Дело №33-953/2012г. Докладчик Огудина Л.В. Судья Барченкова Е.В. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе: председательствующего Сергеевой С.М. и судей Огудиной Л.В., Гришиной Г.Н., при секретаре Киселёвой Т.А., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 05 апреля 2012 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации Александровского района на решение Александровского городского суда Владимирской области от 17 января 2012 года, которым постановлено: Исковые требования Железнова О.С. и Александровского городского прокурора, действующего в его интересах, к администрации Александровского района удовлетворить. Признать незаконными отказ и постановление главы администрации Александровского района № **** от ****. об отказе Железнову О.С. в постановке на учет в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию Александровского района принять Железнова О.С. на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилья. Обязать администрацию Александровского района предоставить Железнову О.С. отдельное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее **** кв.м по договору социального найма вне очереди в черте г. Александрова Владимирской области. Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения прокурора Куропаткина А.В., представителей истца адвоката Ночуевой Л.К., Обуховой А.В., Камышникова В.В., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Железнов О.С. обратился к администрации Александровского района с иском о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях вне очереди среди детей - сирот и детей, оставшихся без родителей и предоставлении благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке в черте г. Александрова общей площадью не менее **** кв.м. В обоснование иска указал, что с семьей проживал в г. ****. **** г. умерла его мать Ж.О.С. и, он стал проживать с бабушкой О.А.В. в её квартире по адресу: ****, которая ****. была назначена его опекуном. Решением суда **** от **** г. его отец Ж.С.Ю. был лишен родительских прав. В **** году он (истец) приобрел гражданство РФ, а в феврале **** года он с бабушкой были вынуждены выехать в Россию в связи с обострившимися межнациональными отношениями. Его бабушка О.А.В. временно зарегистрировалась в г. **** в квартире мужа ее дочери О.Э.Л.., который возражал против его (Железнова) регистрации, в связи с чем он был временно зарегистрирован у знакомой О.А.В. в г. ****, но никогда там не проживал. Фактически с момента приезда в Россию он проживал в г. **** первое время - у знакомых бабушки, а с июля **** года - у Б.Л.А.сожителя О.А.В. в квартире № **** в доме № **** по ул. ****, где у него была временная регистрация, которая периодически продлевалась. С **** г. по июль ****. он обучался в Александровском промышленно-гуманитарном техникуме, находясь на полном государственном обеспечении как сирота. Жилого помещения он не имел и не имеет, однако органы опеки и попечительства не разъяснили ему, что он, как ребенок - сирота, имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди. По окончании обучения в **** 2009г. он был призван на службу в Вооруженные Силы РФ. Вернувшись из армии в ****., вновь зарегистрировался по месту пребывания в г.**** по вышеуказанному адресу. В январе **** он обратился с заявлением к ответчику о постановке его на учет каксироты, нуждающегося в обеспечении жилым помещением во внеочередном порядке, однако ему было отказано в этом. Считал данный отказ нарушающим его права, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Просил суд признать незаконным отказ в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как сироту, и обязать представить вне очереди по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение в черте г. **** общей площадью не менее **** кв.м. Впоследствии Александровский городской прокурор в интересах Железнова О.С. предъявил иск к администрации Александровского района, в котором с учетом уточненных исковых требований просил признать незаконным постановление главы администрации Александровского района от ****. № **** об отказе Железнову О.С. в постановке на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилья, возложении обязанности принять его на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения и обязать предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма. Определением суда от 07.04.2011г. указанные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения. В судебном заседании прокурор Темнова С.В. уточненные заявленные требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства и доводы, изложенные в исковом заявлении. Истец Железнов О.С. извещенный о времени и месте судебного - заседания, в него не явился, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела в его отсутствие. Представители Железнова О.С. - Обухова А.В. и Представитель ответчика - администрации Александровского района Владимирской области - Архипова Э.Е., действующая по доверенности, иск не признала, указав, что администрация Александровского района Владимирской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, так как обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не относится к полномочиям администрации Александровского района, поскольку обеспечение жильем лиц данной категории осуществляется в соответствии с законом за счет субвенций из регионального бюджета, собственных денежных средств на финансирование приобретения жилья для указанной категории граждан администрация Александровского района не имеет. Кроме того, полагала, что поскольку Железнов О.С. не состоит на очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении и не относится ни к одной из категорий граждан, предусмотренных ст. 3 Закона Владимирской области от 13.12.2004г. № 226-03 «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым предоставляются государственное обеспечение и социальная поддержка, правовых оснований для предоставления ему жилого помещения вне очереди не имеется. Представитель третьего лица - Департамента образования администрации Владимирской области представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, оставив разрешение исковых требований на усмотрение суда. Представитель третьего лица - Управления образования администрации Александровского района, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался. Судом постановлено указанное выше решение. В апелляционной жалобе представителя ответчика - начальника правового управления администрации Александровского района Архипова Э.