Дело № 33- 879 /2012 Докладчик:Самылов Ю.В. Судья Ковбасюк А.Н. Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе: председательствующего Сергеевой С.М., и судей Самылова Ю.В. и Огудиной Л.В., при секретаре Киселёвой Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 05 апреля 2012 года дело по иску Александровского городского прокурора в интересах Кузьмичева А.Ю. к администрации Александровского района Владимирской области об обязании обеспечить жильем по апелляционной жалобе главы администрации Александровского района Владимирской области Горина М.В. на решение Александровского городского суда Владимирской области от 25 января 2012 года, которым постановлено: исковые требования Александровского городского прокурора в защиту прав и законных интересов Кузьмичева А.Ю. удовлетворить. Обязать администрацию Александровского района Владимирской области обеспечить Кузьмичева А.Ю. отдельным благоустроенным жилым помещением общей площадью не менее **** кв.м по договору социального найма вне очереди. Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения прокурора Куропаткина А.В., просившего решение изменить, судебная коллегия, У С Т А Н О В И Л А: Александровский городской прокурор обратился с иском в интересах Кузьмичева А.Ю. к администрации Александровского района Владимирской области об обеспечении жилым помещением лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки, проведенной Александровской городской прокуратурой, установлен факт нарушения жилищных прав Кузьмичева А.Ю. **** года рождения, являющейся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать Кузьмичева Е.В. умерла **** года, отец Кузьмичев Ю.В. умер ****. После смерти родителей, на основании постановления главы Александровского района от **** года над несовершеннолетним Кузьмичевым А.Ю. установлено попечительство его бабушки Ушановой А.А., проживающей по адресу: ****. Указанным постановлением за Кузьмичевым А.Ю. также сохранено жилое помещение по адресу: **** Данное жилое помещение представляет собой жилой дом на 2 семьи. В указанном доме **** произошел пожар, в результате которого уничтожена кровля дома, а также часть дома, принадлежащая второму собственнику Мальковой Н.С. В части дома, принадлежащей Кузьмичеву А.Ю. уничтожена внутренняя отделка. Попечитель Кузьмичева А.Ю. Ушанова А.А. умерла **** года. В настоящее время Кузьмичев А.Ю. проживает адресу: ****3, поскольку не имеет возможности проживать в закрепленном за ним жилом доме. В судебном заседании ст. помощник Александровского городского прокурора Некрасова Г.О. полностью поддержала заявленные требования, дав объяснения аналогичные изложенным выше. Кузьмичев А.Ю. в судебном заседании требования прокурора поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить. Представитель ответчика - администрации Александровского района Владимирской области Горбачева М.А., исковые требования не признала в полном объеме, полагая, что администрация Александровского района Владимирской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу поскольку законом на нее не возложена обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, кроме того дополнительно пояснила, чтожилое помещение, расположенное по адресу: ****, закрепленное за Кузьмичевым А.Ю., не было признано непригодным для проживания в установленном законом порядке; то обстоятельство, что согласно справке ОГПН по Александровскому району в результате пожара, произошедшего **** г., была уничтожена внутренняя отделка данного жилого помещения, не является основанием для внеочередного предоставления Кузьмичеву А.Ю. жилого помещения, поскольку в соответствии с вышеуказанными нормами при предоставлении жилого помещения по договору социального найма значение имеет именно факт отсутствия у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), закрепленного жилого помещения, но никак не техническое состояние такого помещения при его наличии. Представитель третьего лица - Департамента образования администрации Владимирской области, надлежаще уведомленный о времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, каких-либо ходатайств от него не поступило. Представитель третьего лица - администрации муниципального образования п. Балакирево Клочкова Л.В. в судебном заседании полагала требования Александровского городского прокурора обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме, дополнительно пояснив, что Кузьмичев А.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признан в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий. Закрепленное за ним жилое помещение, а именно жилой дом, расположенный по адресу: **** по заключению межведомственной комиссии в результате пожара непригоден для дальнейшего проживания. Представитель третьего лица - Управления образования администрации Александровского района Владимирской области Малова Н.А. в судебном заседании полагала требования прокурора обоснованными и подлежащими полному удовлетворению в целях восстановления прав лица, оставшегося без попечения родителей. Суд принял вышеуказанное решение. В апелляционной жалобе глава администрации Александровского района Владимирской области Горин М.В. просит решение отменить, считая его незаконным. Апелляционное рассмотрение проведено без истца Кузьмичева А.Ю., представителя администрации Александровского района Владимирской области, третьего лица - администрации муниципального образования п. ****, третьего лица - Управления образования администрации Александровского района Владимирской области, которые были извещены о времени и месте рассмотрения дела. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения. В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с приведенной нормой и частями 3 и 4 статьи 49 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. В этом случае жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ). Подпунктом 2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Как установлено и ответчиками не оспаривалось, истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях и подлежащих внеочередному обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Владимирской области, что также подтверждено содержащимися материалами дела. Установлено, что согласно свидетельствам о смерти (л.д.9-10) мать истца Кузьмичева А.Ю. - Кузьмичева Елена Валентиновна умерла 22 января 2005 года, отец Кузьмичев Юрий Викторович умер 08 апреля 2009 года. Из постановления главы Александровского района Владимирской области от **** №**** следует, что над несовершеннолетним Кузьмичевым А.Ю. установлено попечительство Ушановой А.А. с сохранением жилого помещение по адресу: **** Попечитель Ушанова А.А., умерла **** года. Из исследованного в судебном заседании Постановления главы п. Балакирево Александровского района следует №**** от **** года следует, что на основании решения жилищной комиссии № **** от **** года Кузьмичев А.