Апелляционное определение № 33-1934/2012 по апелляционной жалобе админитсрации Александровского района и апелляционному представлению Александровского городского прокурора на решение александровского городсого судаВладимирской области от 20 апреля 2012



Дело № 33-1934/2012г.             Докладчик Огудина Л.В.

         Судья Ковбасюк А.Н.     

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.,

судей Огудиной Л.В. и Самылова Ю.В.,

при секретаре Киселевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире 5 июля 2012 года дело по апелляционной жалобе администрации Александровского района и апелляционному представлению Александровского городского прокурора на решение Александровского городского суда Владимирской области от 20 апреля 2012 года, которым постановлено:

Заявление Совета народных депутатов Александровского района удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации Александровского района от 27 января 2012 года №160 «О публичных слушаниях».

Обязать администрацию Александровского района отменить постановлением от 27 января 2012 года №160 «О публичных слушаниях».

Признать постановлением администрации Александровского района от 20 января 2012 года №89 недействующим со дня его принятия,

Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Совет народных депутатов Александровского района обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановлений администрации Александровского района Владимирской области от ******** «О порядке изменения разрешенного использования земельных участков» и от 27.01.2012г. №160 «О публичных слушаниях».

В обоснование заявления указал, что на странице 16 газеты «Деловой Александров» от ******** (****) опубликовано постановление администрации Александровского района (далее - администрация) №**** от ****. В том же издании, со ссылкой на Положение «О порядке организации и проведения публичных слушаний по проектам градостроительных решений на территории Александровского района», утвержденное решением Совета народных депутатов Александровского района от ****. № ****, опубликовано постановление администрации от ****. № ****, подпунктами 1.1., 1.2., 1.3. п.1 которого предусмотрено проведение публичных слушаний по заявлению ДПК «Русские дачи», ДПК Любимые дачи», ДПК «Дачный поселок «Николино» по изменению вида разрешенного использования принадлежащих им на праве собственности земельных участков с «для ведения сельскохозяйственного производства» на разрешенное использование «для ведения дачного хозяйства»; подпунктами 1.4., 1.5., 1.6. п.1 предусмотрено проведение публичных слушаний по заявлению Рашидова A.M. по изменению вида разрешенного использования, принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с «для ведения сельскохозяйственного производства» на разрешенное использование «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», подпунктом 1.7. п. 1 предусмотрено проведение публичных слушаний по заявлению Макоева Д.Р. по изменению вида разрешенного использования, принадлежащего ему на праве аренды, земельного участка с «для пастьбы скота и сенокошения» на разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства». В случае реализации указанных постановлений администрацией нарушается        компетенция        представительного        органа        местного самоуправления - Совета народных депутатов Александровского района, искажается установленный законодательством порядок решения земельных вопросов, явно выходящий за пределы полномочий администрации, что повлечет существенное нарушение охраняемых законом интересов государства и общества.

Считал, что в изданных постановлениях главой администрации Александровского района (далее - Глава администрации) требования п. 3 ч.1 ст.4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 191-ФЗ не соблюдены, так как согласно абз. 4 ст.1 Федерального закона от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Федеральный закон № 66-ФЗ) дачное строительство может включать право регистрации проживания в жилом строении. Указанной нормой федерального закона произведено изменение полномочий должностного лица органа местного самоуправления. Поскольку изменений в ч.2 ст.4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не внесено, то это исключает применение полномочий Главой местной администрации, установленной п.3 ч.1 ст.4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 191-ФЗ. Полагал, что постановление администрации «О порядке изменения разрешенного использования земельных участков» от ****. № **** издано с превышением полномочий, нарушением компетенции Совета народных депутатов Александровского района и установленного законом порядка, в связи с чем, не может считаться законным.

