Апелляционное определение №33-1888/2012 от 05.07.2012 по апелляционным жалобам заявителей Владимирского регионального отделения ПП `КПРФ` и Владимирского регионального отделения ПП `Справедливая Россия`



Дело № 33 – 1888/2012 год                    Докладчик Семенов А.В.

             Судья Мочалова Е.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.,

судей Гришиной Г.Н. и Семенова А.В.

при секретаре Киселевой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 5 июля 2012 года дело по апелляционным жалобам заявителей Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» и Владимирского регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 28 марта 2012 года, которым постановлено:

В удовлетворении заявления Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Владимирского регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» о признании недействительными итогов голосования по избирательному участку №753, отмене решения участковой избирательной комиссии об утверждении протокола голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, возложении обязанности провести новый подсчет голосов и внести изменения в сводную таблицу результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва по городу Коврову, отказать.

Заслушав доклад судьи Семенова А.В., объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Владимирское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» и Синягин А.М. обратились в суд с заявлением об отмене постановления участковой избирательной комиссии избирательного участка №753 об итогах голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и признании итогов голосования недействительными.

В обоснование требований заявители указали, что выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва на указанном избирательном участке проведены 04.12.2011 года с существенными нарушениями избирательного законодательства, что не позволяет выявить действительную волю избирателя и влечет отмену результатов выборов по указанным избирательным участкам.

Среди таких нарушений заявители указали нарушение порядка формирования избирательных участков и участковых избирательных комиссий (УИК), сформированных за три дня до проведения голосования в отсутствие каких-либо исключительных обстоятельств. Решение о формировании комиссии не было опубликовано в периодическом печатном издании, что не позволило заявителю предложить свои кандидатуры в состав УИК. Формирование избирательного участка на территории воинской части (33 школы сержантов г. Ковров), находящейся на территории города Коврова, а не в удаленном труднодоступном месте, законом не предусмотрено, оснований для включения избирателей в списки по данным избирательным участкам не было. УИК сформирована в меньшем, чем предусмотрено законом составе из числа исключительно государственных служащих – военнослужащих. Имело место нарушение составления списков избирателей. Не представлено сведений о прибытии на территорию воинской части такого количества избирателей. Не опубликованы сведения о месте нахождения УИК и ее контактных телефонах. Явка составила почти 100% из которых за политическую партию «Единая Россия» проголосовало 98,2%, что существенно отличается от средних результатов по Владимирской области.

С аналогичным заявлением обратилось Владимирское региональное отделение политической партии «Справедливая Россия», дела были объединены в одно производство, производство по заявлению Синягина А.М. было прекращено.

В судебном заседании представитель заявителя ВРО ПП КПРФ и представитель ПП КПРФ требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Суду также пояснил, что списки избирателей в соответствии с законом формируются за 21 день до голосования, таким образом, прибывшие в школу сержантов избиратели уже были включены в списки по месту жительства. Согласно протоколу об итогах голосования ни один из избирателей не голосовал по открепительному удостоверению, хотя в списки по месту пребывания включаются избиратели, не имевшие возможности получить открепительное удостоверение. Прибывшие в 33 школу сержантов избиратели не вправе были голосовать на избирательном участке №753. Согласно Методических рекомендаций, утвержденных ЦИК, руководитель организации, в которой временно пребывают избиратели за 7 дней до голосования представляет в избирательную комиссию сведения обо всех избирателях, которые будут находиться в день выборов на территории этой организации с последующим ежедневным уточнением. Одновременно в избирательную комиссию передаются личные заявления избирателей. Для составления списков избирателей необходимы их личные заявления и предъявление паспорта. При создании избирательного участка №753 Избирательная комиссия Владимирской области не проверила наличия исключительных обстоятельств. Нарушены сроки внесения предложений кандидатов в члены УИК, информация о формировании УИК не была опубликована.

Представитель ВРО ПП «Справедливая Россия» поддержал заявленные требования, доводы представителя ВРО ПП КПРФ. Пояснил, что участки сформированы с нарушениями, комиссия была неправомочна, имели место нарушения по составлению списков избирателей.

Представители заинтересованных лиц Участковой избирательной комиссии №753, Территориальной избирательной комиссии г. Коврова, Избирательной комиссии Владимирской области возражали против заявленных требований, представили письменные возражения. Суду пояснили, что законом предусмотрено в исключительных случаях, формирование избирательных участков на территории воинской части. В данном случае требования закона в части сроков и порядка создания участка и формирования участковой избирательной комиссии были соблюдены. Всем политическим объединениям, принимающим участие в выборах, была предоставлена возможность контролировать ход работы избирательных комиссий и ход голосования на участках. В данном случае целью было обеспечить избирателям возможность реализовать активное избирательное право. На территории воинской части в исключительных случаях избирательный участок может образовываться командирами воинских частей по согласованию с комиссией субъекта не позднее, чем за пять дней до голосования.

