Апелляционное определение №33-1587/2012 от 21.06.2012 по жалобе ВРО ПП `Коммунистическая партия Российской Федерации`



Дело № 33-1587/2012      Докладчик Судакова Р.Е.

        Судья Слепакова О.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.

судей Самылова Ю.В., Семенова А.В.

при секретаре Киселевой Т.А.

с участием прокурора Куропаткина А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 21 июня 2012 года дело по апелляционной жалобе Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» на решение Фрунзенского районного суда г.Владимира от 28 февраля 2012 года, которым постановлено:

В удовлетворении заявления Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании итогов голосования по избирательным участкам №№494, 495, 1062, и 1063 недействительными и отмене решений участковых избирательных комиссий об утверждении протоколов об итогах голосования по названным избирательным участкам на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва - отказать.

Заслушав доклад судьи Судаковой Р.Е., судебная коллегия

установила:

4 декабря 2011 года состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Владимирское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее ВРО ПП «КПРФ») и кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее Государственной Думы) шестого созыва, выдвинутый политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации» Синягин A.M., обратились в суд с заявлением о признании недействительными итогов голосования по избирательным участкам №№ 494, 495, 1062, и 1063 и отмене решений участковых избирательных комиссий данных избирательных участков об утверждении протоколов об итогах голосования на выборах депутатов Государственной Думы.

В обоснование своих требований указали, что решения об образовании указанных избирательных участков и решения о создании на них участковых избирательных комиссий были приняты с существенным нарушением избирательного законодательства.

В судебном заседании представители заявителя - ВРО КПРФ, - Грачев Е.И., Абрамова O.K. и Ковалевская А.Ю., заявление поддержали и пояснили следующее.

На основании постановлений избирательной комиссии Владимирской области «О согласовании образования избирательных участков» было согласовано образование избирательных участков во В.И., ОАО «Х.», ЗАО С., ОАО «Т.» для организации голосования избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. Постановлениями территориальной избирательной комиссии Фрунзенского района г.Владимира в указанных предприятиях и учреждении были образованы избирательные участки №№ 494,495,1062 и 1063 соответственно и сформированы участковые избирательные комиссии на этих избирательных участках. По результатам голосования указанными участковыми избирательными комиссиями были подписаны протоколы, которыми установлены итоги голосования на данных избирательных участках.

При подготовке к проведению выборов и проведении голосования 4.12.2011 Территориальной избирательной комиссией Фрунзенского района г.Владимира (далее - ТИК Фрунзенского района) и участковыми избирательными комиссиями были допущены грубейшие нарушения Федеральных законов от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и от 16.05.2005 № 51-Ф3 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации».

В частности, был нарушен порядок формирования участковой избирательной комиссии, предусмотренный ч.1 ст.21 ФЗ №67. В постановлении избирательной комиссии Владимирской области от 30.11.2011 № 445 «О согласовании образования избирательных участков», давшем согласие на образование избирательных участков в указанных предприятиях и учреждении, где временно пребывают избиратели, не приведены обстоятельства исключительности случая для создания участка позднее установленного законом срока. Не приведены правовые основания для отнесения мест работы или учеты к местам временного пребывания. В постановлениях ТИК Фрунзенского района г.Владимира о формировании участковых избирательных комиссий в местах временного пребывания избирателей, также не указано на наличие исключительных обстоятельств, чтобы создавать участковые комиссии за три дня до голосования. Основанием для принятия постановлений об образовании участков и затем создании участковых избирательных комиссий послужили письма руководителей предприятий и учреждения. Все письма поступили в ТИК 30.11.2011, и в них также не обоснована исключительность случая образования избирательного участка именно в последний день установленного законом срока. Отсутствует какое-либо подтверждение, что данные предприятия имеют непрерывный цикл работы и работники заняты на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены). Во всех письмах руководителей указывается в качестве основной причины на перенос рабочего дня с 30.12.2011 на 04.12.2011. В законодательстве о выборах отсутствуют нормы, позволяющие образовывать избирательный участок по месту учебы избирателей. Однако на территории режимного высшего учебного заведения В.И. был создан избирательный участок № 494. При этом отсутствует информация руководителя данного вуза о личном составе и курсантах, находившихся в наряде и на службе с 08-00 до 20-00, не позволяет определить действительное количество работников и курсантов, которым предоставлялась возможность реализовать свое конституционное право на данном избирательном участке.

