Дело № 33-1596/2012 г. Докладчик Огудина Л.В. Судья Карева Т.Н. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе: председательствующего Сергеевой С.М., судей Огудиной Л.В. и Самылова Ю.В., при секретаре Киселевой Т.А., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 31 мая 2012 года дело по апелляционной жалобе Шапошникова С.Л. на решение Муромского городского суда Владимирской области от 15 марта 2012 года, которым постановлено: В удовлетворении заявления Шапошникова С.Л. о признании недействующими с момента утверждения подпунктов «б», «в» пункта 1.3 Положения о порядке регулирования цен (тарифов) в округе Муром, утвержденного постановлением администрации округа Муром от **** № **** отказать. Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения Шапошникова С.Л., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Куропаткина А.В., полагавшего оставить жалобу без удовлетворения, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Шапошников С.Л. обратился в суд с заявлением и, уточнив его основание при подготовке дела к судебному заседанию, поддержав в судебном заседании, просит признать недействующими с момента утверждения подпункты «б», «в» пункта 1.3 Положения о порядке регулирования цен (тарифов) в округе Муром, утвержденного постановлением администрации округа Муром от **** № ****. В обоснование заявления указал и пояснил в суде первой инстанции, что оспариваемые им положения нормативного правового акта предусматривают регулирование администрацией округ Муром размера платы за пользование жилым помещением (платы за наём) и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда и для собственников, которые не приняли решение об установлении размера платы. Однако полагает, что в этой части Положение о порядке регулирования цен (тарифов) в округе Муром противоречит Федеральному закону РФ от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», во исполнение которого принято, а именно: ч.ч. 1 и 2 ст. 1, предусматривающим, что регулированию подлежат тарифы организаций коммунального комплекса, обеспечивающих коммунальные услуги, а не предоставление жилья по договорам найма и услуг по содержанию и ремонту такого жилья; пунктам 7, 8, 12, 13, 14, подпункту «а» пункта 17 ст. 2, которые дают понятие ценам (тарифам) на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавкам к ним и устанавливают правила их регулирования, указывают, кто является потребителями таких товаров и услуг в жилищном секторе; пункту 3 чЛ и пункту 7 ч.2 ст. 5, которыми определено, что полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса осуществляют представительные органы местного самоуправления; ч. 3 ст. 19, устанавливающей, что плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством с учётом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с данным Федеральным законом. Считал, что в целом данное Положение о порядке регулирования цен (тарифов) в округе Муром не регулирует правоотношения в жилищной сфере, поэтому оспариваемые им нормы данного Положения не могут в нём содержаться. Также указал, что сам нормативный акт принят не уполномоченным органом. Не соответствующие Федеральному закону вышеуказанные положения нормативного правового акта органа местного самоуправления положены в основу решения суда по его иску об оспаривании действий администрации округа Муром, которым ему отказано в удовлетворении заявления. Тем самым нарушены его (заявителя) права в той части, что он лишен: 1) возможности получать надлежащую информацию о составе и стоимости работ, включённых в тариф по содержанию и ремонту жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, а также об объёме, перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ, 2) вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с требованиями закона, 3) получать достоверную информацию о нормативных правовых актах органов местного самоуправления, регулирующих отношения в жилищной сфере и в сфере коммунальных услуг. Представитель заинтересованного лица - администрации округа Муром по доверенности Чуцков А.А. (л.д.19) возражал против удовлетворения заявления. Пояснил, что Положение о порядке регулирования цен (тарифов) в округе Муром, в том числе и оспариваемые заявителем его подпункты «б», «в» п. 1.3, не противоречат действующему законодательству, в том числе Жилищному Кодексу РФ, Федеральному закону № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Федеральному закону № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»; утверждено администрацией округа Муром в пределах своих полномочий; и не нарушает прав заявителя Шапошникова С.Л., так как регулирует иные отношения. Считал, что ссылка заявителя на применение данного нормативного правового акта в решении суда по другому делу с его участием свидетельствует о несогласии с данным решением суда, которое он вправе обжаловать в установленном законом порядке. Судом постановлено указанное выше решение. В апелляционной жалобе Шапошниковым С.Л. ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. В суде апелляционной инстанции заявитель Шапошников С.Л. не поддержал доводы своей жалобы в части утверждений о необходимости регистрации оспариваемого Положения о порядке регулирования цен (тарифов) в округе Муром. