Апелляционное определение № 33-1302/2012 от 13.06.2012 по апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Петушинском районе Владимирской области



Дело № 33 – 1302/2012 г.                             Докладчик Гришина Г.Н.

Судья Никулова Г.В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.,

судей Гришиной Г.Н. и Семенова А.В.,

при секретаре Киселевой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 13 июня 2012 года дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Петушинском районе Владимирской области на решение Петушинского районного суда от 10 февраля 2012 года, которым постановлено:

Исковые требования Журавко И.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ по Петушинскому району о включении некоторых периодов трудовой деятельности в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, удовлетворить.

Включить Журавко И.В. **** года рождения в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, следующие периоды:

с **** по **** в качестве заведующей
**** во **** в календарном исчислении, как работа в городе;

с **** по **** в качестве **** в
Федеральном бюджетном учреждении Центра реабилитации Фонда
социального страхования РФ «****», в льготном исчислении, как
работа на селе.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Петушинском районе Владимирской области назначить Журавко И.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ****.

Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения истца Журавко И.В. и представителя ФБУ ЦРФСС РФ «Вольгинский» Порозову Е.С., просивших об отклонении жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Журавко И.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Петушинском районе о включении в специальный стаж для назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периодов работы с **** по **** в должности **** во **** в календарном исчислении, с **** по **** в должности **** в Федеральном бюджетном учреждении Центра реабилитации Фонда социального страхования РФ «****» в льготном исчислении, как работа на селе, о признании за ней права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и назначении такой пенсии с ****.

В обоснование иска указала, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в назначении которой Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в Петушинском районе Владимирской области ей необоснованно было отказано.

В судебном заседании истец Журавко И.В. поддержала заявленные требования.

Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Петушинском районе Тимофеев С.Е. заявленные требования не признал, ссылаясь на то, что действующим пенсионным законодательством включение спорных периодов в специальный стаж не предусмотрено, в связи с чем, специальный стаж истца составит менее требуемых 30 лет. Просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования РФ «Вольгинский» Порозова Е.С. поддержала заявленные истцом требования, подтвердила, что в течение спорного периода работы в учреждении истец занималась лечебной деятельностью, и такая работа подлежит включению в специальный стаж.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Петушинском районе Владимирской области ставит вопрос об отмене решения, считая его незаконным и необоснованным.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, о явке извещался по правилам ст. 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представил, просьб об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в его отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Удовлетворяя заявление Журавко И.В. в части включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода работы с **** по **** в должности **** во ****, суд исходил из того, что наименование должности истца имеет терминологический недостаток, выражающийся в отсутствии указания на осуществление ею лечебной деятельности. Также, суд сделал вывод о том, что данное обстоятельство не должно ущемлять пенсионные права истца.

Между тем, Судебная коллегия полагает, что данный период подлежит включению в специальный стаж по иным основаниям.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 этой же нормы Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Указанный Список предусматривает, что правом на досрочную пенсию по старости пользуются врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей - статистиков), в том числе, врачи - руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность.

В разделе наименование учреждений Списка указаны «поликлиники всех наименований».

Также, работа руководителей и их заместителей по должности врача-специалиста, независимо от ее характера и объема, должна была отражаться в соответствующих документах.

Таким образом, для реализации права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения осуществление врачебной деятельности врачом-руководителем должно быть подтверждено справкой учреждения со ссылкой на приказ. При этом объем выполнения указанной деятельности правового значения не имеет.

Как видно из материалов дела, в период с **** по **** Журавко И.В., занимая должность **** во ****, одновременно выполняла работу по специальности **** (совмещение) (л.д. 34, 35).

Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Таким образом, период работы Журавко И.В. с **** по **** в должности **** во **** подлежит включению в специальный стаж, поскольку работа в должности врача-руководителя в учреждении, поименованном Списком, при условии осуществления им врачебной деятельности, подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости.

Следовательно, доводы жалобы в этой части не могут быть основанием для отмены состоявшегося судебного постановления.