С учетом изложенного заявитель указывает, что решения об образовании избирательных участков и решения о создании на них участковых избирательных комиссий приняты без оснований, установленных законом.

Нарушения формирования участковой избирательной комиссии выразились также в том, что вышестоящая избирательная комиссия обязана назначить не менее одной второй от установленного числа членов каждой участковой избирательной комиссии на основе поступивших предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. При этом должна быть предусмотрена такая процедура назначения, которая обеспечивала бы реализацию и соблюдение вышеуказанного порядка предложения кандидатур. Кроме того, в нарушение ч.3 ст.21 ФЗ №51 ТИК Фрунзенского района не опубликовала сообщение о формировании указанных участковых комиссий и сроке приема предложений, грубо нарушив право КПРФ на участие в формировании избирательных комиссий и осуществление через своего члена комиссии с правом решающего голоса защиты прав и интересов партии в избирательной компании. Все участковые комиссии были сформированы и осуществляли свою деятельность без представителей КПРФ. Официальным опубликованием решений комиссии считается публикация текстов решений в периодических печатных изданиях. Под печатным изданием, согласно Закону РФ «О средствах массовой информации» понимается газета, журнал, бюллетень, которые являются средствами массовой информации.

Допущены также нарушения порядка составления списка избирателей. Согласно положениям законодательства, в список избирателей, на избирательном участке, образованном в месте временного пребывания избирателей (за исключением аэропорта и вокзала), при его составлении участковой комиссией включаются находящиеся в месте временного пребывания избиратели, подавшие не позднее, чем за 3 дня до голосования личные письменные заявления о включении в список избирателей, по которым участковой комиссией на момент составления списка были приняты решения о включении в список. В заявлении о включении в список избирателей указываются фамилия, имя, отчество гражданина Российской Федерации, адрес места жительства гражданина, информация о его нахождении в месте временного пребывания и неполучении им открепительного удостоверения, подпись и дата ее проставления. Решение участковой комиссии принимается на основании сведений руководителя организации, в которой избиратель временно пребывает, о месте временного пребывания избирателя на срок, включающий день голосования, личного письменного заявления при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации. Заявитель поставил под сомнение соблюдение порядка составления списка избирателей на основании того, что к моменту формирования списков рабочий день на предприятиях уже окончился, и сотрудники не могли лично подать заявления в УИК 30 ноября 2011 года.

Кроме того, были допущены нарушения порядка голосования и подсчета голосов, включая воспрепятствование наблюдению за их проведением. УИК и администрации предприятий, в которых располагались избирательные участки, в день голосования не допустили на участки представителей КПРФ. Член УИК с правом совещательного голоса от КПРФ был лишен возможности присутствовать на заседаниях УИК при подсчете голосов избирателей, осуществления работы со списками избирателей, бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования; перед началом голосования осмотреть пустые ящики для голосования; визуально знакомиться с рассортированными избирательными бюллетенями, убедиться в правильности подсчета.

Помимо этого, в день голосования ТИК Фрунзенского района передавала участковым избирательным комиссиям указанных избирательных участков значительное количество дополнительных бюллетеней для голосования по актам. Из актов усматривается, что передача бюллетеней на разные избирательные участки, производились одними и теми же членами.

В совокупности указанные нарушения законодательства о выборах и результаты голосования за политическую партию «Единая Россия» (в два с лишним раза превышающие средние по области) на рассматриваемых избирательных участках позволяют говорить об отсутствии условий для реального волеизъявления избирателей. А почти стопроцентная явка избирателей вызывает сомнение в соблюдении на указанных предприятиях и учреждении принципа не принуждения гражданина к участию или неучастию в выборах.

Просили заявление удовлетворить.

В судебное заседание заявитель Синягин A.M. не явился. Представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Определением суда от 21.02.2012 производство по делу в части требований заявителя Синягина A.M. - кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, выдвинутого политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации», прекращено.

Представители заинтересованных лиц - избирательной комиссии Владимирской области, территориальной избирательной комиссии Фрунзенского района г.Владимира, участковых избирательных комиссий №№494,495,1062 и 1063 Рамишвили К.С. и избирательной комиссии Владимирской области - Смирнова Е.А., с заявлением не согласились.