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, что не является препятствием к слушанию дела, судебная коллегия приходит к следующему. Основания для отмены или изменения решения предусмотрены ст.330 ГПК РФ. Таких оснований судебной коллегией не установлено. Судом установлено, что постановлением администрации округа Муром от ****. №**** утверждено «Положение о порядке регулирования цен (тарифов) в округе Муром», которое опубликовано в газете «Муромский край» в номере **** за ****. Как указано, настоящее Положение разработано в целях обеспечения реализации полномочий органа местного самоуправления муниципального образования округ Муром в области цен (тарифов) и определяет порядок регулирования цен (тарифов), надбавок к тарифам на товары, работы и услуги муниципальных предприятий, учреждений, организаций коммунального комплекса округа Муром (пункты 1.1., 1.2). Согласно п.1.3. Положения регулированию подлежат в том числе:…б) размер платы за пользование жилым помещением (наем); в) размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда и для собственников, которые не приняли решение об установлении размера платы; г) надбавки к тарифам организаций коммунального комплекса, производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;… В соответствии с ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления. На основании ч. 4 ст. 158 ЖК РФ органы местного самоуправления устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для многоквартирных домов и в том случае, если собственники квартир в таких домах на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. В силу ст. 7 Устава округа Муром, принятого Решением Совета народных депутатов округа Муром от 25.08.2009г. № 855, администрация округа Муром входит в структуру органов местного самоуправления на территории округа Муром и является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования; представительным органом местного самоуправления МО округ Муром является Совет народных депутатов округа Муром. В ст.42 Устава также указано, что администрация округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления округа. Согласно ст. 10 Устава к полномочиям органов местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения отнесены, в том числе, установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на включение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Уставом округа Муром к исключительной компетенции Совета народных депутатов отнесено определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений (п. 6 ч.1 ст. 27 Устава). В свою очередь, к полномочиям администрации округа Муром отнесены, кроме указанных в ст. 44 Устава, иные полномочия, определяемые решениями Главы округа и Совета (п. 1.58 ч. 1 ст. 44). Вышеуказанные положения Устава округа Муром находятся в полном соответствии с положениями, устанавливающими полномочия органов местного самоуправления, которые определены в ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Также решением Совета народных депутатов округа Муром от **** № **** «Об удовлетворении протеста Муромской городской прокуратуры» органом по урегулированию цен (тарифов) и надбавок на услуги муниципальных предприятий, учреждений, организаций коммунального комплекса МО округ Муром определена администрация округа Муром. Тем самым Совет народных депутатов округа Муром определил порядок принятия решений по регулированию цен (тарифов). С учетом изложенного вывод суда о том, что Положение о порядке урегулирования цен (тарифов) в округе Муром утверждено управомоченным органом местного самоуправления, в установленном законом порядке, является правильным. Учитывая, что управление муниципальной собственностью и организация содержания и использования муниципального жилищного фонда относится к полномочиям администрации округа Муром (п.1.4., п.1.23 ст. 44 Устава), в оспариваемое Положение были включены положения о регулировании размера платы за пользование размер платы за пользование жилым помещением (плата за наем), а также о регулировании размера оплаты за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и для собственников, которые не приняли решение об установлении размера платы. Включение данных положений в указанный нормативный правовой акт не противоречит действующему законодательству, так как Положение разработано и утверждено не только во исполнение Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004г., но и в соответствии с Жилищным кодексом РФ, имеющим высшую юридическую силу, в самом Положении урегулированы вопросы, относящиеся к полномочиям исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, которым является администрация округа Муром. Сведения о тарифах указанное Положение не содержит, им урегулированы иные правоотношения. Оспариваемое Положение было опубликовано в соответствии с действующим законодательством и в силу постановления Правительства РФ от 13.08.1997г. №1009 и разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными приказом Минюста РФ от 04.05.2007г. №88 данный нормативный правовой акт не подлежит государственной регистрации. Ссылка заявителя на нарушение его прав оспариваемыми подпунктами Положения о порядке регулирования цен (тарифов) в округе Муром обоснованно признана судом первой инстанции несостоятельной, поскольку какой-либо недостоверной информации о деятельности органов местного самоуправления данные нормы не содержат и не препятствуют заявителю в получении достоверной информации, а также исполнению заявителем своей обязанности по внесению платы за жилье и коммунальные услуги в установленном жилищным законодательством и органом местного самоуправления порядке. Также вопрос о предоставлении заявителю органом местного самоуправления информации об объёме, перечне и качестве оказываемых услуг были предметом судебной проверки, о чем имеется решение Муромского городского суда от 19.01.2012г. (л.д.27-30). Поскольку оспариваемые нормы (п.п. «б, в» п.1.3. ст.1) Положения о порядке регулирования цен (тарифов) в округе Муром №**** не противоречат федеральному закону или другому нормативно правовому акту, имеющему большую силу, суд, руководствуясь ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, принял верное решение об отказе в удовлетворении заявления Шапошникова С.Л. Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения, поскольку они были предметом исследования в суде первой инстанции, и им дана верная оценка. С учётом изложенного судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Муромского городского суда Владимирской области от 15 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шапошникова С.Л. - без удовлетворения. Председательствующий С.М. Сергеева Судьи: Л.В. Огудина, Ю.В. Самылов