Апелляционное определение №33-1351/2012 от 24.05.2012 по апелляционной жалобе Большова С.С.



Дело № 33-1351/2012 г.                Докладчик Семенов А.В.

                                  Судья Муравьева Т.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.,

судей Семенова А.В. и Огудиной Л.В.,

при секретаре Киселевой Т.А.,

рассмотрела в открытом заседании в городе Владимире 24 мая 2012 года дело по апелляционной жалобе Большова С.С. на решение Муромского городского суда Владимирской области от 24 февраля 2012 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Большова С.С. к ГУ Владимирское региональное отделение ФСС РФ о взыскании компенсации за неполученное санаторно-курортное лечение в размере стоимости путевки в сумме **** руб., взыскании компенсации морального вреда в сумме **** руб. отказать.

Заслушав доклад судьи Семенова А.В., представителя ответчика Кудрявцевой Е.В., просившей оставить в силе решение Муромского городского суда, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Большов С.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором просил взыскать с ответчика компенсацию за неполученное в 2011 г. санаторно-курортное лечение в размере стоимости путевки в сумме **** рублей и компенсацию морального вреда в сумме **** рублей.

В обоснование своих требований истец указал, что на основании справки, выданной Управлением Пенсионного Фонда РФ в о. Муром и Муромском районе от **** **** он имеет право на получение набора социальных услуг как инвалид второй группы. В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в набор социальных услуг входит предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение. 20 января 2011 г. истец представил ответчику справку утвержденного образца от 19.01.2011 г. №11 и написал заявление на предоставление ему в 2011 году путевки в санаторий им. **** в период с **** по **** г. Ответчик принял заявление и выдал соответствующее уведомление, что истец будет проинформирован о сроке получения путевки. Не смотря на то, что ответчик не оспаривает права истца на получение данного вида социальной услуги, а также на то, что в соответствии с законом периодом предоставления социальных услуг является календарный год, в 2011 г. указанная услуга не была предоставлена. Из-за непредоставления путевки в указанный в заявлении период, действие медицинской справки истекло, в связи с чем пришлось оформлять справку повторно. Истец полагает, что ответчику выделено необходимое финансирование, в связи с чем, он имеет право взыскать с ответчика стоимость путевки, не предоставленной ему в 2011 году. Кроме того неправомерным отказом в предоставлении путевки истцу причинен моральный вред, размер компенсации которого он оценивает в **** рублей.

В судебном заседании истец поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, представил письменные пояснения.

Представитель ГУ Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, суду представил письменный отзыв, в котором возражал против требований. В обоснование возражений представитель ответчика указал, что оказание социальной помощи в виде бесплатных путевок на санаторно-курортное лечение производится фондом за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, с учетом поданных заявлений и в порядке очереди. Непредоставление отдельным гражданам путевок на санаторно-курортное лечение обусловлено объективными факторами, связанными с ограниченным объемом выделяемых средств, а не действиями самого Фонда. Предусмотренный объем финансирования предполагает обеспечение путевками только каждого 15-го из лиц, имеющих право на получение набора социальных услуг. Не смотря на это Большову С.С. ранее предоставлялись путевки в 2005 г. стоимостью **** рублей, в 2007 году стоимостью **** рублей, в 2008 г. стоимостью **** рублей, в 2009 г. стоимостью **** рубля, в 2010 году стоимостью **** рублей, а всего на сумму **** рубля, при том, на эти цели на 1 человека за весь период с 2006г. по 2011 г. бюджетом было предусмотрено всего **** рублей., то есть почти в 13 раз меньше чем стоимость предоставленных истцу путевок. В настоящее время в соответствии с представленными медицинскими справками от 19.01.2011 г., 19.07.2011 г. и 12.01.2012 г. истец согласно его заявлению от 20.01.2011 г. учтен в очереди на получение путевки за номером 1511 по области, 123 по филиалу №5 и 10 по профилю заболевания. Действующим законодательством не предусмотрена компенсация за путевку в случае ее непредставления Фондом по объективным причинам, кроме того санаторно-курортное лечение относится к реабилитационным мероприятиям. Предоставление денежной компенсации взамен лечения искажает его предназначение как средства реабилитации. В 2009-2011 г.г. Фондом неоднократно направлялись заявки в адрес Председателя ФСС РФ на увеличение финансирования статьи расходов на оказание гражданам социальной помощи в виде предоставления путевок на санаторно-курортное лечение. Однако должного финансирования оказано не было.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения, считая его незаконным.

Апелляционное рассмотрение проведено без истца Большова С.С., извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом и просившего рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

При рассмотрении дела судом первой инстанции определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон и постановлено обоснованное решение.

