Определение №33-1723/2012 от 14.06.2012 по частной жалобе представителя правления ТСЖ-173 Гришиной Т.П.



Дело № 33-1723/2012      Докладчик Удальцов А.В.

     Судья Игнатович М.С.

А П Е Л Л Я Ц И О Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего      Крайновой И.К.

и судей      Якушева П.А., Удальцова А.В.

при секретаре           Бусыгиной Я.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 14 июня 2012 года дело по частной жалобе председателя правления ТСЖ-173 Гришиной Т.П. на определение Октябрьского районного суда г. Владимира от 1 марта 2012 года, которым постановлено:

Прекратить производство по делу по иску Товарищества собственников жилья - 173 к Леонову Р.В. о признании незаконной перепланировки жилого помещения и обязании привести его в первоначальное состояние.

    Заслушав доклад судьи Удальцова А.В., выслушав объяснения представителей ТСЖ -173 Гришиной Т.П., Сурсковой И.В., поддержавших доводы жалобы в полном объеме, возражения относительно доводов частной жалобы Леонова Р.В. и его представителя Горлановой Л.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Товарищество собственников жилья - 173 (далее ТСЖ - 173) обратилось в суд с уточненным иском к Леонову Р.В. о признании незаконной перепланировки жилого помещения по адресу: **** обязании привести его в первоначальное состояние согласно техническому паспорту.

В обоснование иска указано, что собственник квартиры по данному адресу Леонов Р.В. самовольно, без разрешительной документации произвел переоборудование жилого помещения - кухни, установив электроплиту, в то время как в данном доме предусмотрено газоснабжение, согласно технической документации.

В судебном заседании представители истца Сурскова И.В., Гришина Т.П. поддержали заявленные требования по изложенным основаниям, просили их удовлетворить.

В ходе рассмотрения дела судом поставлен вопрос о прекращении производства по делу, поскольку иск заявлен лицом не полномочным на его предъявление.

Сторона истца возражала против поставленного судом вопроса.

Леонов Р.В. и его представитель Горланова Л.А. полагали дело подлежащим прекращению.

Представитель третьего лица ЗАО «Системы и технологии» Докторова Н.В. оставила разрешение вопроса на усмотрение суда.

Представитель Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области Лавренайтис О.А. полагала истца надлежащим.

Судом постановлено указанное определение.

В частной жалобе председатель правления ТСЖ-173 Гришина Т.А., просит отменить определение суда, считая его незаконным и не обоснованным.

    

Апелляционное рассмотрение проведено в отсутствие представителя ЗАО «Системы и технологии», представителя Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области, которые извещены о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, согласно которым суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела Товарищество собственников жилья - 173 обратилось в суд с уточненным иском к Леонову Р.В. о признании незаконной перепланировки жилого помещения по адресу: **** обязании привести его в первоначальное состояние согласно техническому паспорту.

В обоснование иска указано, что собственник квартиры по данному адресу Леонов Р.В. самовольно, без разрешительной документации произвел переоборудование жилого помещения - кухни, установив электроплиту, в то время как в данном доме предусмотрено газоснабжение, согласно технической документации.

Отказывая в принятии искового заявления и прекращая производство по данному гражданскому делу, суд первой инстанции пришел к выводу, что ни устав ТСЖ, ни ст.ст.137,138 ЖК РФ не предоставляют полномочия ТСЖ-173 по обращению в суд с иском о признании перепланировки незаконной.

С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласится не может по следующим основаниям.

Согласно ст. 25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, а перепланировка жилого помещения - это изменение его конфигурации, которая также требует внесения изменения в технический паспорт помещения.

Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, джакузи, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.

В силу ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Согласно п. 1.7.1. Постановления Госстроя от 27 сентября 2003 г. N 170 Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

В силу ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.

Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.

Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

В соответствии с ч.1 ст.135 ЖК РФ Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

В соответствии с п.п.4,5,6,7,8 ст. 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано:

- обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме;

- обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество;

- обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью;

- принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому;

- представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.

В соответствии с ч.1 ст.161 ЖК РФ Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

- безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

- доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

- соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;

- постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Таким образом, товарищество собственников жилья в силу прямого указания закона обязано обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирном доме, несет ответственность за несоблюдение указанных требований.

Из отчета по этапу проведения энергетического обследования по договору **** от **** выполненным ЗАО «Системы и технологии» (л.д.16-20) следует, что ответчик осуществил переоборудование жилого помещения – кухни, установив электроплиту без разрешающих и согласующих документов взамен штатной газовой плиты, что в свою очередь может привести к возникновению не расчетных режимов работы электрооборудования и электрической сети в целом. Данная ситуация может привести к аварии в системе электроснабжения дома.

При таких обстоятельствах дела, по мнению судебной коллегии, ТСЖ -173 обладало полномочиями по обращению в суд с иском к Леонову Р.В. о признании незаконной перепланировки жилого помещения и обязании привести его в первоначальное состояние.

Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующие спорные правоотношения определение суда подлежит отмене.

    Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 330, 334, 200 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

     Определение Октябрьского районного суда г. Владимира от 1 марта 2012 года отменить, материалы гражданского дела направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

Председательствующий Крайнова И.К.

Судьи Якушев П.А.

Удальцов А.В.