Незаконность постановления администрации «О порядке изменения
разрешенного использования земельных участков» от ********выражена и в его пункте 2, которым отменяются постановления Главы
Александровского района от **** года № ****, от **** года №
****, от **** года № **** По мнению Совета, фактически в указанном порядке изменяются полномочия органов местного самоуправления Александровского района. В частности, Совет народных депутатов Александровского района исключен из механизма решения вопросов использования земельных участков на территории Александровского района. В оспариваемом Порядке, установлены полномочия органов местного самоуправления сельских поселений. Однако такое правовое регулирование администрация и Глава администрации осуществлять не вправе, правовые акты изданы за пределами компетенции администрации и Главы администрации. Действующий порядок проведения публичных слушаний, на который ссылается в своем постановлении администрация «О публичных слушаниях» от ****. № ****, не наделяет ее и Главу администрации полномочиями по назначению и проведению публичных слушаний. Считал, что постановления администрации от ******** и от ****. № **** изданы с явным превышением установленных полномочий администрации и Главы администрации, нарушают компетенцию Совета народных депутатов, установленный законодательством порядок решения земельных вопросов, влечет существенное нарушение охраняемых законом интересов государства и общества, выражающееся в стихийном создании жилых поселений, влекущее необоснованные расходы бюджетных средств. В связи с тем, что отмена указанных постановлений не входит в компетенцию администрации и Главы администрации, то просил признать их недействующими с даты опубликования.

В судебном заседании представитель заявителя Горнушкин С.В. заявленные требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям. Дополнительно пояснил, что постановление № 89 изданонево исполнение требований ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» от 29.12.2004 № 191-ФЗ, а по своему содержанию регулирует отношения по реализации вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями. Администрация района не наделена полномочиями по установлению порядка принятия решения по вопросам изменения разрешенного использования земель. Постановление № 160 напрямую противоречит содержанию ст.20 Устава Александровского района, поскольку правом назначить публичные слушания обладают исключительно Совет народных депутатов и Глава района. В силу п./п. 2,3 п.1 ст. 10, п.5 ст.10, ст. 26 Устава Глава администрации не произвольно, а исключительно, в пределах установленных правовыми актами полномочий, издает постановления по вопросам местного значения; п./п. 36 п.1 ст.42 Устава к полномочиям администрации отнесена подготовка проектов решений по вопросам местного значения муниципального образования Александровский район. Считал, что нарушается исключительная компетенция представительного органа местного самоуправления на издание нормативного правового акта по вопросу местного значения, предусмотренного п./п. 2 п.1 ст.10 Устава района. Самостоятельными полномочиями по вопросам местного значения и изданию правовых актов Глава администрации и администрация Александровского района не наделены. Также Глава администрации не наделен полномочиями заключать соглашения с органами местного самоуправления, Устав района такую компетенцию Главы администрации не устанавливает.

Представитель заинтересованного лица - администрации Александровского района Владимирской области Архипова Э.Е. не согласилась с доводами заявления. Указала, что заявление СНД об оспаривании нормативного правового акта не соответствует требованиям, предусмотренным ст. 131 ГПК РФ, то есть не указано, в чем конкретно состоит нарушение оспариваемым нормативным правовым актом компетенции соответствующего должностного лица или органа. Пояснила, что изменение вида разрешенного использования земельных участков ранее осуществлялось администрацией района на основании заключенных соглашений с администрациями поселений в порядке, который был утвержден постановлениями Главы Александровского района от ****. № **** от ****. № ****, от ****. № ****. Однако, согласно действующему на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта законодательству, указанные полномочия (утверждение схемы зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений) не предусмотрены Градостроительным кодексом РФ, а так же не являются собственной и исключительной компетенцией Совета, не входят в объем полномочий, указанных п.15 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

Градостроительный регламент в силу п. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ является составной частью Правил землепользования и застройки, которые, в свою очередь, согласно п. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ, утверждаются представительным органом местного самоуправления поселений. Установление положений об изменении видов разрешенного использования земельных участков и их применение относятся к компетенции представительных органов местного самоуправления поселений, а не района. Считала, что оспариваемый нормативный правовой акт - постановление администрации Александровского района от ****. №**** «О порядке изменения разрешенного использования земельных участков» принят в условиях, когда Правила землепользования и застройки в поселениях отсутствуют. В указанных случаях действует норма п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", согласно которой решение об изменении принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний на период до ****. То есть в процессе принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельного участка представительный орган не участвует. Также пояснила, что постановление администрации Александровского района от ****. №**** «О публичных слушаниях» не может быть рассмотрено в порядке главы 24 ГПК РФ, поскольку не является нормативным правовым актом, не содержит правовые нормы, определяющие

правила поведения субъектов регулируемых отношений и дело о его оспаривании неподсудно районному суду.

Судом постановлено указанное выше решение.