Указали, что основанием для отмены решения комиссии об итогах голосования, признания в судебном порядке итогов голосования недействительными являются перечисленные в частях 3-5 статьи 92 ФЗ-51 нарушения, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей. Нарушений избирательного законодательства, следствием которых явилась невозможность выявить действительную волю избирателей, в данном случае допущено не было.

30 ноября 2011года ТИК Фрунзенского района г.Владимира обратилась в Избирательную комиссию Владимирской области с просьбой о создании на территории В.И., ОАО «Х.», ЗАО С. и ОАО «Т.» избирательных участков, в связи с тем, что режим работы указанных предприятий и организации совпадает со временем работы избирательных участков. Избиратели не смогут реализовать свое активное избирательное право на избирательных участках по месту постоянной регистрации.

Действующее избирательное законодательство не содержит запрета по созданию избирательных участков в организациях и предприятиях.

В целях обеспечения реализации избирательных прав избирателей, которые будут находиться в день голосования на своих рабочих местах, по месту учебы, руководствуясь ч.4 ст. 13 Федерального закона № 51-ФЗ Избирательной комиссией Владимирской области было принято решение о согласовании образования избирательных участков, указанных в заявлении, на основании которых ТИК Фрунзенского района г.Владимира были приняты соответствующие постановления об образовании избирательных участков для организации голосования избирателей в местах временного пребывания избирателей.

Создание избирательных участков в местах временного пребывания не обязывает работающих там сотрудников голосовать именно на этом участке, не ограничивает право указанных граждан на свободное и добровольное участие в выборах, его свободное волеизъявление.

Также указали, что закон не содержит обязанности комиссии в своих решениях обосновывать исключительность случая. Исключительность случая состоит именно в том, что без создания данных участков избиратели не смогут реализовать свое активное избирательное право, а также в том, что в установленные сроки избирательные участки в данных местах временного пребывания избирателей не были созданы, хотя объективно в этом была необходимость.

В рамках предоставленных территориальной избирательной комиссии полномочий по формированию участковых избирательных комиссий в сокращенные сроки после получения постановления Избирательной комиссии Владимирской области от 30.11.2011 № 445 «О согласовании образования избирательных участков» в этот же день ТИК Фрунзенского района приняло постановления №№ 309,310,311,312 об образовании избирательных участков № 1062 в ЗАО С., № 494 в В.И., № 1063 в ОАО «Т.», №495 в ОАО «Х.», а также постановление № 313, утвердив составы участковых избирательных комиссий в количестве 5 членов с правом решающего голоса и установив срок внесения предложений по кандидатурам в состав комиссий до 14 часов 30 ноября 2011 года. Постановлением от 30.11.2011 № 313а было внесено изменение в постановление № 313 в части утверждения количественного состава комиссий: с 5 членов на 4 члена комиссии. В постановлениях содержится указание об их незамедлительном опубликовании в Вестнике избирательной комиссии Владимирской области.

Постановления были незамедлительно направлены в Избирательную комиссию области и опубликованы в электронном средстве массовой информации «Вестник избирательной комиссии Владимирской области».

На заседании ТИК Фрунзенского района 30.11.2011 по вопросу об образовании избирательных участков и начале формирования участковых избирательных комиссий присутствовали представители политических партий, имеющих право направлять кандидатов в состав участковых избирательных комиссий. Представитель политической партии КПРФ Татарникова А.А. была извещена о времени и месте проведения заседания, однако не присутствовала на заседании комиссии.

Указала, что ТИК в постановлениях от 30.11.2011 №№ 309-312 была предусмотрена процедура назначения членов участковой избирательной комиссии, которая обеспечивала возможность представления всеми лицами, предусмотренными действующим законодательством, кандидатур в состав участковых избирательных комиссий с учетом предусмотренных избирательным законодательством сокращенных сроков формирования комиссий. Срок внесения предложений по кандидатурам в составы участковых избирательных комиссий установлен до 18 часов 30 ноября 2011года. Избирательное законодательство содержит требование обязательности назначения не менее половины состава членов участковой избирательной комиссии только при условии наличия предложений политических партий. По избирательным участкам №№ 494 и 495 были внесены предложения ВРО ПП «Справедливая Россия», ВРО ПП «ЛДПР», ВРО ПП «Единая Россия», соответственно, ТИК не менее половины состава участковых избирательных комиссий были назначены от указанных политических партий. По избирательным участкам №№ 1062 и 1063 предложений от политических партий не поступило, в связи с чем, составы комиссий были сформированы на основе предложений собраний избирателей.

