Апелляционное определение № 33-1608/2012 от 07 июня 2012 года по апелляционной жалобе представителя администрации Александровского района Влад. обл. Архиповой Э.Е. на реш. Александровского гор. суда Влад. обл. от 14.03.2012 года.



Дело №33-1608/2012 г. Докладчик Огудина Л.В.

Судья Багрова С.Б.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.

и судей Огудиной Л.В., Семенова А.В.,

при секретаре Киселевой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 7 июня 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Александровского района Владимирской области Архиповой Э.Е. на решение Александровского городского суда Владимирской области от 14 марта 2012 года, которым постановлено:

Исковые требования Александровского городского прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Александровского района Владимирской области обеспечить Адаманова А.М. отдельным благоустроенным жилым помещением общей площадью не менее **** кв.м. по договору социального найма вне очереди в границах Александровского района Владимирской области.

Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения Адаманова А.М. и прокурора Куропаткина А.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Александровский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Адаманова A.M. к администрации Александровского района Владимирской области об обязании обеспечить вне очереди отдельным благоустроенным жилым помещением общей площадью не менее **** кв.м. по договору социального найма.

В обоснование иска указал, что проверкой, проведенной Александровской городской прокуратурой, установлен факт нарушения жилищных прав Адаманова A.M., являющимся лицом из числа детей-сирот (его отец А.М.М. умер **** г., мать-Г.Г.В. умерла **** г.). На основании постановления главы администрации Александровского района от **** г. № **** Адаманов A.M. направлен в **** в котором воспитывался с ****. по **** В период с **** г. по ****. он обучался в **** г. Александрова, затем прошел военную службу в армии, сейчас работает в ****. Согласно п.2 вышеназванного постановления за ним забронирована жилая площадь-**** кв. м. в квартире **** В настоящее время в данном помещении он не проживает, арендует жилье по адресу: ****, поскольку в забронированном жилом помещении кроме него зарегистрированы и проживают еще **** человека: его родные сестры С.О.А.., Б.Т.А.., и племянник С.Д.Д. Общая площадь занимаемого ими жилого помещения составляет **** кв. м., что представляет собой **** часть частного жилого дома, который не газифицирован, имеет печное отопление, канализация и водоснабжение отсутствуют. Постановлением главы администрации Андреевского сельского поселения от ****. Адаманов A.M. поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В нарушение требований действующего законодательства до настоящего времени Адаманов A.M. жилым помещением не обеспечен, его жилищные права нарушены. Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения Александровского городского прокурора в суд в защиту интересов Адаманова A.M. с настоящим иском.

В судебном заседании Александровский городской прокурор ходатайствовал о привлечении к участию в деле в качестве соответчика администрации Владимирской области и уточнив исковые требования, просил обязать администрацию Александровского района обеспечить Адаманова A.M. вне очереди по договору социального найма жилым помещением, общей площадью не менее **** кв. м. в границах Александровского района Владимирской области, за счет средств бюджета Владимирской области.

Определением суда от 24.02.2012г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Владимирской области.

В судебном заседании старший помощник Александровского городского прокурора Темнова С.В. уточненные исковые требования поддержала. Дополнительно пояснила, что, несмотря на то, что постановлением главы администрации от **** г. за Адамановым A.M. закреплена жилая площадь-**** кв. м. по адресу: ****, в данном жилом помещении проживать невозможно, так как в нем кроме Адаманова A.M. зарегистрированы и проживают еще **** человека. Общая площадь жилого помещения составляет 24 кв. м., что менее учетной нормы площади жилого помещения, приходящейся на одного члена семьи, размер которой установлен **** кв. м на одного человека.

Истец Адаманов A.M. уточненные исковые требования Александровского городского прокурора поддержал. Пояснив, что в настоящее время ему для проживания приходится снимать жилое помещение.

Представитель ответчика администрации Александровского района Горбачева М.А., действующая по доверенности, иск не признала. При этом пояснила, что поскольку в соответствии с положениями действующего законодательства жилые помещения вне очереди по договорам социального найма предоставляются только детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, Поскольку жилая площадь за Адамановым A.M. закреплена в с. Андреевское, то основания для предоставления ему жилого помещения не имеется. Указала, что администрация Александровского района является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, так как обеспечение жильем лиц данной категории осуществляется в соответствии с законом за счет субвенций из регионального бюджета, а собственных средств на финансирование приобретения жилья для указанной категории граждан администрация Александровского района не имеет.

