Апелляционное определение №33-1624/2012 от 26.06.2012 по апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Гороховецком районе Владимирской области



Дело № 33 - 1624/2012 г.               Докладчик Гришина Г.Н.         

Судья Кротова В.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.,

судей Гришиной Г.Н. и Семенова А.В.,

при секретаре Киселевой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 26 июня 2012 года дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Гороховецком районе Владимирской области на решение Гороховецкого районного суда Владимирской области от 15 марта 2012 года, которым постановлено

Удовлетворить исковые требования Лукьяновой Н.А..

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гороховецком районе включить Лукьяновой Н.А. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, следующие периоды:

с **** по **** в льготном исчислении один год работы как один год работы и три месяца (1 год 8 мес.28 дней) в должности **** поликлиники ****;

со **** по **** в льготном исчислении один год работы как один год и три месяца (7 мес. 13 дней) в должности **** и **** ****;

с **** по **** в льготном исчислении один год работы как один год и три месяца (1 мес.28 дней) в должности **** и **** ****;

с **** по **** в льготном исчислении с применением двух коэффициентов один годи три месяца за один год работы и один год шесть месяцев за один год работы (3 года 1 мес.11 дней) в должности **** ****;

с **** по **** в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев (1 год 2 мес.1 день) в должности **** **** в в/части **** ;

с **** по **** в календарном исчислении 2 года 1 месяцев 20 дней в должности **** в/ч ****;

с **** по **** - в календарном исчислении 1 месяц - курсы повышения квалификации во время работы в должности **** в отделении **** в **** войсковой части ****;

с **** по **** в льготном исчислении с применением двух коэффициентов один год три месяца за один год работы и один год шесть месяцев за один год работы (9 мес.6 дней) в должности **** в отделении **** в ****.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гороховецком районе назначить Лукьяновой Н.А. досрочную трудовую пенсию по старости по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с ****.

Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Лукьянова Н.А. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Гороховецком районе Владимирской области о включении в специальный стаж периодов работы с **** по **** в льготном исчислении один год работы как один год работы и три месяца в должности **** ****; со **** по **** в льготном исчислении один год работы как один год и три месяца в должности **** и **** ****; с **** по **** в льготном исчислении один год работы как один год и три месяца в должности **** и **** ****; с **** по **** в льготном исчислении с применением двух коэффициентов один годи три месяца за один год работы и один год шесть месяцев за один год работы в должности **** ****; с **** по **** в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев в должности **** **** в в/части ****; с **** по **** в календарном исчислении в должности **** в/ч ****; время нахождения на курсах повышения квалификации во время работы в должности **** войсковой части **** с **** по **** в календарном исчислении; с **** по **** в льготном исчислении с применением двух коэффициентов один год три месяца за один год работы и один год шесть месяцев за один год работы в должности **** в **** в ****, а также назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ****.

В обоснование иска указала, что при обращении в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гороховецком районе Владимирской области за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, она получила отказ, который считает незаконным.

В судебном заседания истец Лукьянова Н.А. поддержала заявленные требования с учетом уточнений.

Представители ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Гороховецком районе Владимирской области Баскова А.Н. и Мухрыгина Н.Г. исковые требования в части включения в специальный стаж периода работы с **** по **** в льготном исчислении с применением двух коэффициентов один год три месяца за один год работы и один год шесть месяцев за один год работы в должности **** в **** признали, в остальной части полагали иск не подлежащим удовлетворению, ссылаясь на то, что занимаемые истцом в спорные периоды работы должности не поименованы Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Подтвердили, что с учетом включения в специальный стаж периода работы с **** по ****, специальный стаж по состоянию на **** составит 21 год 05 месяцев 13 дней. Полагали оспариваемое истцом решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости законным и обоснованным, просили в удовлетворении заявленных требований отказать.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гороховецком районе Владимирской области просит решение суда отменить в части включения в специальный стаж периодов работы с **** по **** в льготном исчислении один год работы как один год работы и три месяца в должности **** ****; со **** по **** в льготном исчислении один год работы как один год и три месяца в должности **** и **** ****; с **** по **** в льготном исчислении один год работы как один год и три месяца в должности **** и **** ****; с **** по **** в льготном исчислении с применением двух коэффициентов один годи три месяца за один год работы и один год шесть месяцев за один год работы в должности **** ****; с **** по **** в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев в должности **** ****; с **** по **** в календарном исчислении в должности **** в/ч ****; времени нахождения на курсах повышения квалификации во время работы в должности **** в **** войсковой части **** с **** по **** в календарном исчислении, считая его в этой части постановленным с нарушением норм материального права.