Представителем администрации района Александровского района подана апелляционная жалоба на решение суда, Александровским городским прокурором, участвующим в деле в порядке ч.3 ст.45 ГПК РФ, подано апелляционное представление, в которых поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, неправильным истолкованием закона.

Выслушав объяснения представителя администрации Александровского района Горбачевой М.А. и доводы представителя прокуратуры, поддержавших апелляционную жалобу и апелляционное представление, возражения представителя заявителя - Совета народных депутатов Горнушкина С.В., заключение прокурора Куропаткина А.В., судебная коллегия приходит к следующему.

Основания для отмены или изменения решения суда предусмотрены ст.330 ГПК РФ. Таких оснований судебная коллегия не усматривает.

Конституция РФ в статьях 130-132 закрепляет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что местное самоуправления (ст.1) составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с п. 1 ст. 17 указанного Федерального закона полномочием органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения является принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых

актов.

Установлено, что в соответствии с решением Совета народных депутатов Александровского района от 30.08.2010г. № 90 (ред. от 19.10.2011г.) «О принятии Устава муниципального образования Александровский район» принят устав муниципального образования Александровский район (далее - Устав)

В соответствии с ч.1 ст. 1 Устава - он, наряду с оформленными в виде правовых актов решениями, принятыми на местном референдуме, является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.

То есть правовой основой деятельности муниципального образования является Конституция Российской Федерации, Федеральные Конституционные и Федеральные законы, законы соответствующего субъекта РФ, а также Устав муниципального образования, которые обладают большей юридической силой по отношению к иным нормативным и ненормативным правовым актам, издаваемым органом местного самоуправления.

Под муниципальным правовым актом следует понимать решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер;

Статья 15 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет круг вопросов местного значения муниципального района, которой определено, что к вопросам местного значения относится утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.

Судом установлено, что администрацией Александровского района Владимирской области ****. принято постановление № **** «О порядке изменения разрешенного использования земельных участков».

Как следует из указанного постановления, в соответствии с Уставом

муниципального образования Александровский район и целью организации исполнения соглашений о порядке реализации вопросов местного значения, заключенных между муниципальным образованием Александровский район и муниципальными образованиями Каринского, Следневского, Андреевского, Краснопламенского сельских поселений, главой администрации Александровского района утвержден «Порядок принятия решений по вопросам изменения разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения на территории Александровского района для целей дачного хозяйства» согласно приложению.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта (п. 17). Выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, следует проверять, соблюдены ли порядок его опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством) и вступления в силу (п. 20).

Удовлетворяя требования Совета народных депутатов Александровского района, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что указанный документ является нормативным правовым актом и имеет место нарушение порядка его принятия.

Разграничение компетенции между представительным и исполнительным органом муниципального образования Александровский район определено в Уставе муниципального образования.

Статья 30 Устава определяет полномочия Совета народных депутатов, ст.37 Устава - полномочия Главы Александровского района, являющегося также председателем Совета народных депутатов Александровского района. Полномочия Главы администрации предусмотрены ст.40 Устава, полномочия администрации - в ст.42 Устава.

По смыслу действующего законодательства, во взаимосвязи правовых норм компетенция и полномочия между органами местного самоуправления муниципального образования разграничиваются в уставе муниципального образования или нормативных правовых актах, принятых в соответствии с уставом. При этом должен быть реализован принцип разделения функций исполнительных и представительных органов - к полномочиям представительного органа относятся нормативное регулирование, утверждение нормативных актов, подготовленных администрацией, контроль и оценка исполнения полномочий администрацией и ее должностными лицами,…; к полномочиям администрации относятся исполнительно-распорядительные функции, а к функциям главы администрации, в том числе относится, исполнение (обеспечение исполнения) решений Совета народных депутатов по вопросам местного значения.

К полномочиям Совета народных депутатов в соответствии с п.п.4,5 ч.3 ст. 30 Устава относится установление порядка организации и проведения публичных слушаний, утверждение схемы территориального планирования муниципального района.

В соответствии со ст. 37 Устава муниципального образования Александровский район Глава района (являющийся также председателем Совета народных депутатов Александровского района - то есть главой представительного органа) представляет интересы Александровского района в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени Александровского района, издает правовые акты.

