Определение № 33-1672/2012 от 19 июня 2012 года по апелляционному представлению прокуратуры города Коврова и апелляционной жалобе Старова И.М. на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 19 марта 2012 года



№ 33-1672/2012 г.                                                               Докладчик Огудина Л.В.

                                                                 Судья Бондаренко А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.,

судей Огудиной Л.В. и Сергеевой С.М.,

при секретаре Киселевой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 19 июня 2012 года гражданское дело по апелляционному представлению прокуратуры города Коврова и апелляционной жалобе Старова И.М. на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 19 марта 2012 года, которым постановлено:

Исковое заявление Ковровского городского прокурора, действующего в интересах Старова И.М. к администрации г.Коврова и администрации Владимирской области о возложении обязанности обеспечить Старова И.М. вне очереди жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, площадью не менее **** кв.метров, за счет средств бюджета Владимирской области оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Ковровский городской прокурор обратился в суд с иском, с учетом уточнений (л.д.65), в интересах Старова И.М. к администрации города Коврова и администрации Владимирской области об обязании обеспечить вне очереди жилым помещением, отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма общей площадью не менее **** кв.м., в границах г.Коврова, за счет средств бюджета Владимирской области.

В обоснование иска указал, что проведенной проверкой установлено, что Старов И.М., являющийся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, постановлением администрации г.Коврова от ****. №**** признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма. С ****. Старов И.М. обучается в **** и проживает совместно с попечителем Б.Е.М. попечительство снято ****. в связи с достижением 18-летнего возраста. Полагал, что Старову И.М. на основании ч.2 ст.57 ЖК РФ, Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ, Законом Владимирской области от 03.12.2004г. №226-ОЗ администрацией г.Коврова за счет средств бюджета области должно быть предоставлено жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма, вне очереди.

В судебном заседании представитель Ковровской городской прокуратуры Кузнецова А.А. иск поддержала, указав, что Старов И.М. включен в списки детей-сирот, претендующих на внеочередное получение жилья, и с очереди не снимался.

Истец Старов И.М. исковые требования поддержал, пояснил, что проживает со своей сестрой Баскаковой, её мужем и ребенком в муниципальной квартире по ул.**** которая частично восстановлена ими после пожара.

Представитель ответчика администрации г.Коврова Овчинникова Л.В., действующая по доверенности, иск не признала. Пояснила, что поскольку в соответствии с положениями действующего законодательства жилые помещения вне очереди по договорам социального найма предоставляются только детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, а за Старовым И.М. жилое помещение на ул.**** закреплено, то основания для предоставления ему жилого помещения вне очереди не имеется. В списке детей-сирот, уточненном и утвержденном ****., Старов И.М. значится под номером **** и имеет право на предоставление жилого помещения в порядке очередности на основании ч.1 ст.57 ЖК РФ.

Представитель ответчика - администрации Владимирской области и третьего лица - Департамента образования администрации Владимирской области Быкова Л.В., действующая по доверенностям, с иском не согласилась, представила письменный отзыв. Пояснила, что на основании Закона Владимирской области №201-ОЗ жилые помещения лицам указанной категории предоставляются вне очереди в случае, если за ними не закреплено жилье. Полномочия по его приобретению переданы органам местного самоуправления, в том числе и МО г.Ковров. Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ утверждается законом о бюджете субъекта РФ по каждому муниципальному образованию в виде субвенции. Финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления для осуществления переданных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в составе областного бюджета в виде субвенций. Бюджетные средства в ****. доведены до получателей-органов местного самоуправления в полном объеме, запланированные в бюджете средства на ****. в размере **** тыс. руб. переведены на счета получателей. Считала, что у Старова И.М. отсутствует право на получение вне очереди жилого помещения.

Представитель отдела опеки и попечительства администрации г.Коврова и управления образовании администрации г.Ковров в суд не явились, о времени и

месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе и апелляционном представлении с учетом дополнения к представлению, Старов И.М. и прокуратура города Коврова просили отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, принятое с неправильным применением норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения прокурора Шигонцевой В.А., поддержавшей доводы представления и жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления в отсутствие неявившихся лиц - истца Старова И.М., представителей ответчиков, представителей третьих лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что не является препятствием для его рассмотрения в отсутствие неявившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене с учетом следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещенияпо договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращениииз учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона Владимирской области от 28.12.2005г. № 201-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области поисполнениюмер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 5 вышеназванного Закона органы государственной власти Владимирской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.

На основании ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004г. за № 226-03 «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма. Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется после окончания или в течение двух лет до окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ. Размер и порядок возмещения указанных в настоящей части расходов через выделение органам местного самоуправления субвенции устанавливаются постановлением Губернатора области.

Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее **** кв. метров общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее **** кв. метров. В случае если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления.

Поскольку норма предоставления жилья лицам указанной категории, установленная постановлением главы муниципального образования г.Ковров от ****. №****, составляет **** кв.м., то в данном случае подлежит применению норма предоставления для одиноких граждан не менее **** кв.м., установленная Законом Владимирской области.

Также решением городского Совета народных депутатов г.Ковров от ****. № **** утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере **** кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Как следует из материалов дела, Старов И.М., **** года рождения, является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать Старова Т.В. решением Ковровского городского суда от 06.05.2008г. лишена в отношении сына родительских прав, его отец С.М.И. умер ****.

