Дело № 33-1475/2012 г. Докладчик Огудина Л.В.
Судья Вавильченкова Г.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Огудиной Л.В. и Гришиной Г.Н.,
при секретаре Киселевой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 15 мая 2012 года дело по апелляционной жалобе Ивановой А.А. на решение судьи Киржачского районного суда Владимирской области от 05 марта 2012 года, которым постановлено:
Заявленные требования Ивановой А.А. оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения представителя заявителя Борисичева В.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
**** года Иванова А.А., в лице представителя по доверенности Борисичева В.Н., обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения администрации муниципального образования городского поселения город Киржач об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ребенок-сирота от ****.
В обоснование заявления указала, что она, как ребенок-сирота, обратилась в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании Закона Владимирской области №226-ОЗ от 03.12.2004г., но письмом и.о. главы городского поселения г.Киржач Семеркина В.Н. от ****. №**** ей отказано в постановке на учет. Считала данное решение незаконным, так как органы местного самоуправления обязаны приобрести ей благоустроенное жилое помещение за счет средств районного бюджета во внеочередном порядке в силу данного закона. Комната №**** в общежитии по адресу: ****, предоставленная ей по договору социального найма № **** от ****., не отвечает данным требованиям, в ней нет водоснабжения, водоотведения, кухни, санузла; предоставлена для временного проживания. Пункт 9 «Положения о порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилья», утвержденного Постановлением главы Киржачского района от 09.03.2006г. №204, допускает предоставление жилого помещения в муниципальном общежитии, но только лишь исключительно для временного проживания на время нахождения на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Общая площадь комнаты, предоставленной для проживания Ивановой А.А. с составом два человека, составляет **** кв.м, что меньше нормы предоставления жилого помещения в размере **** кв.м, установленной Законом Владимирской области от 03.12.2004г. №226-03 «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», кроме того она предоставлена двум разнополым лицам, ей и брату, что исключает возможность ее использования для постоянного проживания. Просила признать незаконным решение администрации МО сельское поселение г. Киржач, обязать заинтересованное лицо поставить на её учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ребенка-сироту.
В судебном заседании Иванова А.А. и ее представитель по доверенности Борисичев В.Н. заявленные требования поддержали, сославшись на обстоятельства, изложенные в заявлении.
Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования городское поселение город Киржач Илларионова Г.А. с заявлением не согласилась, считая, что оспариваемое решение принято в соответствии с законом. Пояснила, что постановлением главы городского поселения город Киржач №**** от ****. снят статус общежития с жилых зданий, в том числе и дома, в котором проживает заявитель, расположенного по адресу: ****. Решением Совета народных депутатов городского поселения г.Киржач от 09.04.2008г. №3/44 утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 кв.м. от общей площади на каждого члена семьи, которой руководствуются при постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а Законом Владимирской области «№226-ОЗ жилые помещения площадью 15 кв. м. на каждого члена семьи предоставляются лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилья и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, в соответствии с жилищным законодательством норма предоставления не может быть более учетной нормы. Ивановой А.А. с братом предоставлено жилое помещение общей площадью **** кв.м., то есть более учетной нормы, которое Иванова А.А. занимает по договору социального найма, то есть у нее имеется закрепленное жилое помещение. Заявителем не представлено доказательств несоответствия жилого помещения санитарным и техническим требованиям, все необходимое имеется на этаже, поэтому отказ главы администрации в постановке на учет Ивановой А.А. в качестве нуждающейся в жилом помещении является правомерным, оснований для его признания незаконным не имеется.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Ивановой А.А., от имени которой действует Борисичев В.Н., поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены или изменения решения предусмотрены ст.330 ГПК РФ.
Судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права с учетом следующего.
Согласно ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Так, частью 4 ст. 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004г. №226-03 «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрена аналогичная гарантия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения. Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется после окончания или в течение двух лет до окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Размер и порядок возмещения расходов через выделение органам местного самоуправления субвенции устанавливаются постановлением Губернатора области.
Установлено, что Иванова А.А., **** года рождения, относится к категории лиц, указанных в названном выше Законе Владимирской области №226-ОЗ (её мать М.Н.В. умерла в **** году, отец И.А.И. умер в **** году). Постановлением главы администрации Киржачского района от ****. №**** установлена опека над несовершеннолетними Ивановой А.А. и её братом Ивановым А.А., **** года рождения, опекуном назначена Б.О.Г. (л.д.9).
В настоящее время Иванова А.А. зарегистрирована и проживает по адресу: ****, общей площадью **** кв.м, после окончания общеобразовательной школы обучается в высшем учебном заведении на 1 курсе, до июля ****. проживала в семье опекуна по месту жительства последнего.