Представитель ответчика администрации Александровского района Петрова И.Г., действующая по доверенности, также иск не признала, доводы представителя Горбачевой М.А. поддержала.

Представитель ответчика - администрации Владимирской области и третьего лица - Департамента образования администрации Владимирской области Быкова Л.В., действующая по доверенностям, с иском не согласилась. Пояснила, что заявляя требования об обязании администрации Александровского района предоставить Адаманову A.M. вне очереди жилое помещение, истец связывает это с фактом постановки его на учет в качестве нуждающегося в очередь детей-сирот, ссылаясь на то, что жилое помещение не соответствует санитарным нормам. В соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ-184 от 06.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществления ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета) отнесены вопросы социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей. Из ст.8 Федерального закона № 159 от 21.12.1996г. следует, что субъект Российской Федерации обязан за счет средств областного бюджета приобрести жилое помещение ребенку-сироте, оставшемуся без попечения родителей, не имеющему закрепленного жилья. В целях реализации жилищных прав детей указанной категории в соответствии с Законом Владимирской области №201-03 органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по приобретению жилого помещения для указанной категории детей. За Адамановым A.M. имеется закрепленное жилое помещение. Кроме того, определяя администрацию Владимирской области ответчиком, истец требования к ней не предъявляет. Требования прокурора об обеспечении жильем Адаманова A.M. за счет средств бюджета Владимирской области являются излишне заявленными, поскольку порядок финансирования приобретения жилья детям-сиротам урегулирован действующим

законодательством.

Представитель третьего лица - Управления образования администрации Александровского района по доверенности Малова Н.А. в судебном заседании исковые требования Александровского городского прокурора поддержала.

Представитель третьего лица - администрации Андреевского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, против удовлетворения исковых требований не возражал.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица администрации Андреевского сельского поселения.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика - администрации Александровского района Владимирской области по доверенности просил отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в отсутствие неявившихся представителей ответчиков и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, что не является препятствием для рассмотрения дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения представления и отмены решения с учетом следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона Владимирской области от 28.12.2005г. № 201-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ,…, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 5 вышеназванного Закона органы государственной власти Владимирской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.

На основании ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004г. за № 226-03 «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма. Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется после окончания или в течение двух лет до окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ. Размер и порядок возмещения указанных в настоящей части расходов через выделение органам местного самоуправления субвенции устанавливаются постановлением Губернатора области.

Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв. метров общей площади на каждого члена семьи, для одиноких

граждан - не менее 26 кв. метров. В случае если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 07.06.2011 г. № 746-0-0, действующими нормами ЖК РФ предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, признанными в установленном законом порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью, менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.

Решением Совета народных депутатов округа Александров от ****. № **** «Об утверждении нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях» утверждена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма 15 кв. м. общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - 33 кв. м. в виде однокомнатной квартиры.

Как следует из материалов дела, Адаманов A.M., **** года рождения, является лицом, из числа детей-сирот, так как его мать Г.Г.В. умерла **** г., отец А.М.М. умер ****. (л.д. 8, 10).

На основании постановления главы администрации Александровского района №**** от **** Адаманов A.M. направлен в Детский дом и за ним забронировано жилое помещение в квартире **** жилой площадью **** кв. м, адрес квартиры не указан. (л.д.9).

Согласно справке администрации Андреевского сельского поселения Александровского района от ****. и выписке из похозяйственной книги №**** с**** по указанному адресу, в квартире №**** зарегистрированы по месту жительства: Адаманов A.M. и его сестры С.О.А.., Б.Т.А.. с ****., несовершеннолетний племянник С.Д.Д. с ****. (л.д. 20-24). Общая площадь данной квартиры - **** кв.м, то есть менее учетной нормы (**** кв.м.) на человека.

Из справки **** от ****. следует, что Адаманов A.M. с ****. по ****. находился в **** на воспитании и содержании (л.д. 15).