Список избирателей по избирательному участку, образованному в месте временного пребывания избирателей, составляется соответствующей участковой избирательной комиссией на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают. При этом руководитель организации представляет в участковую комиссию по месту нахождения организации сведения обо всех избирателях, которые в день голосования будут находиться в этой организации. Руководитель организации, в которой избиратели временно пребывают, несет ответственность за достоверность, полноту соответствующих данных и своевременность их представления.

При включении гражданина в список избирателей на избирательном участке по месту временного пребывания избирателя, он исключается из списка избирательного участка, в который включен по месту жительства, что исключает возможность голосования на двух участках при проведении одних и тех же выборов.

Доводы заявителя о воспрепятствовании в осуществлении наблюдения со стороны участковых избирательных комиссий считает необоснованными. Указала, что в УИК № 494 во время голосования и подсчета голосов до утверждения итогов голосования не поступало каких-либо жалоб о нарушении избирательного законодательства, что подтверждается сведениями соответствующей графы протокола об итогах голосования. Жалобы на нарушения, допущенные в ходе голосования, поступившие в ТИК Фрунзенского района, были своевременно рассмотрены.

С учетом изложенного просили отказать в удовлетворении заявления, поскольку, нарушений избирательного законодательства при образовании избирательных участков, формировании избирательных комиссии, порядка голосования и подсчета голосов, которые не позволили бы выявить действительную волю избирателей, допущено не было.

Представители заинтересованных лиц - политической партии «Либерально- демократическая партия России», политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», политической партии «Патриоты России», политической партии «Справедливая Россия», Всероссийской политической партии «Единая Россия», Всероссийской политической партии «Правое дело», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Представитель Всероссийской политической партии «Единая Россия» по доверенности - Бударина Н.А. представила заявление с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Прокурор Колосов А.Ю. полагал, что в ходе рассмотрения дела никаких нарушений избирательного законодательства установлено не было, считал необходимым в удовлетворении заявления отказать.

28 февраля 2012 года Фрунзенским районным судом г. Владимира вынесено решение, которым заявленные требования оставлены без удовлетворения.

5 апреля 2012 года на данное решение в суд поступила апелляционная жалоба с дополнениями, поданная представителем Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Грачевым Е.И. В жалобе податель просит решение суда первой инстанции отменить с разрешением вопроса по существу.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие заинтересованных лиц политических партий «Единая Россия», «Либерально-демократическая партия России», «Патриоты России», «Правое дело», «Справедливая Россия», «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о чем свидетельствуют уведомления о вручении судебных извещений.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителей ВРО ПП «КПРФ» по доверенности Грачева Е.И. и Малинина А.Н., поддержавших доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Избирательной комиссии Владимирской области и Территориальной избирательной комиссии Фрунзенского района г.Владимира по доверенностям - Щедрина С.С, полагавшего доводы жалобы не обоснованными, заключение прокурора Куропаткина А.В., полагавшего, что оснований для отмены решения суда не имеется, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке предусмотрены статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Таких оснований судебная коллегия при рассмотрении данного дела не находит.

Согласно положений ст.13 Федерального закона от 18.05.2005 №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Государственной Думы образуются избирательные участки на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территориях муниципальных образований в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». При образовании избирательных участков на территории каждого избирательного участка должно быть зарегистрировано не более 3000 избирателей. В местах временного пребывания избирателей в исключительных случаях избирательные участки могут образовываться территориальной избирательной комиссией по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за три дня до дня голосования.

При этом ч.2 ст.14 указанного закона определяет, что информация об избирательных участках, образованных позднее срока, установленного частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона, должна быть опубликована (обнародована) не позднее чем через два дня после их образования.

Кроме того, ч.6 ст.15 во взаимосвязи с ч.7 ст.16 вышеназванного закона указывает, что списки избирателей по избирательным участкам, образованным в соответствии с частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, составляются по личным письменным обращениям указанных избирателей, поданным в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.

