определение № 33-1015/2012 от 10 апреля 2012 года по апелляционной жалобе представителя администрации Александровского района Влад. обл. на решение Александровского городского суда Влад. обл. от 08.02.2012 года



Дело №33-1015/2012г.          Докладчик Огудина Л.В.

                  Судья Ковбасюк А.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Сергеевой С.М.

и судей Огудиной Л.В., Гришиной Г.Н.,

при секретаре Киселевой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 10 апреля 2012 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации Александровского района Владимирской области на решение Александровского городского суда Владимирской области от 08 февраля 2012 года, которым постановлено:

Исковые требования Александровского городского прокурора в защиту прав и законных интересов Куравцевой О.В. удовлетворить.

Обязать администрацию Александровского района Владимирской области обеспечить Куравцеву О.В. отдельным благоустроенным жилым помещением общей площадью 33 кв. м по договору социального найма вне очереди.

Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения представителей администрации Александровского района по доверенностям Петровой И.Г. и Горбачевой М.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Куропаткина А.В. и истца Куравцевой О.В., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Александровский городской прокурор обратился с иском в интересах Куравцевой О.В. к администрации Александровского района Владимирской области об обеспечении жилым помещением лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке.

В обоснование иска указал, что в ходе проверки, проведенной Александровской городской прокуратурой, установлен факт нарушения жилищных прав Куравцевой О.В., **** года рождения, являющейся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее одинокая мать К.Т.Л. умерла ****. На основании постановления главы гор. Карабаново Александровского района Владимирской области от ****. над несовершеннолетней Куравцевой Т.Л. установлена опека К.Н.В. а также сохранено жилое помещение по адресу: ****. Данное жилое помещение представляет собой муниципальную двухкомнатную квартиру, горячее водоснабжение отсутствует. В квартире зарегистрировано **** человека: Куравцева О.В., ее сын К.А., братья К.А.А. и К.Н.Н. Общая площадь жилого помещения составляет **** кв. м, что составляет **** кв. м на **** человека. Учетная норма жилого помещения в Александровском районе Владимирской области составляет **** кв. м. В настоящее время Куравцева О.В. проживает в арендуемом жилье, не работает, обеспечивает уход за малолетним сыном, ожидает рождения еще одного ребенка в марте **** года.

В судебном заседании представитель Александровского городского прокурора Темнова С.В. полностью поддержала заявленные требования, по основаниям, изложенным в иске.

Истец Куравцева О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации Александровского района Владимирской области по доверенности Горбачева М.А. иск не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.62-65). Указала, что администрация Александровского района является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку Законом на нее не возложена обязанность по обеспечению, детей-сирот жилыми помещениями. Дополнительно пояснила, что жилое помещение, расположенное по адресу: ****, закрепленное за Куравцевой О.В., пригодно для проживания. Факт наличия в указанном жилом помещении антисанитарных условий, а также регистрация ****-х человек, в результате чего обеспеченность каждого составляет менее учетной нормы, не является основанием для внеочередного предоставления Куравцевой О.В. жилого помещения, поскольку в соответствии с вышеуказанными нормами при предоставлении жилого помещения по договору социального найма значение имеет именно факт отсутствия у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), закрепленного жилого помещения, но никак не техническое состояние такого помещения при его наличии. Поскольку Куравцева О.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, она имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма в общем порядке.

Представитель третьего лица - Департамента образования администрации Владимирской области, надлежащим образом уведомлен о времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.

Представитель третьего лица - администрации Муниципального образования г. Карабаново по доверенности Клочкова Л.В., надлежащим образом уведомленная о времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Ранее в судебном заседании полагала требования Александровского городского прокурора обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Представитель третьего лица - Управления образования администрации Александровского района Владимирской области по доверенности Игнатьева Е.Г. в судебном заседании полагала требования прокурора обоснованными и подлежащими полному удовлетворению в целях восстановления прав лица, оставшегося без попечения родителей.

Судом постановлено оспариваемое решение.

В апелляционной жалобе главы администрации Александровского района Владимирской области Горина М.В. ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в отсутствие, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, представителей Управления образования администрации Александровского района, администрации г.Карабаново и Департамента образования администрации Владимирской области, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении их учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом в силу ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичная норма закреплена в п. 4 ст. 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004г. № 226-0З «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Решением Совета народных депутатов округа Александров от ****. №**** «Об утверждении нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы для принятия на учет в нуждающихся в жилых помещениях» утверждена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма **** кв. метров общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан **** кв. метра в виде однокомнатной квартиры.

