определение № 33-676/2012 от 01 марта 2012 года дело по кассационному представлению Александровского городского прокурора на решение Александровского городского суда Владимирской области от 11 ноября 2011 года



Дело № 33-676/2012       Докладчик Огудина Л.В.

                  Судья Багрова С.Б.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Сергеевой С.М.

и судей Огудиной Л.В., Самылова Ю.В.,

при секретаре Киселевой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 01 марта 2012 года дело по кассационному представлению Александровского городского прокурора на решение Александровского городского суда Владимирской области от 11 ноября 2011 года, которым постановлено:

в иске Александровскому городскому прокурору в интересах Копненковой С.М. к администрации Александровского района об обязании обеспечить жилым помещением, отказать.

Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения прокурора Куропаткина А.В., поддержавшего доводы кассационного представления, возражения представителя ответчика - администрации Александровского района - по доверенности Горбачевой М.А. и представителя третьего лица - Департамента образования администрации области - по доверенности Быковой Л.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

          Александровский городской прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов Копненковой С.М. с иском к администрации Александровского района об обязании вне очереди обеспечить отдельным благоустроенным помещением общей площадью не менее **** кв.м. по договору социального найма.

В обоснование иска указал, что в ходе проверки, проведенной Александровской городской прокуратурой, установлен факт нарушения жилищных прав Копненковой С.М., являющейся лицом из числа детей-сирот; её мать Ш.М.Б. умерла в ****., отец К.С.М. умер в ****. Постановлением главы администрации округа Александров от **** ее опекуном назначена А.С.М. - жительница с.**** Согласно акту обследования жилищных условий от ****. жилое помещение по месту регистрации истца по адресу: **** находится в непригодном состоянии, из-за невозможности проживания Копненкова С.М. проживает в с.**** у А.С.В. На основании постановления главы Андреевского сельского поселения Александровского района от ****. Копненкова С.М. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В нарушение требований законодательства до настоящего времени Копненкова С.М. жилым помещением не обеспечена.

          

В судебном заседании помощник Александровского городского прокурора Пискарев А.В. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил иск удовлетворить. Дополнительно пояснил, что несмотря на то, что постановлением главы администрации за Копненковой С.М. сохранено жилое помещение в с.****, в нем проживать невозможно, оно не пригодно для проживания.

Истец Копненкова С.М. иск поддержала.

Представитель ответчика-администрации Александровского района Сатышева Е.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснив, что жилые помещения вне очереди предоставляются только детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения. За истцом такое жилое помещение закреплено; акт обследования жилищных условий от ****. истца не является юридически значимым, так как техническое состояние жилого помещения не имеет значения.

Представитель третьего лица-Департамента образования администрации Владимирской области по доверенности Быкова Л.В. не согласилась с иском, пояснив, что вопросы сохранности жилого помещения не относятся к государственным полномочиям. В соответствии со ст.8 Федерального закона №159 от 21.12.1996г. субъект Российской Федерации обязан за счет средств областного бюджета приобрести жилое помещение ребенку-сироте оставшемуся без попечения родителей, не имеющему закрепленного жилья. Законом Владимирской области №201-ОЗ органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по приобретению жилого помещения для указанной категории детей. Поскольку за Копненковой С.М. имеется закрепленное жилое помещение, бюджетные обязательства, установленные федеральными и региональными нормативными правовыми актами для детей указанной категории, не распространяются на лиц, имеющих закрепленное жилое помещение.

Представитель третьего лица - Управления образования администрации Александровского района Малова Н.А., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования прокурора.

Представитель третьего лица - администрации Андреевского сельского поселения по доверенности Костюченко Е.А. не возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что закрепленное за истцом жилое помещение находится в двухквартирном жилом доме с отдельными входами; квартира, где зарегистрирована Копненкова С.М. и ее сестра и брат, имеет общую площадь **** кв.м, находится в аварийном состоянии. Заключение межведомственной комиссии о непригодности помещения для проживания ими не составлялось.

          Судом постановлено оспариваемое решение.

В кассационном представлении, поданном **** года, Александровский городской прокурор просил решение суда отменить, как незаконное и необоснованной, вынесенное с нарушением норм материального права, и направить дело на новое рассмотрение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания истца Копненковой В.С., представителей Управления образования администрации Александровского района и администрации Андреевского сельского поселения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения представления.