Е ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в отсутствие истца Железнова О.С., представителей администрации Александровского района, Управления образования администрации Александровского района и Департамента образования администрации Владимирской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда с учетом следующего. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детьми, ставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением и в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлении их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением " в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Лицами из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В силу ст. 8 вышеуказанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного, жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. На основании п. 4 ст. 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004г. №226-03 «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из Учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма. Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется после окончания или в течение двух лет до окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из Учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Размер и порядок возмещения указанных в настоящей части расходов через выделение органам местного самоуправления субвенции устанавливаются постановлением Губернатора области. Решением Совета народных депутатов округа Александров от 16.08.2005г. № 145 «Об утверждении нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях» утверждена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма 15 кв. м. общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан **** кв. м. в виде однокомнатной квартиры. Судом установлено, что Железнов О.С., **** года рождения, до **** года проживал в ****, ****. приобрел гражданство РФ и **** года снят с регистрационного учета по месту жительства в **** в связи с выездом в Российскую Федерацию как переселенцев, куда прибыл ****. за месяц до достижения совершеннолетия. Указанная выше квартира №****, принадлежавшая бабушке истца Обуховой А.В., была отчуждена по договору купли-продажи от ****. Также установлено, что мать Железнова О.С. умерла ****., отец -Железнов С.Ю. решением районного суда г.**** в **** году лишен родительских прав. Постановлением главы района **** от ****. опекуном Железнова О.С. назначена его бабушка О.А.В.. Жилое помещение за несовершеннолетним Железновым О.С. не сохранялось. Из материалов дела усматривается, что постановлением Главы администрации Александровского района №**** от **** Железнову О.С., временно зарегистрированному по адресу: г**** отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. ****. Железнов О.С. вновь обратился в администрацию Александровского района с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Уведомлением от ****. Железнов О.С. извещен об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с непредставлением документов, предусмотренных п. 9 Порядка принятия на учет. Как указано в ответе Железнову О.С. от ****. № ****, решением жилищной комиссии при администрации ему отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку им не представлены все необходимые для принятии на учет документы: выписка из домой книги по постоянному месту жительства; решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим; документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и т.п.); выписка из технического паспорта БТИ с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией; документы, подтверждающие отношение гражданина к иной определенной федеральным законом или законом Владимирской области категории граждан, имеющих право быть принятыми на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Вместе с тем, судом было верно установлено, что Железнов О.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с **** года по настоящее время постоянно проживает на территории г. ****, до февраля ****. имел временную регистрацию в г.Александрове, призывался в ряды Вооруженных Сил РФ из г.Александрова, состоит на учете в военкомате г.****, обучался в ОГОУ СПО «Александровский промышленно-гуманитарный техникум» с ****. по ****., где находился на полном государственном обеспечении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; не имеет закрепленного за ним жилого помещения, в том числе и в Туркменистане, у него отсутствуют на праве собственности и по договору социального найма жилые помещения. В связи с отсутствием постоянного места регистрации Железнов О.С. не имел возможности представить документы, предусмотренные п.9, относящиеся к лицам, имеющим постоянную регистрацию. В настоящее время истец постоянно зарегистрирован в **** Доказательств того, что Железнов О.С. до февраля **** года имел постоянную регистрацию на территории России и постоянное место жительства в другом населенном пункте, ответчиком не представлено. На основании ст.1 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. В силу ст.3 этого Закона регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Согласно ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. При таких обстоятельствах вывод суда о том, что Железнов О.С. является нуждающимся и подлежит принятию на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, является правильным. При этом суд обоснованно указал, что предоставление жилых помещений детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта РФ должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтени й,исключений либо ограничений, дискриминационного характера для отдельных групп из их числа, по месту проживания (или временного пребывания). Право на социальную поддержку в виде обеспечения вне очереди жилым помещением по месту постоянного проживания в г.Александрове у Железнова О.