Дело № 33- 535 /2012 Докладчик: Самылов Ю.В. Судья Батин А.Л. Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе: председательствующего Судаковой Р.Е., и судей Самылова Ю.В. и Огудиной Л.В., при секретаре Киселёвой Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 15 марта 2012 года дело по искам прокурора Юрьев-Польского района в интересах Артемьичевой Н.А., Шишкиной А.К., Балашовой В.А., Хохловой Н.А., Смирнова С.А., Лаврусик Ю.В. и Глазуновой М.Г. к администрации Владимирской области и администрации муниципального образования Юрьев-Польский район об обязании администрации Владимирской области выделить денежные средства на приобретение для истцов жилых помещений и об обязании администрации муниципального образования Юрьев-Польский район обеспечить истцов жилыми помещениями по апелляционному представлению помощника прокурора Юрьев-Польского района Петрова А.И. на решение Юрьев-Польского районного суда Владимирской области от 29 декабря 2011 года, которым постановлено: исковые требования прокурора Юрьев-Польского района удовлетворить частично. Обязать администрацию муниципального образования Юрьев-Польский район Владимирской области в срок до **** г. обеспечить Артемьичеву Н.А., Шишкину А.К., Балашову В.А., Хохлову Н.А., Смирнова С.А., Лаврусик Ю.В. и Глазунову М.Г., каждого, отдельным жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм. В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору Юрьев-Польского района отказать. Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения прокурора Куропаткина А.В., представителя администрации муниципального образования Юрьев-Польский район по доверенности район Кузьминой И.А., представителя управления образования администрации МО Юрьев-Польский район Ефимовой Т.М., истца Смирнова С.А., просивших решение изменить, представителя администрации Владимирской области по доверенности Быковой Л.В., возражавшей против доводов апелляционного представления, судебная коллегия, У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Юрьев-Польского района в интересах истцов Артемьичевой Н.А., Шишкиной А.К., Балашовой В.А., Хохловой Н.А., Смирнова С.А., Лаврусик Ю.В. и Глазуновой М.Г. обратился в суд с исками к администрации Владимирской области и администрации муниципального образования Юрьев-Польский район об обязании администрации Владимирской области в срок до **** г. выделить денежные средства на приобретение каждому из истцов жилого помещения и обязании администрации муниципального образования Юрьев-Польский район в срок до **** г. обеспечить каждого из истцов жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм. В обоснование требований прокурор указал, что истцы относятся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и имеющих право на государственное обеспечение и социальную поддержку в виде внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», однако до сего времени жилыми помещениями не обеспечены, финансовое обеспечение предоставления им жилых помещений является расходными обязательствами Владимирской области. Дела по всем искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне ответчиков привлечены департамент образования администрации Владимирской области и управление образования администрации МО Юрьев-Польский район. В судебном заседании прокурор Петров А.И., истцы Артемьичева Н.А., Смирнов С.А. и представитель истца Глазуновой М.Г. - Бычкова Т.В. исковые требования поддержали по названным основаниям. Администрация Владимирской области исковые требования не признала, указав в письменном отзыве, что размер средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается в бюджете Владимирской области на соответствующий финансовый период, принимаемом Законодательным собранием Владимирской области, а не администрацией Владимирской области. Представители администрации МО Юрьев-Польский район Кузьмина И.А. и Прокофьева И.В. иск не признали, сославшись на то, что обязанность администрации приобрести и предоставить истцам жилые помещения возникает только по мере поступления средств из бюджета Владимирской области. Третьи лица - департамент образования администрации Владимирской области и управление образования МО Юрьев-Польский район - позиции ответчиков поддержали по тем же основаниям. Суд принял вышеуказанное решение. В апелляционном представлении прокурор просит решение отменить, считая его незаконным. Апелляционное рассмотрение проведено без истцов Артемьичевой Н.А., Шишкиной А.К., Балашовой В.А., Хохловой Н.А., Лаврусик Ю.В. и Глазуновой М.Г., которые были извещены о времени и месте рассмотрения дела, Артемьичева Н.А. в письменном заявлении просит о рассмотрении дела в его отсутствие. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения. В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с приведенной нормой и частями 3 и 4 статьи 49 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. В этом случае жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ). Подпунктом 2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Как установлено и ответчиками не оспаривалось, истцы относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях и подлежащих внеочередному обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Владимирской области, что также подтверждено содержащимися в материалах дела копиями свидетельств о смерти их родителей либо судебных решений о лишении родительских прав, постановлениями главы Юрьев-Польского района о направлении в детские учреждения и учреждении опеки, постановлениями городской и сельских администраций Юрьев-Польского района о признании их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с постановкой на учет в качестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что Шишкина А.К., Хохлова Н.А., Смирнов С.А., Лаврусик Ю.В. и Глазунова М.Г. состоят на учете на предоставление жилого помещения с **** года (т. 3, л.д. 11; т. 5, л.д. 10; т. 6, л.д. 5; т. 2, л.д. 10; т. 1 л.д. 16), Артемьичева Н.А. и Балашова В.А. с **** года (т. 7, л.д. 12; т. 4, л.д. 17). Все они, наряду с другими детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, включены в соответствующие сведения по Юрьев-Польскому району, подаваемые по состоянию на 1 апреля каждого года в департамент образования администрации Владимирской области, в областной сводный список на **** г. и состояли в районном списке учета нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа по состоянию на **** г. (т. 7, л.д. 30, 32 - 52, 86 - 87). В материалах дела имеются постановления главы Юрьев-Польского района о направлении Шишкиной А.К., Балашовой В.А., Хохловой Н.А. и Смирнова С.А. в государственные детские учреждения, в данных постановлениях содержатся указания сохранить за ними жилые помещения до их возвращения. Однако, из постановления и.о. главы администрации МО Юрьев-Польский район от 8 апреля 2010 г. № 466 «Об отмене сохранения жилых помещений, закрепленных за несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей» и пояснений участников судебного разбирательства следует, что жилье за ними не сохранено в силу разных причин, достоверных данных о том, что истцы реально имеют закрепленное за ними жилье, не представлено. Во Владимирской области общие принципы, содержание и меры государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Законом от 3 декабря 2004 г. № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон от 3 декабря 2004 г. № 226-ОЗ), в статье 2 которого предусмотрено, что полномочия по государственному обеспечению и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Владимирской области, данные расходы осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. В пункте 4 статьи 8 этого Закона установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма. Законом Владимирской области от 28 декабря 2005 г. № 201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон от 28 декабря 2005 г. № 201-ОЗ) МО Юрьев-Польский район на неограниченный срок наделено государственными полномочиями Владимирской области по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, оплате расходов по оформлению договора передачи в собственность жилого помещения, регистрации недвижимости (подпункты 5 и 8 пункта 1 статьи 1, статья 3 упомянутого Закона). Данным Законом в подпункте 1 пункта 1 статьи 4, подпункте 1 пункта 2 статьи 5 определено, что органы местного самоуправления при осуществлении этих государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета Владимирской области, органы государственной власти Владимирской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления названных полномочий. Финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в составе областного фонда компенсаций в виде субвенций (пункт 1 статьи 6 Закона от 28 декабря 2005 г. № 201-ОЗ). Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции (пункт 5 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов, включающий в себя право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств и недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов (статьи 28 и 31 БК РФ). Статьей 19 Закона Владимирской области от 7 мая 2002 г. № 38-ОЗ «О законодательном собрании Владимирской области» и Законом Владимирской области от 24 ноября 2000 г. № 82-ОЗ «О бюджетном процессе во Владимирской области» рассмотрение и утверждение областного бюджета, изменений и дополнений к нему, отчета об его исполнении отнесено к компетенции Законодательного Собрания Владимирской области. Из таблицы 32 приложения 11 к Закону Владимирской области от 24 декабря 2010 г. № 126-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (т. 7, л.д. 65 - 66), сообщения финансового управления администрации МО Юрьев-Польский район (т. 7, л.д. 67), отчета управления образования МО Юрьев-Польский район (т. 7, л.д. 68), постановления администрации МО Юрьев-Польский район от 18 августа 2011 г. № 1228 «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма» (т. 7, л.