Устав муниципального образования Александровский район не наделяют администрацию и ее Главу полномочиями по утверждению порядка изменения разрешенного использования земельных участков.

Данное полномочие относится к вопросам территориального планирования и зонирования территории Александровского района, которые являются составной частью вопроса местного значения, предусмотренного п.15 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ».

В соответствии с п./п.5 п.3 ст.30 Устава муниципального образования утверждение схемы территориального планирования отнесено к полномочиям Совета народных депутатов.

Согласно п. 36 ч.1 ст.42 Устава к полномочиям администрации отнесен вопрос по подготовке проектов по вопросам местного значения муниципального образования Александровский район.

Пунктом 3 ч.1 ст.4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 191-ФЗ» установлено требование, согласно которому решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных п.5 настоящей части и ст. 4.1. настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются     и     проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 ст.39 Градостроительного кодекса РФ в части соответствующих требований.

Абзацем вторым ст.1 Федерального закона от 15.04.1998г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 14.04.2008г. №7-П допускается регистрация граждан по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относятся к землям населенных пунктов.

В ч.2 ст. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлено, что изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Таких изменений в указанный закон не внесено, что исключает применение полномочий Главы местной администрации, установленной п. 3 ч.1 ст.4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 191-ФЗ.

Проанализировав действующее законодательство, суд первой инстанции правильно указал о несостоятельности ссылки в постановлении администрации №89 на заключенные администрацией соглашения с муниципальными образованиями. При этом, суд верно отметил, что взаимодействие с другими муниципальными образованиями по вопросам местного значения относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования и его Главы, а Глава администрации наделен полномочиями заключать соглашения с органами местного самоуправления, поскольку ст.40 Устава такую компетенцию Главы администрации не предусматривает.

Согласно п.1 ст.40 Устава Глава администрации вправе заключать договора и соглашения только с государственными органами и общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями в рамках компетенции, установленной Уставом района.

Кроме этого, вопрос организации межмуниципального сотрудничества урегулирован п./п. 7 п.1 ст.30 Устава, согласно которому решение данного вопроса находится в исключительной компетенции Совета народных депутатов.

Фактически в утвержденном оспариваемым постановлением №**** Порядке принятия решений по вопросам изменения разрешенного использования земельных участков изменяются полномочия органов местного самоуправления Александровского района. Так, Совет народных депутатов Александровского района исключен из механизма решения вопросов использования земельных участков на территории района; также установлены полномочия органов местного самоуправления сельских поселений. Однако администрация и её Глава не вправе осуществлять такое правовое регулирование.

Указанное в п.п.8,9 Порядка полномочие по утверждению органами местного самоуправления сельских поселений Схем зонирования и внесение в них изменений не предусмотрено в качестве их полномочий статьей 14 Федерального закона №131-ФЗ.

Кроме того, пунктом 2 оспариваемого постановления №**** «О порядке изменения разрешенного использования земельных участков» Главой администрации Александровского района были отменены постановления Главы Александровского района от ****. №****, от ****. №**** от ****. №****.

В соответствии со ст. 14 Устава муниципального образования Александровский район муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Владимирской области, - уполномоченным органом государственной власти РФ (уполномоченным органом государственной власти Владимирской области).

Проанализировав действующее на момент принятия оспариваемого постановления №**** законодательство, суд обоснованно не принял во внимание довод представителя заинтересованного лица о том, что, отменяя указанные постановления, Глава администрации Александровского района действовал в рамках своей компетенции, поскольку изменение либо отмена муниципального правового акта по вопросам местного значения относится к компетенции Главы района, как руководителя представительного органа; которым в 2008-2009г.г. и были приняты отменяемые Главой администрации указанные выше постановления. То есть они изданы иным должностным лицом.

       На основании изложенного, суд сделал правильный вывод о том, что нарушена процедура принятия постановления №**** от **** «О порядке изменения разрешенного использования земельных участков», в связи с чем, оно подлежит признанию недействующим с момента его принятия в соответствии с требованием ч.2 ст. 253 ГПК РФ.

Также судом установлено, что постановлением Главы администрации Александровского района от ****. №**** «О публичных слушаниях» в соответствии с Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний по проектам градостроительных решений на территории Александровского района», утвержденным решением Совета народных депутатов Александровского района от ****. №****, назначены публичные слушания по вопросу изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой в связи с обращениями собственников земельных участков (СНТ и физических лиц).