Постановлением главы муниципального образования город Ковров от ****. №**** над несовершеннолетним Старовым И.М. установлено попечительство, попечителем назначена Б.Е.М.л.д.11).

Также указанным постановлением за Старовым И.М. закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: **** в котором он зарегистрирован до настоящего времени.

****. над несовершеннолетним снято попечительство за достижением 18-летнего возраста.

Постановлением администрации города Коврова от ****. №**** на основании ст.ст.50-52 ЖК РФ, Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ, Законов Владимирской области от 03.12.2004г. №226-ОЗ и от 06.05.2005г. №49-ОЗ Старов И.М. признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и поставлен на учет в общем списке за №**** и включен в список на внеочередное предоставление жилых помещений гражданам, прибывшим из детских домов, от опекунов и попечителей за №**** (л.д.13,18,89).

Постановлением администрации г.Коврова от ****. №**** утвержден список очередности на получение жилой площади детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа, на ****., в котором Старов И.М. находится под номером ****л.д.102, 103-108).

Одновременно установлено и не оспаривалось, что у Старова И.М. отсутствуют какие-либо жилые помещения на праве собственности; в закрепленном за ним жилом помещении площадью **** кв.м. зарегистрировано **** человек, в том числе мать истца - Старова Т.В., лишенная родительских прав (л.д.14,92), то есть на одного члена семьи приходится менее учетной нормы (10 кв.м.). Кроме того, решением жилищной комиссией администрации города Коврова от ****. Старов И.М. признан малоимущим.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 05.03.2009г. №376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

В силу правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 07.06.2011г. № 746-0-0, пункт 2 ч.2 ст.57 ЖК РФ в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 ст.49, статьей 51, пунктами 1 и 3 части 2 ст.57 ЖК РФ предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.

Таким образом, Старов И.М. обладает статусом лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, как прибывший после окончания общеобразовательного учреждения, а в **** окончивший ****», в отношении которого прекращено попечительство, состоящий в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и граждан из их числа, как нуждающийся в жилом помещении, что согласно ч.1 ст.20 Конвенции ООН «О правах ребенка» дает ему право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством в соответствии с действующим законодательством, в том числе, в силу гарантий социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, на предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением по норме предоставления.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Старов И.М. имеет право на обеспечение жилым помещением по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, поскольку он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленное за ним жилое помещение общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи, в установленном порядке принятый на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения и в настоящее время признанный малоимущим.

Факт того, что за Старовым И.В. было закреплено жилое помещение, не освобождает орган местного самоуправления обеспечить его во внеочередном порядке жилым помещением по договору социального найма, поскольку материалами дела подтверждается объективная нуждаемость истца в благоустроенном применительно к данной местности жилом помещении. При этом, судебная коллегия также принимает во внимание, что обеспечение вне очереди жилым помещением категорий граждан, к числу которых относится истец, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, поскольку внеочередное предоставление жилья не предполагает включение такого лица в очередь по обеспечению жилым помещением.

Также следует учитывать, что Старов И.М. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем при осуществлении своей деятельности орган государственной власти субъекта РФ должен реализовать государственную социальную политику, направленную на защиту

интересов таких лиц.

Так, согласно абз.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с п. 24 ч.2 ст. 26.3. которого вопросы социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу ч. 6 ст.26.3 этого Закона указанными государственными полномочиями законами субъекта РФ в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в РФ, могут наделяться органы местного самоуправления с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Законом Владимирской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ****. № **** органы местного самоуправления г.Коврова наделены отдельными государственными полномочиями во Владимирской области по исполнению мер социальной поддержки указанной категории граждан.

Согласно п.1 ч.2 ст. 5 данного Закона органы государственной власти Владимирской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.

Финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в составе областного фонда компенсаций в виде субвенций (ст.6 Закона).

Постановлением Губернатора Владимирской области от 13.07.2005г. № 398 утвержден «Порядок предоставления жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения», и рекомендовано органам местного самоуправления предоставлять жилую площадь за счет средств областного бюджета в Порядке, установленном вышеназванным постановлением.

Таким образом, оценивая доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что предоставление Старову И.М. жилого помещения общей площадью не менее **** кв.м. по договору социального найма вне очереди, в границах г.Коврова за счет субвенций из бюджета Владимирской области является обязанностью органа местного самоуправления города Коврова.

На основании изложенного, решение Ковровского городского суда Владимирской области от 19.03.2012г. не может быть признано законным и подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права, а исковые требования Ковровского городского прокурора в интересах Старова И.М. - удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ковровского городского суда Владимирской области от 19 марта 2012 года отменить и принять по делу новое решение, которым:

иск Ковровского городского прокурора, действующего в интересах Старова И.М., к администрации города Ковров, администрации Владимирской области удовлетворить.

Обязать администрацию города Коврова Владимирской области за счет средств субвенций бюджета Владимирской области предоставить Старову И.М. вне очереди, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее **** кв.м., в границах г.Коврова.

Председательствующий               Р.Е. Судакова

Судьи:                    Л.В. Огудина,

С.М. Сергеева