Судом установлено, что одинокая мать Куравцевой О.В. - К.Т.Л. умерла ****. Постановлением администрации г. Карабаново от ****. №**** над Куравцевой О.В. установлена опека Корневой Н.В. за несовершеннолетней сохранено жилое помещение по адресу: **** (л.д.21).

В указанном выше жилом помещении, кроме Куравцевой О.В., также зарегистрированы братья истца - К.А.А.., **** года рождения, К.Н.Н. **** года рождения, сын истца - К.А.А. **** года рождения (л.д.67). В настоящее время в квартире еще зарегистрирован родившийся у истца второй ребенок - К.Н.А.., **** года рождения, то есть всего **** человек.

Судом установлено, что в настоящее время Куравцева О.В. проживает в арендуемом жилом помещении, расположенном по адресу: **** в связи с невозможностью совместного проживания в закреплённом жилом помещении вследствие злоупотребляет спиртными напитками ее старшим братом Куравцевым А.А., ведущим асоциальный образ жизни, наличием психического заболевания у младшего брата истца, антисанитарными условиями. Истец имеет на иждивении ребенка-инвалида - К.А. (л.д.82).

Согласно выписке из ЕГРП, а также материалам учетного дела, исследованного судом первой инстанции, иного жилого помещения пригодного для проживания, как в собственности, так и на ином законном основании у Куравцевой О.В. не имеется.

Постановлением главы г. Карабаново Александровского района № **** от ****. Куравцева О.В. поставлена на учет в льготную очередь для предоставления жилого помещения на основании Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д.22).

Исследовав представленные доказательства, учитывая положения законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что Куравцева О.В. имеет право на обеспечение жилым помещением не ниже установленных социальных норм по месту жительства вне очереди, которое возникло после окончания обучения в ОГОУ НПО «профессиональное училище №42», поскольку является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как закрепленное за ней жилое помещение менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.

Одновременно с учетом системного толкования правовых норм и установленных обстоятельств судом первой инстанции обоснованно признаны несостоятельными доводы представителя администрации района о том, что они являются ненадлежащим ответчиком, поскольку они основаны на неправильном толковании нормативных актов.

Так, согласно абз.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с п. 24 ч.2 ст. 26.3. которого вопросы социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу ч. 6 ст.26.3 этого Закона указанными государственными полномочиями законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в РФ, могут наделяться органы местного самоуправления с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Законом Владимирской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28.12.2005г. № 201-03, органы местного самоуправления Александровского района наделены отдельными государственными полномочиями во Владимирской области по исполнению мер социальной поддержки указанной категории граждан.

Согласно п.1 ч.2 ст. 5 Областного закона, органы государственной власти Владимирской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.

В связи с этим не является состоятельной и ссылка в апелляционной жалобе ответчика о несогласии с решением суда в части возложения на администрацию района обязанности по предоставлению жилого помещения.

Судебная коллегия приходит к выводу, что право Куравцевой О.В. на обеспечение жильем не может быть поставлено в зависимость от финансирования (субвенций) из областного бюджета и наличия денежных средств в местном бюджете. Доводы представителя ответчика о зависимости органов местного самоуправления при обеспечении жильем детей-сирот и лиц из их числа от перечисления денежных средств администрацией области, не являются юридически значимыми, так как порядок финансирования урегулирован действующим законодательством, и относятся к вопросам исполнения решения, не влияют на правовые основания разрешенного спора и не могут повлечь отмену состоявшегося решения.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, аналогичны доводам представителя ответчика в суде первой инстанции, которым судом дана оценка.

Судебная коллегия считает, что судом верно определены юридически значимые обстоятельства по делу, представленным доказательствам дана оценка в соответствии со ст.ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, правильно применены нормы материального и процессуального права.

Таким образом, решение Александровского городского суда Владимирской области от ****. является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Александровского городского суда Владимирской области от 08 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Александровского района Владимирской области - без удовлетворения.

Председательствующий      С.М. Сергеева

Судьи:         Л.В. Огудина,

         Г.Н. Гришина

         

           

-32300: transport error - HTTP status code was not 200