Согласно справки, выданной ****. **** Адаманов A.M. находился под опекой сестры С.О.А. в связи с тем, что его родители умерли и с ****. обучался в указанном учебном заведении по специальности **** с ****. истец переведен на полное государственное обеспечение в связи с совершеннолетием. Полный курс обучения закончил ****. (л.д. 16). Впоследствии истец проходил службу по призыву в Вооруженных Силах РФ.

Таким образом, судом верно установлено, что Адаманов A.M. обладает статусом лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, что дает ему право на предусмотренные законом меры социальной защиты.

Также судом установлено, что Адаманов A.M. принят на учет органом местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании его заявления от ****. и значится в списке под номером **** (л.д.25, 45-50).

Одновременно судом установлено и не оспаривалось, что у Адаманова А.М. отсутствуют жилые помещения на праве собственности; в связи с неблагоустроенностью и количеством проживающих в закрепленном жилом помещении площадью ниже учетной нормы, истец вынужден проживать в арендуемом жилом помещении.

С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что Адаманов А.М. имеет право на обеспечение жилым помещением по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, поскольку Адаманов A.M. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, закрепленное за ним жилое помещение общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи, в установленном порядке он принят на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения.

Факт того, что за Адамановым A.M. было закреплено жилое помещение, не освобождает орган местного самоуправления обеспечить Адаманова A.M. во внеочередном порядке жилым помещением по договору социального найма, поскольку материалами дела подтверждается объективная нуждаемость Адаманова A.M. в благоустроенном применительно к местности жилом помещении.

Одновременно судом первой инстанции с учетом системного толкования правовых норм и установленных обстоятельств обоснованно не приняты во внимание доводы представителя администрации района как о ненадлежащем ответчике.

Так, согласно абз.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с п. 24 ч.2 ст. 26.3. которого вопросы социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу ч. 6 ст.26.3 этого Закона указанными государственными полномочиями законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в РФ, могут наделяться органы местного самоуправления с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Законом Владимирской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28.12.2005г. № 201-03 органы местного самоуправления Александровского района наделены отдельными государственными полномочиями во Владимирской области по исполнению мер социальной поддержки указанной категории граждан.

Согласно п.1 ч.2 ст. 5 данного Закона органы государственной власти Владимирской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.

Финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в составе областного фонда компенсаций в виде субвенций (ст.6 Закона).

Постановлением Губернатора Владимирской области от 13.07.2005г. № 398 утвержден «Порядок предоставления жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения», и рекомендовано органам местного самоуправления предоставлять жилую площадь за счет средств областного бюджета в Порядке, установленном вышеназванным постановлением.

В случае возникновения у органа муниципального образования убытков в результате понесенных затрат, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно ст.ст. 84, 85 БК РФ и ст. 26.3 названного выше Федерального закона от 06.10.1999г. N184-ФЗ ответственность по их возмещению полностью возлагается на казну субъекта РФ.

Таким образом, оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предоставление Адаманову А.М. жилого помещения общей площадью не менее **** кв.м. по договору социального найма вне очереди в границах Александровского района, хотя и за счет субвенций из бюджета Владимирской области, является обязанностью органа местного самоуправления Александровского района.

Поскольку порядок финансирования приобретения жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулирован действующим законодательством, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в том, что требование прокурора о предоставлении жилого помещения за счет средств бюджета области заявлено излишне. В связи с этим не подлежит удовлетворению довод прокурора в суде апелляционной инстанции о дополнении резолютивной части решения указанием на его исполнение за счет средств бюджета субъекта.

Доводы жалобы не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения, поскольку они были предметом исследования в суде первой инстанции, и им дана верная оценка.

Судебная коллегия считает, что судом верно определены юридически значимые обстоятельства по делу, представленным доказательствам дана соответствующая оценка, правильно применены нормы материального и процессуального права.

Таким образом, решение Александровского городского суда Владимирской области от 14.03.2012г. является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

Руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Александровского городского суда Владимирской области от 14 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Александровского района Владимирской области Архиповой Э.Е. - без удовлетворения.

Председательствующий                         Р.Е. Судакова

Судьи:                                     Л.В. Огудина,

                                         А.В. Семенов