В заседание суда апелляционной инстанции истец и представитель ответчика не явились, о явке извещались по правилам ст. 113 ГПК РФ, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражение на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Решение суда в части удовлетворения требований Лукьяновой Н.А. о включении в специальный стаж периода работы с **** по **** в льготном исчислении с применением двух коэффициентов один год три месяца за один год работы и один год шесть месяцев за один год работы в должности **** в **** в ****, лицами, участвующими в деле, не обжалуется.

Оснований для проверки решения суда первой инстанции в полном объеме с учетом положений ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ Судебная коллегия не находит. Таким образом, решение в этой части подлежит оставлению без изменения.

Разрешая спор в остальной части, суд первой инстанции правильно исходил из того, что к спорным правоотношениям подлежит применению Соглашение стран СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" в соответствии с которым, гражданам государств-участников, в число которых входит Республика Казахстан, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего соглашения.

Исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения 13 марта 1992 года между правительствами государств - участников Содружества Независимых Государств заключено Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».

Согласно статье 1 указанного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ №О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 этой же нормы Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

В соответствии со Списком от 06.09.91 г. право на указанный вид пенсии имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений.

В силу п. 2 Постановления от 06.09.1991 г. N 464 (действует по периодам до 01.11.1999 г.) льготное исчисление выслуги (1 год за 1 год и 3 месяца и 1 год за 1 год и 6 месяцев) производится среднему медицинскому персоналу за работу в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) в отделениях (палатах) хирургического профиля стационара.

Согласно Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377, должности медицинской сестры, медицинского статистика и медицинской сестры-анестезиста отнесены к среднему медицинскому персоналу.

Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 N 395 медико-санитарная часть отнесена к лечебно-профилактическим учреждениям.

Как видно из материалов дела, в трудовую книжку Лукьяновой Н.А. внесены следующие записи (л.д. 7):

с **** принята **** ****,

со **** переведена на 0,5 ставки **** и 0,5 ставки **** ****,

**** **** переименована в ****,

с **** переведена ****,

**** уволена по собственному желанию.

Таким образом, работа истца в указанное время проходила на территории ****.

Данные обстоятельства подтверждены также архивной справкой Государственного архива Мойынкумского района **** от ****. При этом наименование должности истца за период работы с **** по **** в приказах по личному составу **** указано как «****» (л.д. 18).

Согласно справке Государственного архива Мойынкумского района **** до **** была структурным подразделением ****, а с **** обеспечивала медицинскую помощь трудящимся ****. В связи с образованием СНГ, **** перешла в подчинение **** и была переименована в ****. Вследствие неоднократной реорганизации с **** **** была переименована в ****, располагалась в **** и находилась в подчинении райбольницы **** (л.д. 19).

Таким образом, в период с **** по **** Лукьянова Н.А. работала в должности, относящейся к среднему медицинскому персоналу в лечебно-профилактическом учреждении. При этом данная работа проходила в сельской местности, а с **** по **** в отделении **** профиля.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данная работа подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении и удовлетворил требования истца в этой части.

Довод жалобы, со ссылкой на возражения, о том, что в период с **** по **** наименование должностей истца не соответствовало должностям, поименованным Списком 2002 года не может быть принят во внимание, поскольку основан на ошибочном толковании норм пенсионного законодательства, на основании которых производится оценка пенсионных прав лица, обратившегося с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Как видно из материалов дела и не опровергнуто по существу ответчиком, наименование должностей истца в период с **** по **** соответствовало наименованиям должностей, включенным в Номенклатуру должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденную Приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. N 377.

При этом названной номенклатурой не предусмотрено такой должности как «****» или «****».

В части указания должности истца «****» и «****» имеет место изменение алгоритма записи в трудовой книжке истца, когда в наименовании должности присутствует указание на характер выполняемой работы. Это дополнение, по мнению Судебной коллегии, является вспомогательным и носит уточняющий характер, не отражая при этом узкой специфики работы.

В связи с изложенным, исключение из специального стажа истца периодов работы в **** не может быть признано законным и обоснованным.

