Определение № 33-1460/2012 от 15 мая 2012 года по апелляционному представлению старшего помощника Александровского городского прокурора на решение Александровского городского суда Влад. области от 02 марта 2012 года



Дело № 33-1460/2012 г. Докладчик Огудина Л.В.

Судья Барченкова Е.В.

АППЕЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.,

судей Огудиной Л.В. и Гришиной Г.Н.,

при секретаре Киселевой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 15 мая 2012 года дело по апелляционному представлению старшего помощника Александровского городского прокурора на решение Александровского городского суда Владимирской области от 02 марта 2012 года, которым постановлено:

В удовлетворении иска Александровского городского прокурора в интересах Копненковой Г.М. к Администрации Александровского района Владимирской области о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать.

Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения представителя прокуратуры Шигонцевой В.А., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Александровский городской прокурор обратился в суд в интересах Копненковой Г.М. с иском, с учетом последующего уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ, к администрации Александровского района о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м (л.д.2-4, 71-73, 129а).

В обоснование иска указал, что Копненкова Г.М. является лицом из числа детей-сирот, ее мать Ш.М.Б. умерла ****., отец К.М.В. умер **** Семья проживала в квартире без удобств по адресу: **** Постановлением главы администрации округа Александров от **** попечителем Копненковой Г.М. была назначена А.О.Н. С **** года по **** год Копненкова Г.М. обучалась в **** в **** году после смерти попечителя Копненкова Г.М., бросив учебу, трудоустроилась и стала проживать в с. **** у попечителя своей сестры. С **** года Копненкова Г.М. арендует жилье в г. ****, работает **** в ****» ****. Согласно акту обследования жилищных условий от **** квартира № **** в доме № **** в с. Шимохтино Александровского района находится в аварийном состоянии. Постановлением главы Андреевского сельского поселения Александровского района от ****.Копненкова Г.М. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Между тем, в нарушении требований действующего законодательства Копненкова Г.М. до настоящего времени не обеспечена жилым помещением.

Определением суда от 11.11.2011г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Андреевского сельского поселения Александровского района и орган опеки и попечительства Управления образования администрации Александровского района (л.д.53).

В судебном заседании представитель истца - старший помощник Александровского городского прокурора Темнова С.В. исковые требования поддержала, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Истец Копненкова Г.М. исковые требования поддержала. Дополнительно пояснила, что фактически в квартире № ****, д. №**** в с. ****, где она зарегистрирована, условий для проживания не имеется.

Представитель ответчика - администрации Александровского района - Горбачева М.А., действующая по доверенности от ****., иск не признала. Пояснила, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159 от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ст. 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 №226-03 «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди только детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения. Постановлением главы администрации округа Александров от ****. №**** за Копненковой Г.М. закреплено жилое помещение в с. ****, в котором она до настоящего времени зарегистрирована. То обстоятельство, что согласно заключению межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы Андреевского сельского поселения Александровского района от ****., квартира №**** дома №**** в с. **** не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и необходимо проведение капитального ремонта, не является основанием для внеочередного предоставления жилого помещения, поскольку в соответствии с вышеприведенными нормами при предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди имеет значение именно факт отсутствия у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения, а не его техническое состояние.

Представитель третьего лица - Управления образования администрации Александровского района Малова Н.А., действующая по доверенности от **** поддержала иск в полном объме, пояснив, что Копненкова Г.М. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и стоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Третьи лица - Департамент образования администрации Владимирской области и администрация Андреевского сельского поселения Александровского района, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.

Ранее в судебном заседании представитель администрации Андреевского сельского поселения Костюченко Е.А. пояснила, что жилое помещение, закрепленное за Копненковой Г.М., расположено в двухквартирном доме, в котором имеется два отдельных входа, в одной половине дома проживает семья, в другой половине дома расположена квартира Копненковых, в которой зарегистрированы, кроме истца, ее сестра К.С.М. и их брат К.В.М. находящийся в настоящее время в детском доме. Данное жилое помещение состоит из трех комнат, общая площадь квартиры **** кв.м, в том числе жилой - **** кв.м. В данном жилом помещении в течение последних трех лет никто не проживал, в настоящее время заключением межведомственной комиссии оно признано непригодным для проживания и требует проведения капитального ремонта.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционном представлении старший помощник Александровского городского прокурора Темнова С.В. просила решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления в отсутствие неявившихся истца, представителей ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении их учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом в силу ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Необходимо учесть и принятие субъектом РФ нормативных актов, устанавливающих порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органами исполнительной власти субъекта РФ.

Так, п./п. 2 п. 2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с п.4 ст.8 Закона Владимирской области от 03.12.2004г. № 226-ОЗ «О государственном обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма.

Размер и порядок возмещения указанных в настоящей части расходов через выделение органам местного самоуправления субвенции устанавливаются постановлением Губернатора области.

Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв.м общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан – не менее 26 кв.м. В случае, если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления.

Решением Совета народных депутатов округа Александров от 16.08.2005г. №145 «Об утверждении нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы для принятия на учет в нуждающихся в жилых помещениях» утверждена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма 15 кв. метров общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан 33 кв. метра в виде однокомнатной квартиры.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.1 Закона Владимирской области от 28.12.2005г. №201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья указанным категориям и лицам из их числа, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно постановлению Губернатора Владимирской области от 13.07.2005г. №398 «О предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения» органам местного самоуправления рекомендовано предоставлять жилую площадь за счет средств областного бюджета в Порядке, утвержденном вышеназванным постановлением. В силу п.3 названного Порядка указанные категории лиц, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди по месту первичного выявления и устройства или по месту жительства в случае выявления в другой территории.