Избирательный участок был создан на основании приказа командира воинской части от 28.11.2011 года по согласованию с Избирательной комиссией Владимирской области. Исключительность случая подтверждается прибытием на территорию воинской части более 3000 избирателей, для которых необходимо было обеспечить возможность реализовать активное избирательное право. Ввиду сокращенных сроков формирования УИК информация была незамедлительно размещена на сайте Вестника избирательной комиссии Владимирской области, который является зарегистрированным средством массовой информации. Поскольку от партий не поступало предложений о составе УИК, комиссия сформирована на основании поступивших предложений в количестве 5 человек. Не смотря на то, что в соответствии с законом и решением ТИК г. Коврова комиссия состоит из семи человек, она была сформирована не менее чем на 2/3 и была правомочна. Формирование УИК только из военнослужащих в данном случае не является нарушением закона, поскольку вступившим в силу решением Владимирского областного суда данная воинская часть признана обособленной, в связи с чем, указанное ограничение на нее не распространяется. Избиратели включены в списки на основании личных заявлений, для чего было достаточно времени. Каких-либо жалоб или заявлений о ходе голосования на данному участке не подавалось, наблюдатели от заявителей не участвовали в работе комиссии, при том, что каких-либо препятствий в этом создано не было.

Представители других избирательных объединений, принимавших участие в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и граждане, привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц и извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц и их представителей.

Прокурор в заключении полагал действия избирательных комиссий законными, а доводы заявления необоснованными и не подлежащими удовлетворению, просил в удовлетворении заявления отказать.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ВРО ПП КПРФ и представитель ПП КПРФ просят решение отменить и вынести новое решение об удовлетворении требований. В обоснование приводят те же доводы, что и при рассмотрении дела судом первой инстанции. Дополнительно указали, что в решении суда не нашло отражение то обстоятельство, что в соответствии с законом для работы УИК на избирательном участке №753 она должна состоять не менее чем из 11 человек. Суд не дал оценки тому, что постановление о начале формирования УИК избирательного участка №752 не было опубликовано, что лишило заявителя возможности вносить кандидатуры в состав УИК. Суду не представлены сведения о фактическом количестве избирателей, прибывших в 33 школу сержантов. Не доказан факт исключения 2952 избирателей, проголосовавших на участке №753 из списков избирателей по их месту жительства. Суд не дал оценки тому, что количество зарегистрированных избирателей в г. Коврове на день выборов 4 декабря 2011 года существенно отличалось от их количества на 01.07.2011 г. и на 01.01.2012 года. В нарушение требований Главы 23 ГПК РФ суд возложил бремя доказывания на заявителей. Суд не учел недостаточность времени предоставленного избирательным объединениям для внесения предложений по кандидатурам в состав УИК.

Представитель ВРО ПП «Справедливая Россия» в апелляционной жалобе также просит отменить решение суда первой инстанции, указывая, что в материалах дела отсутствуют сведения о регистрации по месту пребывания лиц, принявших участие в голосовании на участке №753 04.12.2011 г. Суду не представлено достоверных сведений о времени размещения информации о создании участка и формировании УИК в средствах массовой информации. Суд не учел, что комиссия была сформирована в меньшем, чем предусмотрено законом составе. Также судом неправильно распределены обязанности по доказыванию.

На апелляционные жалобы представителем ТИК г. Коврова представлены письменные возражения.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В соответствии со ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, избирательном округе, в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 15.02.2002г. № 1-П выражена правовая позиция, согласно которой решая вопрос о применении такой меры конституционно-правовой ответственности, как признание недействительными результатов соответствующих выборов, суд должен исходить из того, что в этих результатах закреплен итог реализации индивидуальных избирательных прав множеством граждан, в том числе по своей доброй воле проголосовавших за избранного кандидата (список кандидатов). Конституционные гарантии охраны как активного, так и пассивного избирательного права, обеспечиваются правосудием, что предопределяет необходимость избрания судом в каждом конкретном случае такого способа защиты нарушенных избирательных прав, который был бы адекватен характеру обнаруженного нарушения. Поэтому основания признания выборов недействительными должны быть достаточно серьезными. При оценке допущенного нарушения должны учитываться его характер, продолжительность, массовость, степень воздействия на свободу волеизъявления избирателей и другие критерии, влияющие на действительную волю избирателей.

В качестве одного из оснований к признанию итогов голосования на избирательном участке № 753 недействительным, заявитель указывает на нарушение порядка формирования участковой избирательной комиссии и отсутствие исключительности для создания такого избирательного участка в месте временного пребывания граждан.

Не согласившись с указанным доводом, суд первой инстанции обоснованно указал на возможность создания избирательного участка на территории 33 школы сержантов в соответствии с положениями части 5 статьи 13 Федерального закона № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Законность создания такого участка была проверена Владимирским областным судом и подтверждена его решением от 2 декабря 2011 года по делу №3-91/2011.

Таким образом, довод заявителя об отсутствии исключительных оснований для создания избирательного участка является несостоятельным.

В соответствии с поступившим обращением временно исполняющего обязанности начальника 33 школы сержантов Постановлением от 28.11.2011 № 441 Избирательная комиссия Владимирской области приняла решение о согласовании избирательного участка на территории 33 школы сержантов (г. Ковров) для организации голосования военнослужащих. Участок создан приказом исполняющего обязанности начальника 33 школы сержантов от 28.11.2011 г. №313.