Судом установлено, что Большов С.С., как инвалид **** группы, имеет право с учетом медицинских показаний на получение путевки на санаторно-курортное лечение согласно Закону «О государственной социальной помощи».

20 января 2011 года Большов С.С. обратился в Государственное учреждение Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку. Путевка на санаторно-курортное лечение Большову С.С. в 2011 году предоставлена не была.

Принимая решение по делу, суд пришел к выводу о том, что не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований Большова С.С.

Судебная коллегия с указанным выводом суда соглашается, считает его правильным, основанным на материалах дела и законе.

В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.9 Приказа периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.

Согласно п. 3.7 указанного Порядка, при наличии справки для получения путевки, граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.

Федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной год предусмотрено, что путевки на санаторно-курортное лечение льготной категории граждан приобретаются Фондом социального страхования РФ в пределах средств, предусматриваемых в Федеральном законе «О федеральном бюджете» на соответствующий год и передаваемых Фонду в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете Фонда социального страхования РФ» на соответствующий год.

Фонд социального страхования Российской Федерации рассчитывается с санаторно-курортными учреждениями, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение льготной категории граждан, только теми средствами федерального бюджета, которые поступают ему в виде трансфертов от Министерства финансов Российской Федерации.

Таким образом, обязательства Фонда по обеспечению льготной категории граждан путевками на санаторно-курортное лечение ограничены объемом средств, перечисленных Фонду из федерального бюджета, что не исключает недостаточность указанных средств для удовлетворения всех обратившихся граждан. При этом возможность восстановления прав граждан, чьи заявления о предоставлении путевок не были удовлетворены, путем выплаты денежной компенсации законом не предусмотрена.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что путевка на санаторно-курортное лечение, за получением которой истец обратился в 2011 году, не была ему предоставлена по объективным причинам, поскольку на момент его обращения в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации количество заявлений получателей набора социальных услуг, которые не были обеспечены путевками, превысило имеющуюся квоту по обеспечению данными льготами.

Данное обстоятельство подтверждается выписками из внутриведомственной бюджетной росписи расходов бюджета фонда на 2009 - 2011 гг. для ГУ Владимирское региональное отделение ФСС РФ и письмами в адрес Председателя ФСС РФ от 27.05.2009 г., 31.08.2009 г.,27.04.2010г., 07.12.2010 г., 20.06.2011 года, (л.д. 29-52).

Согласно письму Фонда от 20 июня 2011 года, на 2011 года требовались дополнительные бюджетные ассигнования на оплату путевок на санаторно-курортное лечение в сумме **** тыс. рублей на **** путевок. С учетом ранее приобретенных путевок на июль-ноябрь в очереди остается 4508 человек, в том числе 365 детей-инвалидов. Из них подали заявления на получение путевок в 2010 году 2572 человека и в 2011 году по состоянию на 20 июня - 1825 человек (л.д. 33).

Санаторно-курортное лечение в отдельную составляющую набора социальных услуг законодателем не выделено, Правительством РФ стоимость санаторно-курортного лечения в составе набора социальных услуг нормативным актом не определялась. ФЗ N 178-ФЗ не предусматривает возврата стоимости набора социальных услуг или его части.

Законодательством не предусмотрено приоритетного либо внеочередного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на государственную социальную помощь.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что истцу были предоставлены путевки на санаторно-курортное лечение в 2005 г., в 2007 году, в 2008 г., в 2009 г. и в 2010 году на общую сумму **** рубля.

Заявление о предоставлении санаторно-курортной путевки истца по области по состоянию на 6 февраля 2012 года учтено в очереди за номером 1511 по области, 123 по филиалу №5 и 10 по профилю заболевания.

Таким образом, учитывая, что по состоянию на 2011 год не все из ранее обратившихся (в 2010 году) граждан получили социальную помощь в виде путевки на санаторно-курортное лечение, оснований считать, что право Большова С.С. на получение социальной помощи ограничено, не имеется.

Поскольку действующим законодательством предоставление путевок на санаторно-курортное лечение поставлено в зависимость от наличия в федеральном бюджете денежных средств, а количество заявлений на обеспечение путевок на санаторно-курортное лечение в 2011 году превысило количество приобретенных на эти цели путевок с учетом выделенных бюджетных ассигнований, вина ответчика в необеспечении истца в 2011 году санаторно-курортной путевкой отсутствует.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца как в части выплаты компенсации в размере стоимости санаторно-курортного лечения, так и в части компенсации морального вреда.

Доводы апелляционной жалобы истца не опровергают сделанные судом выводы по существу заявленных требований, а выражают лишь несогласие с ними, что не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться в соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Муромского городского суда Владимирской области от 24 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Большова С.С. - без удовлетворения.

Председательствующий Р.Е. Судакова

Судьи                            А.В. Семенов

                                                                      Л.В. Огудина