Рассматривая и удовлетворяя требования Журавко И.В. в части включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода работы с **** по **** в должности **** в ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования РФ «****», суд исходил из того, что наименование учреждения, в котором истец работала врачом, поименовано Списком 2002 года – «центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения».

Так же суд первой инстанции указал на то, что данный период подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении, согласно подп. «а» п. 5 Правил исчисления периода работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, поскольку работа истца проходила в сельской местности.

Между тем, указанные выводы суда являются неверными, в отсутствие доказательств осуществления истицей лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждении, поименованном в Списке, что в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ является основным условием, дающим право на досрочное назначение пенсии.

В момент возникновения трудовых отношений между истцом и ФГУ ЦР ФСС РФ «****» (****), действовал ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в соответствии со ст. 27 которого, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утвержден Список соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и правила исчисления периодов работы (деятельности).

Согласно п. 3 Правил исчисления периода работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В разделе «Наименование должностей» Списка N 781 от 29 октября 2002 года закреплено право на досрочную трудовую пенсию врачей-специалистов всех наименований (кроме врачей - статистиков), в том числе врачей - руководителей учреждений (их структурных подразделений), осуществляющих врачебную деятельность.

Пунктом 8 Раздела «Наименование учреждений» вышеуказанного Списка указаны «центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения». Данным пунктом поименованы Центры, которые имеют единую целевую направленность, занимаются лечением определенной категории больных (диабетологический, наркологический реабилитационный, для инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих и т.д.).

В перечень учреждений - Центров, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, установленных данным Списком, Центр реабилитации Фонда Социального страхования РФ не включен.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, наименование должности Журавко И.В. в ФГУ ЦР ФСС РФ «****» «****» соответствует требованиям вышеназванного Списка должностей.

Указанные обстоятельства не оспариваются представителями ответчика и подтверждаются представленной суду должностной инструкции **** ФГУ ЦР ФСС РФ «****» (л.д.45-47)

Из представленного суду Устава Федерального Государственного учреждения Центра санаторной реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «****», утвержденного Приказом ФСС РФ от 19 июня 2002 года № 113 и зарегистрированного администрацией Петушинского района Владимирской области 28 июня 2002 года за № 26, следует, что Центр не имеет единой целевой направленности, его задачей является удовлетворение общественных потребностей в санаторно-курортном лечении, оздоровлении, медицинской и социальной реабилитации граждан на основе наиболее полного и рационального использования природных лечебных факторов Учреждения (л.д. 67).

Устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения; при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.

Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, Правительство Российской Федерации утвердило Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. Исходя, из этого законодатель выделил в особую категорию работников, т.е. лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости. Спорное учреждение – центр реабилитации - не поименовано в Списке, поэтому требования истца противоречат действующему законодательству. Установление тождественности ФГУ Центра реабилитации ФСС РФ «****» к любому из указанных в перечне медицинских учреждений Списка, утвержденного Правительством Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, признано не соответствующим действующему законодательству.

В судебном заседании установлено и подтверждено представленной суду выпиской из лицевого счета застрахованного лица Журавко И.В., что индивидуальные сведения за период работы в ФГУ Центр реабилитации Фонда социального страхования РФ «****» в отношении Журавко И.В. представлены без особого кода медицинской деятельности (л.д. 38-41).

Между тем, согласно п.2 ст.13 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями, а периоды работы после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из материалов дела видно, что в 2007 году руководителям ФГУ – Центров реабилитации ФСС РФ заместителем председателя ФСС РФ было направлено письмо исх. № 02-10/11-11767, в котором указано на то, что Центры реабилитации отсутствуют в Списках учреждений, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Утверждение истца в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции о том, что одними из видов деятельности Центра является оказание услуг по лечению профессиональной патологии и медицинская профилактика, и эта деятельность указана в разделе "Наименование учреждений" Списка, в связи с чем, она имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан, основано на неверной толковании норм материального права.

При оценке данного утверждения судебная коллегия исходит из того, что Центры профессиональной патологии являются специализированными учреждениями, выполняющими комплексную работу с лицами, подверженными риску получения профессиональных заболеваний. Данные учреждения занимаются диагностированием профессионального хронического характера заболевания в порядке, установленном Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 967 "Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний".