То есть, предоставление жилого помещения лицам, относящимся к указанной категории, является обязанностью муниципального образования, что не противоречит положениям ст.ст.5, 8 названного выше Федерального закона №226-ОЗ от 03.12.2004г, к расходным обязательствам субъекта РФ.

Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов и гарантирует право собственности муниципального образования.

Установлено, что Копненкова Г.М., **** года рождения, является лицом, из числа детей-сирот: ее отец - К.М.В. умер ****., мать - Ш.М.Б. умерла ****. (л.д. 7,8).

Постановлением главы администрации округа Александров от ******** опекуном Копненковой Г.М. была назначена А.О.Н..; указано о сохранении за Копненковой Г.М. жилого помещения по адресу: с. **** (л.д. 9).

Копненкова Г.М. проживала в семье попечителя и обучалась с ****. по ****. в ****, после смерти попечителя в **** оставила училище, не закончив обучение, трудоустроилась и проживала до **** у сестры попечителя; с **** проживает в арендуемых жилых помещениях.

Согласно выписок из похозяйственной книги и лицевого счета, выданных ****. администрацией Андреевского сельского поселения, Копненкова Г.М. с ****. зарегистрирована в муниципальной квартире № **** в с. **** (л.д. 13, 14).

Из акта обследования жилищных условий Копненковой Г.М. от ****., составленного межведомственной комиссией в составе главы Андреевского сельского поселения, председателя межведомственной комиссии, председателя жилищно-бытовой комиссии следует, что квартира №**** находится в аварийном состоянии; проживать в доме невозможно, ремонт квартиры нецелесообразен; в данной квартире никто не проживает (л.д. 15).

В связи с этим, в соответствии с постановлением главы Андреевского сельского поселения Александровского района Владимирской области от ****. № **** Копненкова Г.М. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в составе семьи 1 чел.), как лцо из числа детей-сирот, под номером 73 (л.д.19,21,90-95). Указанное постановление не оспорено и не отменено, доказательств снятия Копненковой Г.М. с учета суду не было представлено.

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора по возложению на ответчика обязанности по предоставлению истцу жилого

помещения вне очереди.

Как следует из акта обследования вышеуказанной квартиры от ****. №****, проведенного межведомственной комиссией, здание, в котором расположена квартира истца, **** года постройки, процент износа составляет ****%; стены кирпичные, крыша стропильная. Жилое помещение квартиры №**** находится в неудовлетворительном состоянии: фундамент, крыша, потолочное перекрытие и пол частично разрушены, печь развалилась, оконные и дверные блоки разбиты, стекла в рамах отсутствуют, электропроводка в аварийном состоянии, деревянные элементы несущих конструкций имеют грибковый налет (л.д.126-127).

Заключением межведомственной комиссии №**** от ****. указанное жилое помещение признано несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, сделан вывод о необходимости и возможности проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик данного жилого помещения в пригодное для проживания состояние (л.д.124-125).

Постановлением главы Андреевского сельского поселения Александровского района Владимирской области от ****. №**** на основании вышеприведенных акта и заключения межведомственной комиссии указанное жилое помещение признано непригодным для проживания несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, а также признано необходимо возможным проведение капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения по адресу д. **** (л.д.128,129).

Однако до настоящего времени жилое помещение не приведено в пригодное для проживания состояние.

    Жилищный кодекс РФ расширил перечень оснований признания лиц из числа детей-сирот, нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в системной связи с положениями ч.1 ст.51, ч.1 и п.п.1,3 ч.2 ст.57 ЖК РФ положение п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ предполагает, что они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях как на основании п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ, который соответствует правовому регулированию, действовавшему до вступления в силу ЖК РФ, так и на основании пунктов 2-4 ч.1 ст.51 ЖК РФ.

Конституционный Суд РФ в Определении от 05.03.2009г. №376-О-П указал, что предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49 и ч.1 ст.52 ЖК РФ).

    В соответствии с ч.1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Судебная коллегия принимает во внимание, что наличие указанного закрепленного жилого помещения, в котором зарегистрирована истец, не является свидетельством обеспеченности Копненковой Г.М. жилым помещением, поскольку оно не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению; проживание в данной квартире невозможно и было бы не безопасно для жизни и здоровья истца.

Кроме того, судом не учтено, что Копненкова Г.М. включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, в связи с непригодностью жилого помещения для проживания, то есть за ней закреплено право на получение жилья.

Таким образом, учитывая нахождение истца на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, что дает ей право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения, а также, что закрепленное за Копненковой Г.М. жилое помещение признано непригодным для проживания, истец проживает в арендуемых жилых помещениях, не имеет другого жилья, то администрация Александровского района Владимирской области обязана предоставить Копненковой Г.М. вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

При таких обстоятельствах решение суда об отказе в предоставлении Копненковой Г.М. вне очереди жилого помещения нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене на основании пунктов 3,4 ст. 330 ГПК РФ. Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, коллегия выносит новое решение об удовлетворении заявленных Александровским городским прокурором требований.

Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Александровского городского суда Владимирской области от 02 марта 2012 года отменить и принять по делу новое решение, которым

Иск Александровского городского прокурора Владимирской области в интересах Копненковой Г.М. удовлетворить.

Обязать администрацию Александровского района Владимирской области предоставить вне очереди Копненковой Г.М., **** года рождения, жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м.

Председательствующий                        Р.Е. Судакова

Судьи:                                    Л.В. Огудина,

                                        Г.Н. Гришина