Апелляционное определение №33-1717/2012 от 19.06.2012 по апелляционной жалобе Скорняковой З.А.



Дело № 33 - 1717/2012 год     Докладчик Семенов А.В.

                                                      Судья Грязнова С.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.,

судей Гришиной Г.Н. и Семенова А.В.

при секретаре Киселевой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 19 июня 2012 года дело по апелляционной жалобе истицы Скорняковой З.П. на решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 12 апреля 2012 года, которым постановлено:

Скорняковой З.П. в удовлетворении исковых требований к администрации муниципальное образование город Гусь-Хрустальный о предоставлении денежной компенсации на приобретение жилого помещения как вдове ветерана, инвалида Великой Отечественной войны, отказать.

Заслушав доклад судьи Семенова А.В., объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Скорнякова З.П. обратилась в суд с иском к администрации МО г. Гусь-Хрустальный в котором с учетом изменения предмета иска просила предоставить ей возможность получения компенсации на приобретение жилья в денежном выражении в соответствующем размере исходя из ее статуса.

В обоснование требований истица указала, что является ветераном Великой Отечественной войны, вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны Л. В соответствии с федеральным законом о ветеранах она имеет право на получение денежной компенсации для приобретения жилья один раз не зависимо от имущественного положения. Ранее она жилье от государства не получала. Истица нуждается в предоставлении жилого помещения, поскольку квартира по адресу: ****, где она в настоящее время проживает, была ею подарена дочери С. по договору от ****, а в настоящее время дочь намерена продать квартиру, и вынуждает истицу выселиться. Постановлением от 20.12.2011 г. №836 ответчик отказал ей в предоставлении жилого помещения, в связи с чем, она обратилась в суд.

В судебном заседании истица требования поддержала, просила их удовлетворить. Суду пояснила, что до регистрации брака с Л. проживала в собственной кооперативной квартире. После регистрации брака в **** г. продала свою квартиру, а на вырученные деньги осуществила ремонт квартиры Л. по адресу ****. Указанную квартиру истица приватизировала на себя в **** г., поскольку Л. от приватизации отказался. В **** г. она участвовала в сделке купли-продажи квартиры по **** в качестве продавца, однако действовала в интересах посторонних лиц по своей доверчивости, денег за эту квартиру не получала.

Представитель истицы Медведев А.И. требования поддержал, просил их удовлетворить. Полагает, что истица имеет право на получение компенсации на приобретение жилья в рамках программы Правительства РФ по обеспечению жильем участников ВОВ.

Представитель ответчика иск не признал, суду пояснил, что истица не состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспечена жильем в соответствии с установленными нормами. Кроме того она не может быть поставлена на учет в течение пяти лет, поскольку намерено ухудшила свои жилищные условия, подарив принадлежавшую ей квартиру дочери без видимых причин. Теперь, даже при сложившейся ситуации, истица не хочет оспорить договор дарения, что свидетельствует о намеренном совершении сделки с целью постановки на учет в качестве нуждающейся.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истица Скорнякова З.П. просит решение отменить и вынести новое решение об удовлетворении ее требований, поскольку суд первой инстанции неверно дал оценку обстоятельствам дела и вынес незаконное решение.

Ответчиком представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит оставить в силе решение суда первой инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Федеральный закон от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Основания и порядок предоставления ветеранам мер социальной поддержки определяются указанным законом и принятыми в соответствии с ним законами и подзаконными актами.

Пунктом 4 ч.1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз независимо от их имущественного положения.

В соответствии с ч.1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно ч.3.1 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 указанной статьи граждан (в том числе членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны), нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Порядок предоставления указанной единовременной денежной выплаты на территории Владимирской области утвержден Постановлением Губернатора Владимирской обл. от 23.06.2006 N 450.

В соответствии с этим Порядком гражданин из числа лиц, указанных в пункте 1 Порядка (лицо, представляющее его интересы), изъявивший желание в качестве обеспечения жильем получить единовременную денежную выплату, подает в орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан, заявление по форме согласно приложению N 1 к Порядку с приложением необходимых документов, в том числе документа, подтверждающего постановку на учет гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Буквальное толкование указанных норм позволяет сделать однозначный вывод, что такая мера социальной поддержки по закону о ветеранах, как предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, предоставляется гражданам, указанным в ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» только в случае признания их в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и на основании поданного ими письменного заявления.

Вместе с тем, указанные нормы права, не регулируют порядок признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Такой порядок, определяется жилищным законодательством. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях предусмотрены ст.51 ЖК РФ.

Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что Скорнякова З.П. и ее умерший муж Л. не состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Кроме того, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что основания для постановки истицы на такой учет на данный момент отсутствуют.

В настоящее время истица проживает в квартире по адресу ****., куда вселилась в апреле **** г. в качестве члена семьи нанимателя Л., а с **** г. являлась собственником указанной квартиры.

По договору дарения от **** истица подарила, принадлежащую ей квартиру по адресу: ****., в которой проживает и зарегистрирована по месту жительства с **** по **** и с **** по настоящее время, своей родной дочери С.

Учитывая, что приобретателем квартиры по договору дарения является родная дочь истицы С., которая до недавнего времени не возражала против проживания истицы в подаренной квартире, истица на момент обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения в ноябре 2011 года пользовалась данным жилым помещения с согласия собственника.

Согласно справке МУП «Ремонтно-эксплуатационное управление №1» от 13.01.2012 г., а также договору дарения, выписке из ЕГРП, техническому паспорту, общая площадь данной квартиры составляет **** кв.м. в том числе жилая **** кв.м. Поскольку в квартире на момент рассмотрения дела проживала и была зарегистрирована только истица, она была обеспечена жильем в соответствии с учетной нормой площади жилого помещения, установленной в г. Гусь-Хрустальный в размере10 кв.м. общей жилой площади на одного члена семьи.

Также суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что истица намеренно ухудшила свои жилищные условия.

Истица совершила дарение своего единственного жилья - квартиры, не решив вопрос о своем месте жительства после заключения договора. Представленный в материалы дела договор дарения от **** не содержит положений о правах лиц, проживающих в данной квартире после заключения договора, хотя на момент заключения договора истица проживала в указанной квартире и была в ней зарегистрирована по месту жительства. Указанный вывод суда подтверждается также нежеланием истицы оспорить договор, при совершении которого она лишилась права собственности на единственное жилое помещение.

Судебной коллегии истица пояснила, что совершала дарение квартиры, полагая, что в этом случае ее обязаны будут обеспечить жильем органы местного самоуправления. И ее целью было улучшить свои жилищные условия, поскольку квартира по адресу: ****. ее не устраивала в полной мере.

При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 53 ЖК РФ суд первой инстанции сделал правильный вывод о законности отказа орана местного самоуправления - Администрации г. Гусь-Хрустальный в постановке истицы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и отсутствии у истицы такого права до истечения пяти лет со дня совершения действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть со дня заключения договора дарения от ****

Отсутствие оснований для признания истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий не дает ей права претендовать на получение социальных гарантий по обеспечению жильем, в том числе путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах».

Таким образом, решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 12 апреля 2012 года является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Обстоятельств, влекущих безусловную отмену решения, предусмотренных ч.4 ст. 330 ГПК РФ судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 12 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Скорняковой З.П. - без удовлетворения.

Председательствующий:       Р.Е. Судакова

Судьи:          Г.Н. Гришина

А.В. Семенов