также граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти. Таким образом, право на участие в подпрограмме в соответствии с подпунктом «а» имеют увольняемые сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Согласно п. 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. На основании п./п. «а» п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов для участия в подпрограмме граждане, указанные в п. 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению №1, к которому прилагаются документы, в том числе: выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. То есть по смыслу п.19, п.24 Правил нахождение лица на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении обязательно. Выдача сертификатов осуществляется в соответствии с Приказом ФСИН России от 04.06.2007 г. N 287 "Об утверждении Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в уголовно-исполнительной системе" (далее - Инструкция). Согласно п. 3 Инструкции для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы, указанные в п./п. «а» п. 5 Правил, граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах УИС, в которых они проходили службу, подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме согласно приложению № 1 к Правилам по месту постановки на жилищный учет, а граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, - в учреждение (орган) УИС по месту расположения поселка. Данная Инструкция является действующей, Приказ №287 не признан утратившим силу. В соответствии с п. 22 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 Правил; непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 Правил. Федеральным законом от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (статья 6) предусмотрено, что с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ. Граждане принятые на учет до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Часть 3 ст.52 ЖК РФ устанавливает, что принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Поскольку Харламов Ю.А. в период прохождения службы до 01.03.2005 года не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по месту службы, то после указанной даты при рассмотрении заявления истца в августе **** года по месту службы его были не вправе поставить на такой учет. Кроме того истцом не представлено доказательств постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении органом местного самоуправления в период после увольнения из системы ФСИН России. При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства, учитывая в совокупности положения действующего законодательства, принимая во внимание, что истец на учете нуждающихся в жилых помещениях по месту службы и по месту жительства на момент принятия решения не состоял, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Харламову А.Ю. правомерно отказано в выдаче Государственного жилищного сертификата в 2012 году и об отсутствии правовых оснований для обязания УФСИН России по Владимирской области включить истца в списки участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», так как нахождение лица на учете в качестве нуждающегося является обязательным условием для получения жилищного сертификата. В связи с отказом Харламову Ю.А. в удовлетворении исковых требований в полном объеме, не подлежали и удовлетворению требования истца о взыскании судебных расходов. Судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применён материальный закон, нарушений норм процессуального законодательства не допущено. Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, были предметом исследования в суде первой инстанции, и им дана оценка. С учётом изложенного судебная коллегия находит определение суда законным и обоснованным. Руководствуясь ст.ст. 327, 328 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 26 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Харламова Юрия Александровича в лице его представителя Рыбкина Д.В. - без удовлетворения. Председательствующий Р.Е. Судакова Судьи: Л.В. Огудина, С.М. Сергеева