Постановлением ТИК г. Коврова от 28.11.2011 г. №162 на территории объявлено о начале формирования участковой избирательной комиссии №753 в срок до 11-00 часов 29.11.2011г., утвержден количественный состав комиссии в составе 7 человек. Постановлением ТИК от 29.11.2011 г. №166 сформирован персональный состав УИК. Постановлением ТИК от 29.11.2011 г. №170 председателем УИК назначен Голубев А.В.

Поскольку предложений от Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о включении его представителя в состав УИК избирательного участка №753 не поступило, комиссия сформирована в соответствии с поступившими предложениями.

Довод представителей ВРО ПП КПРФ и ПП КПРФ о незаконности формирования УИК только из военнослужащих, поскольку участок сформирован не в обособленной местности, не может быть принят судом, поскольку, как указано выше, это обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением суда.

Довод заявителя о несоблюдении порядка опубликования постановлений ТИК г. Коврова являются несостоятельными.

В силу ч.2 ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены законом.

В данном случае постановления ТИК г. Коврова и приказ исполняющего обязанности начальника 33 школы сержантов от 28.11.2011 г. №313 были опубликованы в электронном периодическом издании «Вестник Избирательной комиссии Владимирской области». Согласно распечатке с сайта Постановление о начале формирования УИК избирательного участка №753 и приказ о создании участка размещены на сайте Избирательной комиссии Владимирской области (www/vladizbirkom.ru) 28.11.2011 г. в 19:06 часов. Распечатка, сделанная 10.01.2012 года не содержит сведений о времени размещения соответствующей информации.

Кроме того, сведениями о формировании избирательного участка на территории 33 школы сержантов располагали представитель Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Лызлов Д.Н., и представитель Владимирского регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» Орлова Ю.Н., принимавшие участие в заседании Избирательной комиссии Владимирской области по этому вопросу.

На основании изложенного судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что у заявителей имелась возможность внесения своих кандидатур в состав УИК по избирательному участку №753.

Таким образом, какие-либо нарушения процедуры создания и формирования избирательного участка № 753 не установлены.

Решение об образовании избирательного участка принято командиром военного учреждения, участковая избирательная комиссия сформирована территориальной избирательной комиссией в соответствии с ее компетенцией, установленными процедурами и в пределах установленного срока.

Довод заявителя о нарушении правил составления списков избирателей по избирательному участку № 753 также не нашел своего подтверждения.

В соответствии со свидетельскими показаниями Голубева А.В. он лично принимал письменные заявления от военнослужащих, прибывших в 33 школу сержантов, о включении их в списки избирателей на участке №753. Сомнения заявителей в достоверности показаний свидетеля, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, ничем не подтверждаются.

Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что получение открепительного удостоверения избирателем, который в день голосования не будет иметь возможности прибыть на избирательный участок, где он включен в списки избирателей, является его правом, а не обязанностью. При этом отсутствие открепительного удостоверения не должно препятствовать включению в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению предусмотрено, как это предусмотрено ч.7 ст. 16 Федерального закона № 51-ФЗ.

Законом не предусмотрена обязанность таких избирателей подтверждать невозможность получения открепительного удостоверения.

Доводы представителя заявителя, что имелась возможность голосования данных избирателей по месту их жительства, основан на предположении и объективными данными не подтверждается.

То обстоятельство, что общее количество избирателей в г. Коврове существенно выросло на день проведения выборов, не свидетельствует об искажении действительной воли избирателей, проголосовавших на избирательном участке №753.

Результаты голосования в соответствии со ст. 78 Федерального закона № 51-ФЗ были оформлены в форме протокола об итогах голосования (Т.1 л.д.144), подписанного членами комиссии.

Сведения о каких-либо жалобах и заявлениях относительно хода голосования и подсчета голосов на избирательном участке №753 отсутствуют.

Заявителем не представлено данных о фактах оказания воздействия на избирателей, голосовавших по избирательному участку №753, или совершении нарушений, не позволяющих определить действительную волю избирателей и влекущих в соответствии со ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» отмену решения избирательной комиссии об итогах голосования и результатах выборов на избирательном участке.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.06.2002 года указано, что отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления, которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования. При этом суд, решая вопрос об отмене итогов голосования, результатов выборов, в силу ст. 3 (ч.ч. 1,2,3) ст. 32 (ч.ч.1 и 2), ст. 46 (ч.ч.1 и 2) Конституции Российской Федерации должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования.

Оценив все установленные фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции не установил подобных нарушений, которые могли бы являться основанием для отмены итогов голосования по избирательному участку №753 г. Коврова на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, проведенных 04.12.2011.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на установленных обстоятельствах дела и нормах материального права, регулирующих спорные отношения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции.

С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ковровского городского суда Владимирской области от 28 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» и Владимирского регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» – без удовлетворения.

Председательствующий:                            Р.Е. Судакова

Судьи:                                        Г.Н. Гришина

А.В. Семенов