Апелляционное определение №33-2123/2012 от 31.07.2012 по апелляционной жалобе Карася Н.М.



Дело № 33 – 2123/2012 год                         Докладчик Гришина Г.Н.

                                        Судья Забавнова Г.П.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Сергеевой С.М.,

судей Гришиной Г.Н. и Семенова А.В.,

при секретаре Киселевой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 31 июля 2012 года дело по апелляционной жалобе Карася Н.М. на решение Ленинского районного суда города Владимира от 25 апреля 2012 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Карасю Н.М. к военному комиссариату Владимирской области о восстановлении права на получение пенсии с **** года исходя из ****% денежного довольствия с учетом надбавки за выслугу лет в размере ****% от оклада денежного содержания и взыскании недоплаченной суммы пенсии за период с **** по **** года в размере **** рублей, отказать.

Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения представителя военного комиссариата Владимирской области Журавлева Е.В., просившего об отклонении апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

    Карась Н.М. проходил службу в Министерстве обороны РФ, откуда уволен **** в связи с уходом на пенсию по выслуге лет. С **** Карасю Н.М. назначена пенсия в соответствии со статьей п. «а» 13 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12.02.1993 г. N 4468-1.

Размер его пенсии, исчисленной с размера денежного довольствия: оклад по должности, плюс оклад по званию, плюс надбавка за выслугу лет, установленной с **** составляет **** рублей, а с ежемесячной доплатой к пенсии **** рублей.

Истец Карась Н.М., ссылаясь на указанные выше обстоятельства, и считая, что размер его пенсии исчислен неправильно, и что с учетом повышения размеров должностных окладов, окладов по специальному званию, надбавки за выслугу лет, которые в сумме с **** составляют **** рублей, и размер его ежемесячной пенсии должен составить ****% от этой суммы, и что с **** размер его пенсии должен составить сумму в размере **** рублей, обратился в суд с исковыми требованиями к военному комиссариату Владимирской области о восстановлении его права на получение пенсии за выслугу лет.

Указывает, что с 01 января 2012 года размер денежного довольствия повышен, в связи с чем, размер пенсии ему пересчитан, но с применением иного механизма, предусмотренного Федеральным законом от08.11.2011 года № 309-ФЗ, исходя из 54% окладов по должности, званию и процентной надбавки за выслугу лет.

Полагает, что установленный указанным Федеральным законом механизм исчисления размера пенсии противоречит Конституции Российской Федерации, так как, увеличивая размер окладов по должности, званию и надбавки за выслугу лет, им уменьшается процент, из которого пенсия исчисляется, применительно к нему с 70% до 54%.

Считает, что введение ограничения размера пенсии посредством внесения в законодательство понижающего коэффициента не должно распространяться на лиц, которые приобрели право на исчисление пенсии по прежней редакции Закона, так как данное ограничение должно распространяться только на лиц, которым вновь начислена пенсия.

Кроме того, указывая, что в результате неправильного исчисления размера его пенсии, за ****, **** и **** **** года ему не доплачены суммы пенсии, соответственно, в размере по **** рублей ежемесячно с индексацией на уровень инфляции, всего **** рублей, просит взыскать с ответчика в его пользу данную сумму. Просил обязать ответчика ежемесячно и бессрочно выплачивать пенсию с учетом ****% размера денежного довольствия для исчисления пенсии и размера надбавки за выслугу лет в размере ****% от оклада денежного содержания.

В судебном заседании истец Карась Н.М. поддержал свои требования по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить заявленные им требования.

Представитель ответчика военного комиссариата Владимирской области по доверенности Журавлев Е.В. исковые требования не признал, объяснив, что пенсия истцу исчислена в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 в редакции Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ. Сослался на то, что уровень пенсионного обеспечения истца с **** вырос в **** раза.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней Карась Н.М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывал свои требования в суде первой инстанции. Считает, что судом неверно применены нормы материального права, неправильно истолкован закон. Полагает, что проигнорированы его доводы о том, что применение ответчиком законов, ухудшающих положение истца, противоречит Конституции РФ и Протоколу № 1 Европейской Конвенции о правах человека, ратифицированного Россией и обладающего большей юридической силой.