д. 74), копий договоров социального найма жилого помещения, наймодателем по которым является администрация МО Юрьев-Польский район (т. 7, л.д. 75 - 85) видно, что на реализацию в **** году государственных полномочий, предусмотренных Законом от 28 декабря 2005 г. № 201-ФЗ, муниципальному образованию Юрьев-Польский район были выделены субвенции в сумме **** тыс. рублей, все эти средства в МО Юрьев-Польский район поступили и израсходованы по целевому назначению для приобретения и предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Администрация Владимирской области правом самостоятельно устанавливать бюджетные расходы Владимирской области и размеры субвенций муниципальным образованиям на выполнение переданных им государственных полномочий не наделена. В данном случае она выполняет лишь обязанность по обеспечению передачи через департамент образования органам местного самоуправления предусмотренных бюджетом сумм субвенций (подпункт 2.1 пункта 2 постановления Губернатора Владимирской области от 13 июля 2005 г. № 398 «О предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения» (в редакции постановления Губернатора Владимирской области от 26 апреля 2010 г. № 497). Доказательств, что администрация Владимирской области не исполнила эту обязанность в 2011 году надлежащим образом и не исполнит ее в дальнейшем, не имеется. Уставом муниципального образования Юрьев-Польский район, принятым решением Совета народных депутатов муниципального образования Юрьев-Польский район от 28 октября 2009 № 88, в пункте 1 статьи 34 определено, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Юрьев-Польский район, наделенным в соответствии с настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования Юрьев-Польский район федеральными законами и законами Владимирской области, является администрация муниципального образования Юрьев-Польский район. Таким образом, действия администрации Владимирской области по перечислению администрации МО Юрьев-Польский район областных субвенций в размерах, предусмотренных бюджетом Владимирской области, а не в иных суммах, соответствуют полномочиям администрации Владимирской области и закону и, сами по себе, независимо от того, достаточно или недостаточно размера этих субвенций для обеспечения жилыми помещениями состоящих на учете детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, права и свободы лиц данной категории не нарушают. Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу что, исковые требования прокурора об обязании администрации Владимирской области выделить денежные средства на приобретение каждому из истцов жилого помещения являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на установленных обстоятельствах дела и нормах материального права, регулирующих спорные отношения. Поскольку в соответствии с приведенными правовыми нормами государственные полномочия, а, следовательно, и обязанности по внеочередному обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в Юрьев-Польском районе в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, хотя и за счет субвенций из бюджета Владимирской области, возложена на администрацию МО Юрьев-Польский район, требования прокурора в части обязания этой администрации обеспечить каждого из истцов жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм суд правильно признал обоснованными и подлежащими удовлетворению. Требование прокурора о необходимости дополнения резолютивной части решения указанием обеспечить каждого из истцов жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм за счет бюджета Владимирской области является излишним, поскольку такая обязанность возложена на субъект Российской Федерации - Владимирскую область законом. Как правильно указал в решении суд, возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов и гарантирует право собственности муниципального образования. В случае возникновения у органа муниципального образования убытков, в результате понесенных затрат, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно статьям 84, 85 БК РФ и статье 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" ответственность по их возмещению полностью возлагается на казну субъекта РФ. Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований. Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на установленных обстоятельствах дела и нормах материального права, регулирующих спорные отношения. Доводы апелляционного представления не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционном представлении, судом не допущено. С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционного представления не имеется. Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Юрьев-Польского районного суда Владимирской области от 29 декабря 2011 года оставить без изменения, а апелляционное представление помощника прокурора Юрьев-Польского района Петрова А.И. - без удовлетворения. Председательствующий Р.Е. Судакова Судьи Ю.В. Самылов Л.В. Огудина