Анализируя требование заявителя о признании недействующим указанного

постановления, судом сделан верный вывод о том, что с учетом разъяснений Верховного Суда РФ в п.9 Постановления Пленума от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" оспариваемое постановление №**** не может быть отнесено к нормативным правовым актам, поскольку по своей сути является документом однократного действия, устанавливающим дату проведения публичных слушаний на ****. и перечень вопросов, и, учитывая, что данный документ содержит в себе властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций, его законность может быть обжалована в порядке г. 25 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

При этом судом первой инстанции, с учетом положений п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10.02.2009г. и норм ст.254 ГПК РФ, обоснованно не принят во внимание довод представителя заинтересованного лица об отсутствии у заявителя субъективного права на обращение в суд, поскольку в качестве заявителей по данной категории дел могут выступать граждане и должностные лица, а в качестве заявителей-организаций не только коммерческие и некоммерческие организации, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Как следует из текста обжалуемого постановления №**** от ****., в соответствии с «Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний по проектам градостроительных решений на территории Александровского района», администрацией Александровского района назначены публичные слушания на ****. с утвержденным перечнем вопросов.

Пунктом 36 ч.1 ст.42 Устава к полномочиям администрации отнесен вопрос по подготовке проектов по вопросам местного значения муниципального образования Александровский район.

Ст.30 Устава муниципального образования Александровский район к полномочиям Совета народных депутатов отнесено, в том числе, установление порядка организации и проведения публичных слушаний, утверждение схемы территориального планирования муниципального района.

В силу ст.20 Устава для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей Александровского района Советом народных депутатов, Главой района могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Совета народных депутатов, Главы района.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Совета народных депутатов, назначаются Советом народных депутатов, а по инициативе Главы района - Главой района.

В соответствии с п. 2.1.7 Положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний по проектам градостроительных решений на территории Александровского района» (далее - Положение), утвержденного решением Совета народных депутатов Александровского района от ****. №****, к вопросам, выносимым на публичные слушания относятся вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования.

Согласно п. 3.1 указанного Положения, инициаторами публичных слушаний по проектам градостроительных решений могут являться: Совет народных депутатов Александровского района; Советы народных депутатов городских и сельских поселений; главы муниципальных образований на территории Александровского района; физические и юридические лица.

Как следует из п. 5.1 Положения публичные слушания по проектам градостроительных решений назначаются Главой района или по его предложению главами муниципальных образований, когда зона возможного влияния охватывает территорию одного муниципального образования или часть его.

КУМИ администрации Александровского района (п.7.1 Положения) готовит постановление Главы района о проведении публичных слушаний и направляет органу, уполномоченному на проведение слушаний, извещение о периоде, в течение которого необходимо провести информирование о предстоящих слушаниях, организовать и провести слушания и оформить протоколы слушаний.

Принятие решений по результатам публичных слушаний, в соответствии с Положением, относится к компетенции Главы Александровского района, а не главы администрации.

Таким образом, оценив представленные доказательства и проанализировав установленные обстоятельства, суд, в соответствии со ст.258 ГПК РФ, пришел к правильному выводу, что администрация Александровского района не имела полномочий на издание постановления от ****. №**** «О публичных слушаниях», и, следовательно, оно не может быть признано законным и нарушает права Совета народных депутатов.

При этом судом первой инстанции обоснованно отвергнуты доводы представителя заинтересованного лица об отсутствии закона или иного нормативного правового акта, которому противоречат изданные Главой администрации постановления от ****. №**** и от ****. №**** поскольку судом установлено, что оспариваемые постановления противоречат Уставу муниципального образования Александровский район и Положению «О порядке организации и проведения публичных слушаний по проектам градостроительных решений на территории Александровского района».

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене либо изменению, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено.

Иных правовых доводов, которые бы в силу Закона могли повлечь отмену правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба и апелляционное представление не содержат, изложенные в них доводы были предметом проверки суда первой инстанции и им дана оценка, с которой соглашается судебная коллегия.

Руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Александровского городского суда от 20 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Александровского района и апелляционное представление Александровского городского прокурора - без удовлетворения.

Председательствующий        Р.Е. Судакова

Судьи:          Л.В. Огудина,

          Ю.В. Самылов