Судом первой инстанции установлено, что ВРО ПП «КПРФ» оспаривает процедуру создания избирательных участков № 494, 495, 1062 и 1063 Фрунзенского района г. Владимира, а также процедуру голосования на данных избирательных участках, и в результате, итоги выборов.

Согласно п.39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах «б», «в», «г» пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте «а» пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона.

В соответствии с правовой позицией, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 15 января 2002 года и от 11 июня 2002 года, отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования.

При этом суд, решая вопрос об отмене итогов голосования, результатов выборов, в силу статей 3 (части 1, 2 и 3), 32 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации не вправе ограничиваться формальным определением достоверности результатов волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании, а должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей значительной массы избирателей или воспрепятствовали адекватному отражению волеизъявления в итогах голосования, результатах выборов. В противном случае не обеспечивается эффективная судебная защита избирательных прав граждан и реализация конституционного принципа свободных и равных выборов.

Таким образом, основанием к отмене решения о результатах выборов являются не любые нарушения избирательного законодательства, а лишь те, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Таких оснований при рассмотрении данного дела судебная коллегия не усматривает.

Проверяя доводы апелляционной жалобы о наличии оснований к отмене итогов выборов, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что вышеназванные участковые избирательные комиссии были образованы 30 ноября 2011 года. При их создании были соблюдены, установленные избирательным законодательством, процедуры и сроки.

Пунктами 2 и 5 статьи 19 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что в местах временного пребывания избирателей, участников референдума, в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки, участки референдума могут образовываться не позднее чем за 45 дней до дня голосования, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией - не позднее чем, за три дня до голосования.

Признавая правомерным создание избирательных участков №№ 494, 495, 1062 и 1063, суд обоснованно исходил из того, что в конкретных случаях образование таких участков направлено на обеспечение активного избирательного права граждан, создание им условий для выражения своего волеизъявления и участия в выборах. При этом принято во внимание, что решение о создании данных участков принято в соответствии с компетенцией избирательной комиссии, в сроки, в пределах которых могут быть образованы избирательные участки, а также порядком принятия решения об образовании избирательных участков в местах временного пребывания избирателей.

Пункт 5 ст. 19 Федерального закона № 67-ФЗ содержит лишь примерный перечень мест временного пребывания граждан, где могут быть образованы дополнительные избирательные участки, что не исключает возможности их создания, в том числе на предприятиях и в учебных учреждениях. По смыслу Федерального закона № 67-ФЗ, критерием отнесения возникающих обстоятельств к категории исключительных является обеспечение возможности участия в голосовании каждому избирателю независимо от места его нахождения.

При этом по прямому указанию пункта 17 статьи 17 приведенного выше Федерального закона, избиратель не лишен возможности проголосовать по своему выбору либо по месту жительства, либо по месту пребывания.

В связи с чем, довод заявителей, что образование указанных выше избирательных участков не позволило выявить действительную волю избирателей, является несостоятельным.

В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы о том, что законодатель различает статус избирателей в месте временного пребывания и избирателей, работающих на предприятии. Из чего делает вывод, что закон не называет предприятие местом временного пребывания и, следовательно, создание избирательного участка на предприятии незаконно.

Данные доводы подлежат отклонению как не основанные на законе, данный вопрос был предметом исследования суда первой инстанции, получил надлежащую оценку, не согласиться с которой, судебная коллегия оснований не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности организации избирательного участка на территории высшего учебного заведения В.И. подлежат отклонению по следующим причинам. Данный участок был образован для голосования курсантов и сотрудников, которые несли в тот день службу в составе суточного наряда по институту и объективно не могли проголосовать на избирательных участках по месту жительства. При этом заявителем не доказан факт принуждения к голосованию иных курсантов и сотрудников ВУЗа именно на этом избирательном участке, они не лишены были права проголосовать по месту своего жительства.

Сам по себе факт образования избирательных участков в местах временного пребывания избирателей не является безусловным основанием для голосования лишь по месту образования такого участка, и не нарушает права избирателей либо политических партий.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о нарушении процедуры и сроков создания вышеназванных избирательных участков основаны на ином, неверном толковании избирательного законодательства. Судебная коллегия находит их необоснованными и подлежащими отклонению.