В соответствии с ч.1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

На основании п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении их учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п.3 ст.8 Закона Владимирской области от 03.12.2004г. №226-ФЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п.4 ст.8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 г. № 226-ОЗ «О государственном обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма. Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется после окончания или в течение двух лет до окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Размер и порядок возмещения указанных в настоящей части расходов через выделение органам местного самоуправления субвенции устанавливаются постановлением Губернатора области.

Согласно постановлению Губернатора Владимирской области от 13.07.2005 г. № 398 «О предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения» органам местного самоуправления рекомендовано предоставлять жилую площадь за счет средств областного бюджета в Порядке предоставления жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, утвержденном вышеназванным постановлением. В силу п.3 Порядка дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди по месту первичного выявления и устройства или по месту жительства в случае выявления в другой территории.

           Судом установлено, что Копненкова С.М., **** года рождения, является сиротой, её мать Ш.М.Б. умерла ****., отец К.М.В. умер ****. (л.д.6-7).

           Постановлением администрации округа Александров Владимирской области №**** от ****. опекуном Копненковой С.М. назначен С.Е.Ф.., который впоследствии освобожден от исполнения данных обязанностей и постановлением главы Александровского района №**** от ****. попечителем была назначена А.С.В. (л.д.5,8).

          Также указанным выше постановлением №**** за Копненковой С.М. закреплено жилое помещение по адресу: ****.

Согласно выписки из похозяйственной книги Копненкова С.М. с рождения по настоящее время зарегистрирована по указанному адресу. Также установлено, что квартира №****, закрепленная за истцом, общей площадью **** кв.м., расположена в двухквартирном жилом доме №**** в ****, в соседней квартире проживает другая семья, в квартире №**** никто не проживает.

С учетом акта обследования жилищных условий сестер Копненковой С.М. и Копненковой Г.М. от ****., составленного межведомственной комиссией в составе главы Андреевского сельского поселения, председателя межведомственной комиссии, председателя жилищно-бытовой комиссии, в котором указано о нахождении квартиры №**** в аварийном состоянии, постановлением главы Андреевского сельского поселения Александровского района №**** от ****. Копненкова С.М. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как сирота, номер очереди **** (л.д.11, 17, 62-67).

Вместе с тем, сам факт постановки Копненковой С.М. на указанный выше учет, не является безусловным основанием для внеочередного предоставления ей жилого помещения по договору социального найма.

Суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства, проанализировав установленные обстоятельства и положения действующего законодательства, в том числе порядок признания жилого помещения пригодным либо непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу, обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора, указав, что за Копненковой С.М. закреплено жилое помещение, которое на день принятия решения не признано в установленном законом порядке непригодным для проживания.

Акт обследования жилищных условий сестер Копненковой С.М. и Копненковой Г.М. от ****., на который ссылался прокурор в обоснование исковых требований и в кассационном представлении, не может быть принят во внимание как допустимое доказательство непригодности спорного жилого помещения, так как составлялся для постановки истца на учет в качестве нуждающейся по состоянию на октябрь **** тогда как прокурор обратился с иском в суд в августе **** года, акт не имеет печати и содержит противоречивые выводы о нецелесообразности ремонта квартиры и, что требуется капитальный ремонт дома. Поскольку данный акт обследования не соответствует требованиям к оформлению заключения межведомственной комиссии о непригодности жилого помещения, то он обоснованно не принят в качестве доказательства и судом первой инстанции.

Прокурор, обращаясь в суд с иском в интересах Копненковой С.М., и истец, на основании ст.ст.12, 56 ГПК РФ не представили в обоснование своих требований допустимых доказательств, подтверждающих признание закрепленного за истцом жилого помещения непригодным для проживания, его аварийности. Не представлено таких доказательств и суду кассационной инстанции.

Таким образом, судом верно определены юридически значимые обстоятельства, всем представленным доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии со ст.12, 56, 67 ГПК РФ, нормы материального и процессуального права судом применены верно.

Таким образом, решение Александровского городского суда Владимирской области от 11.11.2011 года является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам кассационного представления, не имеется.

Руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Александровского городского суда Владимирской области от 11 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационное представление Александровского городского прокурора - без удовлетворения.

Председательствующий      С.М. Сергеева

Судьи:                                    Л.В. Огудина,

        Ю.В. Самылов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200