Ю. поставлен на учет для предоставления жилого помещения на основании Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей». Таким образом, установлено, что Кузьмичев А.Ю. обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что дает ему право на предусмотренные законом меры социальной защиты. По делу установлено, что в настоящее время Кузьмичев А.Ю. проживает по адресу: ****, а постоянно зарегистрирован по адресу: ****. Из исследованной в ходе судебного заседания справки (л.д.12), выданной отделом государственного пожарного надзора по Александровскому району Владимирской области усматривается, что в указанном доме **** года произошел пожар, в результате в части дома, принадлежащей Кузьмичеву А.Ю. уничтожена внутренняя отделка. Из приобщенного в ходе судебного заседания акта межведомственной комиссии от **** года следует, что на момент обследования комиссией жилого дома по адресу: ****. установлено, что фундамент кирпичный ленточный, стены бревенчатые обгорелые с обеих сторон, кровля отсутствует, перекрытия отсутствуют, полы обгорелые, проемы оконные и дверные отсутствуют, отопление печное. печь разрушена, труба отсутствует, водоснабжение, газоснабжение, канализация отсутствуют. Комиссия пришла к заключению, что указанный жилой дом не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, в связи с невозможностью его восстановления и имеющему физический износ 80%. Иного жилого помещения пригодного для проживания как в собственности, так и на ином законном основании у Кузьмичева А.Ю. не имеется, что подтверждается выпиской из ЕГРП (л.д.15), а также материалами учетного дела, исследованного судом в ходе судебного заседания. Таким образом, из материалов дела и пояснений участников судебного разбирательства следует, что жилье за Кузьмичевым А.Ю. в силу указанных выше причин не сохранено, достоверных данных о том, что истец реально имеет закрепленное за ним пригодное для проживания жилье, суду не представлено. Во Владимирской области общие принципы, содержание и меры государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Законом от 3 декабря 2004 г. № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон от 3 декабря 2004 г. № 226-ОЗ), в статье 2 которого предусмотрено, что полномочия по государственному обеспечению и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Владимирской области, данные расходы осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. В пункте 4 статьи 8 этого Закона установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма. Законом Владимирской области от 28 декабря 2005 г. № 201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон от 28 декабря 2005 г. № 201-ОЗ) МО Александровский район на неограниченный срок наделено государственными полномочиями Владимирской области по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, оплате расходов по оформлению договора передачи в собственность жилого помещения, регистрации недвижимости (подпункты 5 и 8 пункта 1 статьи 1, статья 3 упомянутого Закона). Данным Законом в подпункте 1 пункта 1 статьи 4, подпункте 1 пункта 2 статьи 5 определено, что органы местного самоуправления при осуществлении этих государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета Владимирской области, органы государственной власти Владимирской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления названных полномочий. Финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в составе областного фонда компенсаций в виде субвенций (пункт 1 статьи 6 Закона от 28 декабря 2005 г. № 201-ОЗ). Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции (пункт 5 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Статьей 19 Закона Владимирской области от 7 мая 2002 г. № 38-ОЗ «О законодательном собрании Владимирской области» и Законом Владимирской области от 24 ноября 2000 г. № 82-ОЗ «О бюджетном процессе во Владимирской области» рассмотрение и утверждение областного бюджета, изменений и дополнений к нему, отчета об его исполнении отнесено к компетенции Законодательного Собрания Владимирской области. Администрация Владимирской области правом самостоятельно устанавливать бюджетные расходы Владимирской области и размеры субвенций муниципальным образованиям на выполнение переданных им государственных полномочий не наделена. В данном случае она выполняет лишь обязанность по обеспечению передачи через департамент образования органам местного самоуправления предусмотренных бюджетом сумм субвенций (подпункт 2.1 пункта 2 постановления Губернатора Владимирской области от 13 июля 2005 г. № 398 «О предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения» (в редакции постановления Губернатора Владимирской области от 26 апреля 2010 г. № 497). Доказательств, что администрация Владимирской области не исполнила эту обязанность в **** году надлежащим образом и не исполнит ее в дальнейшем, не имеется. Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов и гарантирует право собственности муниципального образования. В случае возникновения у органа муниципального образования убытков, в результате понесенных затрат, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно статьям 84, 85 БК РФ и статье 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" ответственность по их возмещению полностью возлагается на казну субъекта РФ. Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу о том, что поскольку в соответствии с приведенными правовыми нормами государственные полномочия, а, следовательно, и обязанности по внеочередному обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в Александровском районе в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, хотя и за счет субвенций из бюджета Владимирской области, возложена на администрацию Александровского района, требования прокурора в части обязания этой администрации обеспечить истца жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на установленных обстоятельствах дела и нормах материального права, регулирующих спорные отношения. Требование прокурора в апелляционной инстанции о необходимости дополнения резолютивной части решения указанием обеспечить каждого из истцов жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм за счет бюджета Владимирской области является излишним, поскольку такая обязанность возложена на субъект Российской Федерации - Владимирскую область законом. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционном представлении, судом не допущено. С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционного представления не имеется. Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Александровского городского суда Владимирской области от 25 января 2012 годаоставить без изменения, а апелляционную жалобу главы администрации Александровского района Владимирской области Горина М.В. - без удовлетворения. Председательствующий С.М. Сергеева Судьи Ю.В. Самылов Л.В. Огудина