С., как ребенка, оставшегося без попечения родителей, возникло в силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ и является безусловным. Доводы апелляционной жалобы о том, что опекун О.А.В. должна была зарегистрировать внука по месту своего жительства не могут быть приняты во внимание, так как она также не имеет своего жилого помещения и была зарегистрирована по месту пребывания у своей дочери в г.Москве, в жилом помещении, принадлежащем супругу её дочери, согласие которого на регистрацию опекаемого не получено. Одновременно судом обоснованно не приняты во внимание доводы представителя ответчика о том, что администрация района является ненадлежащим ответчиком. Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Вопросы социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п. 24 ст. 26.3 названного Закона отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). В силу п. 6 ст.26.3 названного выше Закона указанными государственными полномочиями законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, могут наделяться органы местного самоуправления с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. В силу ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законом Владимирской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской На основании п.1 ч.2 ст. 5 Областного закона органы государственной власти Владимирской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий. Финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в составе областного фонда компенсаций в виде субвенций (ст.6 Закона). Постановлением Губернатора Владимирской области от 13.07.2005 г. № 398 «О предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения» утвержден Порядок предоставления жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, и рекомендовано органам местного самоуправления рекомендовано предоставлять жилую площадь за счет средств областного бюджета в Порядке, установленном вышеназванным постановлением. В силу п.3 Порядка дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди по месту первичного выявления и устройства или по месту жительства в случае выявления в другой территории. В соответствии с п.п.6, 7 названного Порядка органы местного самоуправления приобретают жилье на первичном или вторичном рынке у физических и юридических лиц на условиях проведения конкурсных торгов. Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Органы местного самоуправления вправе приобрести жилое помещение за счет собственных финансовых средств. В связи с этим, довод представителя ответчика о том, что администрация Александровского района не имеет собственных средств для финансирования приобретения жилья для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обоснованно признан судом несостоятельным, поскольку действующим законодательством обязанность по обеспечению указанной категории лиц жилыми помещениями возложена на органы местного самоуправления и право Железнова О.С. на обеспечение жильем не может быть поставлено зависимость от финансирования (субвенций) из областного бюджета и наличия денежных средств в местном бюджете. С учетом изложенного суд обоснованно признал отказ и постановление администрации Александровского района №**** от ****. об отказе в постановке на учет Железнова О.С. незаконными, обязал поставить Железнова О.С. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо, относящееся к категории детей-сирот, и предоставить ему благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м. по договору социального найма, вне очереди в черте г. **** Судебная коллегия приходит к выводу, что судом верно определены юридически значимые обстоятельства по делу, представленным доказательствам дана оценка в соответствии со ст.ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, правильно применены нормы материального и процессуального права. Ссылка представителя ответчика в апелляционной жалобе о том, что истек срок действия соглашения, заключенного между администрацией района и администрацией г.**** на основании которого администрация района осуществляла постановку нуждающихся на учет, и ****. учетные дела граждан очередников переданы в администрацию г.**** не влияют на законность принятого решения, поскольку эти обстоятельства возникли после его принятия. Кроме того, отказ в постановке истца на учет и оспариваемое постановление от ****. были приняты ответчиком, следовательно, отмена незаконного постановления является обязанностью ответчика. Таким образом, решение Александровского городского суда Владимирской области от **** г. является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется. Требование представителя прокуратуры в суде апелляционной инстанции о необходимости дополнения резолютивной части решения суда указанием на предоставление Железнову О.С. жилого помещения за счет средств областного бюджета является излишним, поскольку вопрос финансирования урегулирован действующим законодательством. Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Александровского городского суда Владимирской области от 17 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Александровского района Владимирской области - без удовлетворения. Председательствующий С.М. Сергеева Судьи: Л.В. Огудина, Г.Н. Гришина
Камышников А.В., действующие по нотариально удостоверенным доверенностям, заявленные требования поддержали. Обухова А.В. дополнительно пояснила, что она в сентябре **** по доверенности от Железнова О.С. обращалась в администрацию Александровского района с аналогичным заявлением о принятии ее внука на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как ребенка оставшегося без попечения родителей, но решением жилищной комиссии администрации Александровского района было отказано со ссылкой на то, что не представлены документы, подтверждающие постоянное место жительства.
области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной
поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от
28.12.2005г. №201-03 (ст.2. ст.3), органы местного самоуправления Александровского района наделены отдельными государственными полномочиями во Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки указанной категории лиц.