Право заниматься профессиональной патологией и устанавливать заключительный диагноз хронического профессионального заболевания при оказании амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи предоставляется Центрам профессиональной патологии на основании лицензии, выданной в соответствии с Перечнем работ и услуг, входящих в медицинскую деятельность, утвержденным соответствующим Постановлением Правительства РФ (от 21.05.2001 N 402, от 04.07.2002 г. N 499 и от 16.04.2012 г. N 291).

Пунктом 16 Положения от 15.12.2000 года N 967 предусмотрено, что установленный диагноз - острое или хроническое профессиональное заболевание (отравление) может быть изменен или отменен центром профессиональной патологии на основании результатов дополнительно проведенных исследований и экспертизы. Рассмотрение особо сложных случаев профессиональных заболеваний возлагается на Центр профессиональной патологии Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Таким образом, Центры профессиональной патологии представляют собой учреждения, осуществляющие работу с лицами, подверженными риску получения профессиональных заболеваний; устанавливающие связь заболевания с профессиональными (вредными) факторами; проводящие комплексное лечение больных профессиональными заболеваниями, а также занимающиеся подготовкой медицинских заключений и документов для составления программ реабилитации для МСЭ.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.09.2003 г. N 455 утверждено Положение «Об организации деятельности республиканского, краевого, областного, окружного и городского центра медицинской профилактики, в соответствии с которым Центры медицинской профилактики осуществляют организацию, координацию, оценку эффективности деятельности ЛПУ по оказанию профилактических услуг населению, координирует организацию и проведение научно-обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилактике неинфекционных заболеваний и укрепления здоровья населения на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях.

Следовательно, вышеуказанные Центры являются узкоспециализированными учреждениями, установление тождественности с которыми не возможно в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, ссылаясь на подп. «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, которым установлено, что если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца), суд первой инстанции включил вышеуказанный период работы Журавко И.В. в специальный стаж в льготном исчислении.

Однако, суд первой инстанции не учел, что после 1 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности (поселке городского типа). Если же работа протекала только в сельской местности, то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется.

Как подтверждается материалами дела, трудовая деятельность Журавко И.В. после 1 ноября 1999 года осуществлялась только в сельской местности: в период с **** по **** – в ****; в период с **** по **** в Федеральном бюджетном учреждении Центра реабилитации Фонда социального страхования РФ «****» ****.

Таким образом, истица в период после 1 ноября 1999 года не осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах и не имела смешанного трудового стажа, в связи с чем, у суда отсутствовали правовые основания для применения льготного порядка подсчета специального стажа к периоду работы истца в ФГУ Центр реабилитации Фонда социального страхования РФ «Вольгинский».

При указанных обстоятельствах, учитывая, что наименование учреждения, в котором истец работала в период с **** по ****, не соответствует наименованию, поименованному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, требования Журавко И.В. о включении указанного периода работы в специальный стаж удовлетворению не подлежат.

Без учета периода работы Журавко И.В. с **** по **** в должности **** в ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования РФ «****», на дату обращения **** она не имеет необходимого 30 летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в связи с чем, отсутствуют основания для назначения ей с указанной даты досрочной трудовой пенсии по старости.

Таким образом, решение суда в части удовлетворения требований Журавко И.В. о включении в специальный стаж периода работы с **** по **** в должности врача-стоматолога в ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования РФ «****», а также в части назначения Журавко И.В. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с **** подлежит отмене.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебное постановление, принять в указанной части новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, об отказе в удовлетворении указанных требований, поскольку судом допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Петушинского районного суда от 10 февраля 2012 года в части удовлетворения требований Журавко И.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Петушинском районе Владимирской области о включении в специальный стаж периода работы с **** по **** в должности **** в ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования РФ «****», а также назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ****, отменить, принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В остальной части решение Петушинского районного суда от 10 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Петушинском районе Владимирской области – без удовлетворения.

Председательствующий                              Судакова Р.Е.

Судьи                                      Гришина Г.Н.

Семенов А.В.