В заседание суда апелляционной инстанции истец Карась Н.М. не явился, о явке извещался по правилам ст. 113 ГПК РФ, представил в суд письменное дополнение и просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в его отсутствие.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

При рассмотрении спора суд правильно определил и истолковал подлежащие применению нормы материального права, установил имеющие значение для дела обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным по делу доказательствам, при этом не допустил нарушений процессуального права и постановил обоснованное решение.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями Законами РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 (ред. от 08.11.2011) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Частью 2 данной нормы установлено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Реализуя свои дискреционные полномочия, федеральный законодатель установил правовые основания и условия назначения, нормы, порядок пенсионного обеспечения и исчисления размера пенсий лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, в Законе РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 08.11.2011) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", распространив его на лиц рядового и начальствующего состава, уволенных с военной службы военнослужащих (ст. 1 Закона N 4468-1).

В соответствии с Федеральным законом N 306-ФЗ от 07.11.2011 г. "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федеральным законом от 08.11.2011 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ N 992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту", с 01.01.2012 г. был произведен перерасчет ранее назначенных пенсий исходя из вновь установленных размеров окладов по воинским должностям и окладам по воинским званиям, а также новых норм ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания.

Согласно ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (ред. от 08.11.2011) пенсии, назначаемые лицам, к числу которых относится истец, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

Согласно пункта 4 Постановления Правительства РФ N 992 от 05.12.2011 г. "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" установлено, что в случае если размер пенсии, исчисленный с применением окладов, установленных вышеуказанным Постановлением, не достиг уровня пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2012 г., указанный уровень пенсионного обеспечения сохраняется до приобретения права на пенсию в большем размере.

Как установлено судом, Карась Н.М. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 21).

Пенсия истцу назначена исходя из выслуги лет в льготном исчислении - **** года (л.д. 22).

Из материалов пенсионного дела Карася Н.М. следует, что до 01 января 2012 года размер его пенсии составлял **** рублей. Согласно справке военного комиссариата Владимирской области от **** размер пенсии Карася Н.М. с **** составляет **** рублей.

Таким образом, в связи с изменением правового регулирования вопросов о социальных гарантиях военнослужащих и пенсионеров из числа военнослужащих ухудшения имущественного положения истца не произошло, напротив, пенсия истца была увеличена, и ее размер значительно превышает размер трудовых пенсий.

Суд первой инстанции проверил доводы сторон, в том числе правомерность и обоснованность начисления ответчиком пенсии истцу в соответствии с механизмом, введенным с 1 января 2012 года, и правильность исчисления ее размера, и пришел к обоснованному выводу о том, что денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% (ст. 2 Федерального закона от 08.11.2011 г. N 309-ФЗ), право истца на перерасчет назначенной ему пенсии не нарушено.

Доводы истца о том, что установленное частью 2 ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (в редакции Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ) ограничение размера пенсии нарушает его конституционные права, являются несостоятельными и основаны на ошибочном толковании приведенных правовых норм. Конституция Российской Федерации не содержит норм, регулирующих порядок назначения пенсий бывшим военнослужащим.

Указание в жалобе на ухудшение положения истца действующим с 01 января 2012 года порядком исчисления размера пенсии в сравнении со случаем, если бы к установленному с 01 января 2012 года размеру денежного довольствия был бы применен установленный до 01 января 2012 года механизм исчисления размера пенсии, не может приниматься во внимание, так как порядок исчисления размера пенсий, установленный законодателем, включает в себя одновременно две составляющих - размер денежного довольствия, из которого рассчитывается пенсия, и механизм расчета, что исключает возможность произвольного выбора этих составляющих по усмотрению истца.

Необоснованны доводы истца и о том, что в результате неправильного исчисления пенсии и использование ответчиком заниженного размера денежного довольствия для исчисления пенсии в ****%, уменьшился уровень его пенсии. Перерасчет пенсии истца произведен ответчиком в соответствии с требованиями действующих нормативных актов, реально размер пенсии истца не уменьшился, а увеличился. Суд, вопреки доводам апелляционной жалобы, при разрешении требований истца применил нормы материального права, подлежащие применению в данном споре.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Просьба в апелляционной жалобе о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности п. 2 ст. 43 Федерального закона № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" удовлетворению не подлежит, поскольку оснований для направления такого запроса по данному делу не усматривается. Кроме того, истец не лишен возможности самостоятельно обратиться с соответствующим запросом в Конституционный Суд Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда города Владимира от 25 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнение к апелляционной жалобе Карася Н.М. – без удовлетворения.

Председательствующий                            Сергеева С.М.

Судьи                                        Гришина Г.Н.

Семенов А.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200