Рассматривая требования Лукьяновой Н.А. о включении в специальный стаж периода работы с **** по **** в должности **** **** войсковой части **** и периода военной службы по контракту в должности **** в в/ч **** с **** по ****, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об их законности и обоснованно включил в специальный стаж, при этом первый период был включен судом в льготном исчислении, второй период в календарном исчислении.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", действовавшем в спорный период, (до 01 ноября 1999 года), в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил и правоохранительных органов (абз. 3 ч. 2 Постановления).

За периоды, выработанные до 1 ноября 1999 года, законодатель предоставил право на включение в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений периодов службы по специальности в составе Вооруженных Сил и правоохранительных органов в календарном исчислении.

Как видно из материалов дела, в период с **** по **** Лукьянова Н.А. работала в должности **** **** в в/части ****, а в период с **** по **** проходила военную службу по контракту в должности **** в/ч ****.

Данное обстоятельство подтверждается архивной справкой ФБУ Центральный архив Министерства обороны РФ от **** ****, справкой войсковой части **** от **** ****, справками войсковой части **** от ********, **** и **** (л.д. 17, 20, 21, 23, 24).

Согласно справке войсковой части **** от **** **** в период работы с **** по **** Лукьянова Н.А. состояла в должности **** войсковой части **** и выполняла обязанности ****, которые соответствовали обязанностям ****. В ее обязанности входило оказание медицинское помощи личному составу, своевременное выявление больных и проведение санитарно-противоэпидимиологических (профилактических) мероприятий (л.д. 22).

Ответчик оспаривает включение периода работы с **** по **** в специальный стаж истца только по тому основанию, что должность, которую занимала Лукьянова Н.А. в этот период, не поименована в Списке должностей и учреждений № 781 от 29 октября 2002 года.

Однако, в вышеуказанный период действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, в соответствии с которым в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, засчитывается работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности. При этом, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля исчисление сроков выслуги производится из расчета один год работы в этих должностях и подразделениях как один год и 6 месяцев (п. 2 Постановления № 464).

Согласно Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377, должность «****» относится к среднему медицинскому персоналу.

То, что должность истца указана как «****» и «****» является уточнением характера работы с указанием ее специфики. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 65 от 03 октября 2002 года установлено тождество наименования «ЛОР отделения» наименованию «отоларингологического отделения».

**** **** войсковой части **** является отделением **** профиля стационаров, работа в которых засчитывается в льготном порядке.

В период с **** по **** Лукьянова Н.А. проходила **** службу в рядах Вооруженных сил ****.

Занимаемая Лукьяновой Н.А. в период военной службы должность - **** Уставом Вооруженных Сил **** отнесена к типовым воинским должностям, круг должностных обязанностей по которой предусмотрен названным Уставом.

Данное обстоятельство имеет правовое значение исходя из следующего.

В соответствии с абзацем 3 ч. 2 действовавшего в спорный период Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений до 1 ноября 1999 года включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил и правоохранительных органов.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что данный период выработан до 01 ноября 1999 года, он подлежат включению в специальный стаж истца в календарном исчислении.

Таким образом, работа Лукьяновой Н.А. **** **** в/части **** и служба по специальности в Вооруженных Силах **** совершенно обоснованно включена судом в специальный стаж.

Суд также пришел к правильному выводу о незаконности исключения ответчиком из специального стажа Лукьяновой Н.А. времени ее нахождения на курсах повышения квалификации с **** по ****.

Согласно решения УПФ РФ (ГУ) в Гороховецком районе № 424 от 21 ноября 2011 года, период работы истца в должности **** в **** в **** (войсковой части ****) с **** по **** (за исключением времени нахождения на курсах повышения квалификации с **** по ****) включен в специальный стаж истца (л.д. 13).

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.

Согласно п. 4 указанных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 187 Трудового кодекса РФ определено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Факт направления Лукьяновой Н.А. в указанный период на курсы повышения квалификации подтвержден материалами дела (л.д. 26) и сторонами не оспаривался, следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Учитывая изложенное, а также, то обстоятельство, что повышение квалификации является обязательным условием для дальнейшего выполнения истцом своих профессиональных должностных обязанностей, при этом, происходило в период, добровольно включенный ответчиком в специальный стаж истца, суд правомерно включил вышеуказанный период в льготный стаж.

Учитывая, что стаж лечебной деятельности Лукьяновой Н.А. составил более 30 лет, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с ****.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Руководствуясь ст. 328 ГК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Гороховецкого районного суда Владимирской области от 15 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Гороховецком районе Владимирской области - без удовлетворения.

Председательствующий              Судакова Р.Е.

Судьи                                             Гришина Г.Н.

Семенов А.В.