Доводы жалобы о нарушении законодательства при составлении списков избирателей, а именно об отсутствии в материалах дела документальных доказательств, подтверждающих законность действий участковых избирательных комиссий, при составлении списков избирателей и проведении голосования на спорных избирательных участках судебная коллегия признает необоснованными.

Судом установлено и это подтверждено документально журналом входящей корреспонденции, что 30 ноября 2011 года в ТИК Фрунзенского района города Владимира поступили письма: начальника В.И.; генерального директора ЗАО С.; генерального директора ОАО «Х.», директор Владимирского филиала ОАО «Т.»; с просьбой о создании на территории предприятий и учебного заведения, в целях реализации активного избирательного права избирателей, в связи с невозможность в силу производственной необходимости, реализовать такое право по месту жительства, дополнительных избирательных участков.

В связи с чем, 30 ноября 2011 года председатель ТИК Фрунзенского района обратился к председателю Избирательной комиссии Владимирской области с письмом о согласовании вопроса об образовании избирательных участков в местах временного пребывания избирателей, и получила такое согласование.

Количество избирателей на указанных выше предприятиях и учреждении было заявлено их руководителями.

В результате постановлениями ТИК были образованы избирательные участки №№ 494, 495, 1062 и 1063.

Постановлениями ТИК от 30 ноября 2011 года № 313 было объявлено о начале формирования участковых избирательных комиссий вышеприведенных участков, установлен срок внесения предложений по кандидатурам в их составы, утвержден количественный состав с правом решающего голоса.

Все поступившие кандидатуры в состав участковых избирательных комиссий на дату окончания приема предложений были рассмотрены.

Судом установлено, что представитель политической партии КПРФ Т.А.А. была извещена о времени и месте проведения заседания ТИК по вопросу образования избирательных участков, однако на заседании не присутствовала.

Данный довод заявителя был тщательно и всесторонне проверен судом первой инстанции и получил должную оценку в решении суда, в апелляционной жалобе доводов опровергающих выводы суда не представлено. Таким образом, судебная коллегия признает решение суда в данной части обоснованным, не противоречащим законодательству, регулирующему спорные правоотношения.

В дополнениях к апелляционной жалобе заявитель ссылается на отсутствие в решении суда оценки обстоятельств, связанных с передачей 4.12.2011 ТИК Фрунзенского района г. Владимира дополнительных бюллетеней для голосования участковым избирательным комиссиям №494, 495, 1062 и 1063. Исходя из анализа положений ч.12, 13 ст.73 Закона от 18.05.2005 №51-ФЗ судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности заявленных автором апелляционной жалобы доводов. Доводы подателя жалобы основаны на неверном толковании названных норм и основанием для отмены вынесенного решения не являются.

В суде первой инстанции были исследованы документы, представленные ТИК Фрунзенского района г. Владимира: списки избирателей по всем четырем участкам, заявления избирателей о включении их в список для голосования и открепительные удостоверения, упакованные в четыре бумажных мешка, опечатанные печатями участковых комиссий. В ходе исследования первичных документов участковых избирательных комиссий с участием представителей сторон расхождений с цифрами протоколов об итогах голосований не установлено.

Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны правовой позиции заявителя в суде первой инстанции, не приводят обстоятельств, указывающих на существенные нарушения избирательного законодательства, которые привели к искажению воли значительной массы избирателей или воспрепятствовали адекватному отражению волеизъявления в итогах голосования, а, следовательно, отмену постановленного судом решения повлечь не могут, так как основаны на иной, неправильной оценке исследованных судом доказательств и о нарушении судом норм материального и процессуального права не свидетельствуют.

В связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований, не согласиться с выводами суда первой инстанцииоб отсутствии оснований для удовлетворения требований, заявленныхВладимирским региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», о признании недействительными итогов голосования по участковым избирательным комиссиям №494, 495, 1062 и 1063 и отмене решений участковых избирательных комиссий об утверждении протокола об итогах голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.

На основании изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» на решение Фрунзенского районного суда г.Владимира от 28 февраля 2012 года судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда г.Владимира от 28 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» за подписью его представителя Грачева Е.И. - без удовлетворения.

Председательствующий       Р.Е. Судакова

Судьи          Ю.В. Самылов

А.В. Семенов