Дело № 33-1504/12 Докладчик Бочкарев А.Е.
Судья Ким И.Г.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Белогуровой Е.Е.,
судей Бочкарева А.Е. и Яковлевой Д.В.
при секретаре Солине С.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 29 мая 2012 года дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Игонина Н.В. на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 13 марта 2012 года, которым по иску Ковровского городского прокурора с него взыскана плата за негативное воздействие на окружающую среду в сумме ****, государственная пошлина в размере ****, встречный иск Игонина Н.В. к Управлению Росприроднадзора по Владимирской области о возврате излишних платежей за негативное воздействие на окружающую среду оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Бочкарева А.Е., объяснения представителя Игонина Н.В. Дроздецкого А.В., поддержавшего жалобу, прокурора Шигонцевой В.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Игонин Н.В. с **** года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и занимается розничной торговлей бытовой техникой, радио- и телеаппаратурой в г. Коврове.
В ходе его деятельности после уборки помещений образуются отходы в виде остатков бумаги и другого мусора.
**** Игониным Н.В. заключен договор на вывоз и утилизацию отходов с ООО «Чистый город», которое имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности.
Ковровский городской прокурор обратился с иском к индивидуальному предпринимателю Игонину Н.В. с требованиями о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме **** за 2010 год и 1 квартал 2011 года.
В обоснование иска прокурор указал, что ответчик, осуществляя размещение отходов от своей деятельности, имеет задолженность по указанному виду платежа.
Индивидуальный предприниматель Игонин Н.В. обратился со встречным иском к Управлению Росприроднадзора по Владимирской области о возврате излишних платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2008 – 2010 годы в сумме ****.
В обоснование иска указал, что размещение отходов, образующихся в процессе его деятельности, осуществлялось не им, а специализированной организацией, с которой у него заключен договор. В связи с этим платежи за негативное воздействие на окружающую среду, ошибочно произведенные им в 2008-2009 годах, в размере **** подлежат возврату.
В судебном заседании помощник Ковровского городского прокурора Одинцов А.С. настаивал на удовлетворении заявленных требований, возражал против встречного иска.
Представитель Игонина В.В. Дроздецкий А.В. настаивал на встречных требованиях, против иска прокурора возражал.
Представители управления Росприроднадзора по Владимирской области Рыбина В.В. и Большакова Е.А. полагали иск прокурора обоснованным, а встречный иск не подлежащим удовлетворению.
Представители третьих лиц МУП «Спецавтохозяйство», ООО «Чистый город», Верхнее-Волжского Управления Ростехнадзора в судебное заседание не явились, ранее поддерживали позицию прокурора.
По делу принято указанное решение.
В апелляционной жалобе Игонин Н.В. просит отменить решение. Полагает, что не должен вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Данная обязанность лежит на специализированных организациях, которые занимаются вывозом и утилизацией отходов от его предпринимательской деятельности.
Игонин В.В., представители Росприроднадзора по Владимирской области, МУП «Спецавтохозяйство», ООО «Чистый город» и Верхнее-Волжского Управления Ростехнадзора, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – «Закон об охране окружающей среды») негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно ст. 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится в том числе размещение отходов производства и потребления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно п. 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы в том числе за размещение отходов.
В силу п. 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26 января 1993 года, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих в том числе размещение отходов.Удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Игонин Н.В. в ходе осуществления своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством размещения отходов, однако плата за данный вид негативного воздействия за 2010 год и 1 квартал 2011 года в сумме **** им в установленные сроки не вносилась.
Вместе с тем из анализа указанных выше норм закона следует, что обязанность по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду возникает лишь в случае, когда происходит негативное воздействие, которое подпадает под виды, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – «Закон об отходах производства и потребления», «Закон») под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Данный Закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов – как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах производства и потребления устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Из материалов дела следует, что в процессе деятельности Игонина Н.В. образуются отходы: остатки бумаги и другой мусор, который складируется в контейнеры и вывозится. На вывоз и утилизацию отходов у Игонина Н.В. имеется договор с ООО «Чистый город». В 2010 году и 1 квартале 2011 года вывоз отходов для их последующей утилизации ежедневно осуществляло данное общество.
Следовательно, Игонин Н.В. не занимался размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах производства и потребления, и его деятельность не подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды, за которые предусмотрено взимание платы.
Аналогичные обстоятельства установлены решением Арбитражного суда Владимирской области от 5 декабря 2011 года, которым постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области о привлечении Игонина Н.В. к административной ответственности по ст. 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду признано незаконным и отменено.
При таких обстоятельствах решение суда принято с нарушением требований материального закона, в связи с чем подлежит отмене, а иск прокурора должен быть оставлен без удовлетворения.
В части требований индивидуального предпринимателя Игонина Н.В. о возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду дело подлежит прекращению в связи с неподведомственностью данного спора судам общей юрисдикции.
Согласно ч. 1 ст. 27 АПК РФ дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности подведомственны арбитражному суду.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (ч. 2 ст. 27 АПК РФ).
Из материалов дела следует, что Игонин Н.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в период с 2008 по 2010 год он производил платежи за негативное воздействие на окружающую среду, связанное с его предпринимательской деятельности.
Таким образом, иск Игонина Н.В. к государственному органу заявлен в своих интересах и связан с осуществлением предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах данный спор подведомственен арбитражному суду.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ковровского городского суда Владимирской области от 13 марта 2012 года отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении иска Ковровского городского прокурора о взыскании с индивидуального предпринимателя Игонина Н.В. платы за негативное воздействие на окружающую среду отказать.
Производство по делу в части встречных требований индивидуального предпринимателя Игонина Н.В. к Управлению Росприроднадзора по Владимирской области о возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду прекратить.
Председательствующий Е.Е. Белогурова
Судьи А.Е. Бочкарев
Д.В. Яковлева