Также судом установлено, что решением Совета народных депутатов городского поселения г. Киржач №3/44 от 09.04.2008г. на основании ст.50 ЖК РФ утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 и менее квадратных метров общей площади на каждого члена семьи в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.29). В силу ч.5 ст.50 ЖК РФ размер учетной нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Постановлением главы городского поселения город Киржач №**** от ****. снят статус общежития с жилых зданий, в том числе и дома, расположенного по адресу: г. **** (л.д.35).
**** Иванова А.А. обратилась в администрацию муниципального образования городское поселение г.Киржач с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указав, что является ребенком-сиротой и проживает в общежитии, занимаемая комната не оборудована системами водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и может использоваться только в качестве временного жилья (л.д.10).
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии администрации МО городское поселение г.Киржач от ****. №**** Ивановой А.А., как ребенку-сироте, отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании решения Совета народных депутатов городского поселения №**** от ****., поскольку за ней закреплено жилье по договору социального найма, учетная норма которого составляет более 10 кв. м. на члена семьи (л.д.30-34).
О принятом решении Ивановой А.А. было сообщено в письме за подписью исполняющего обязанности главы городского поселения от ****. (л.д.11).
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч.1 ст. 249 ГПК РФ и с учетом положений п.20 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а на заявителя в силу ч.1 ст.247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод, незаконного возложения обязанностей.
Так, представителем заинтересованного лица в силу ст.249 ГПК РФ в суд первой инстанции и суд апелляционной инстанции не было представлено доказательств закрепления за несовершеннолетней жилого помещения; в постановлении главы администрации Киржачского района от ****. о назначении опеки также не содержится сведений о закреплении за Ивановой А.А. какого-либо жилого помещения.
При этом судебная коллегия считает, что вывод жилищной комиссии о том, что Иванова А.А. обеспечена жилой площадью по договору социального найма от 08.07.2010г. свыше установленной учетной нормы, является незаконным.
В соответствии со ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Однако, доказательств того, что Иванова А.А. до **** года состояла на учете в качестве нуждающихся в жилье и имеется решение о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма, администрацией МО городское поселение г.Киржач суду не представлено.
Как усматривается из Договора социального найма жилого помещения в общежитии от ****. №****, заключенного между ООО «УК Наш Дом» и Ивановой А.А., последней предоставлена комната №**** в общежитии по адресу:****, общей площадью **** кв.м. Одновременно указано о вселении в данное жилое помещение совместно с нанимателем её брата - Иванова А.А., **** года рождения (л.д.12-15).
Подпунктом 18.5 пункта 18 Договора социального найма жилого помещения в общежитии предусмотрено прекращение настоящего договора в связи окончанием срока обучения.
Пунктом 9 Положения о порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилья, утвержденного Постановлением Главы Киржачского района от 09.04.2006г. №204, предусмотрено, что жилые помещения в общежитиях предоставляются для временного проживания ребенка-сироты, до обеспечения его иным жилым помещением.
То есть на момент предоставления в **** году указанное жилое помещение и дом №**** имели статус общежития, который был снят ****. и в постановлении Главы города Киржач №**** указано о необходимости заключения договоров социального найма с гражданами, проживающими в данных жилых помещениях.
На основании п.6 Порядка предоставления жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Губернатора области №398 от 13.07.2005г., жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта.
Кроме того, в соответствии со ст.58 ЖК РФ при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. Однако,
такое согласие суду не представлено.
Таким образом, из совокупности приведенных норм законодательства, оценивая представленные доказательства, судебная коллегия приходит к выводу, что заключенный ****. с Ивановой А.А. договор социального найма жилого помещения в общежитии противоречит требованиям статей ст.52, 58, 100 ЖК РФ, свидетельствует о временном предоставлении спорного жилого помещения заявителю и не является подтверждением закрепления за ней жилого помещения по договору социального найма.
Ссылка представителя заинтересованного лица в суде первой инстанции и выводы в судебном решении о том, что заявителем не представлено доказательств соответствия жилого помещения (комнаты №****) установленным санитарным и гигиеническим требованиям применительно к условиям населенного пункта необоснованны, поскольку в силу ст.249 ГПК РФ обязанность доказать законность принятого решения об отказе в постановке заявителя на учет нуждающихся в жилье
возложена на заинтересованное лицо.
В связи с изложенным, Иванова А.А., как лицо, относящееся к категории – ребенок-сирота, окончившая общеобразовательное учреждение, не имеющая закрепленного жилого помещения и жилых помещений на праве собственности, подлежит постановке на учет нуждающихся для предоставления вне очереди жилых помещений по договору социального найма.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, а заявление Ивановой А.А. подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Киржачского районного суда Владимирской области от 05 марта 2012 года отменить и принять по делу новое решение, которым:
Заявление Ивановой А.А. удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации муниципального образования городское поселение город Киржач об отказе в постановке Ивановой А.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как ребенка-сироты.
Обязать администрацию муниципального образования городское поселение город Киржач принять Иванову А.А., **** года рождения, как ребенка-сироту, на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи: Л.В. Огудина,
Г.Н. Гришина