Дело № 33-1935/2012 Докладчик Судакова Р.Е.
Судья Мочалова Е.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
судей Самылова Ю.В., Огудиной Л.В.
при секретаре Киселевой Т.А.
с участием прокурора Куропаткина А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 10 июля 2012 года дело по апелляционным жалобам Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» и Владимирского регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 2 апреля 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Владимирского регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» о признании недействительными итогов голосования по избирательному участку №751, отмене решения участковой избирательной комиссии об утверждении протокола об итогах голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, возложении обязанности провести новый подсчет голосов и внести изменения в сводную таблицу результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва по городу Коврову, отказать.
Заслушав доклад судьи Судаковой Р.Е., судебная коллегия
установила:
4 декабря 2011 года состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Владимирское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее ВРО ПП «КПРФ») и Региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» во Владимирской области (далее ВРО ПП «СР») обратились в суд с заявлением о признании недействительными итогов голосования по избирательному участку №751 и отмене решения участковой избирательной комиссии данного избирательного участка, об утверждении протокола об итогах голосования на выборах депутатов Государственной Думы шестого созыва, возложении обязанности провести новый подсчет голосов и внести изменения в сводную таблицу результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва по городу Коврову.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены политические партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Единая Россия», «Либерально-демократическая партия России», «Патриоты России», «Правое дело», «Справедливая Россия», «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» и их региональные отделения во Владимирской области.
В обоснование своих требований указали, что решения об образовании указанных избирательных участков и решения о создании на них участковых избирательных комиссий были приняты с существенным нарушением избирательного законодательства.
В судебном заседании представитель ВРО ПП «КПРФ» по доверенности Малинин А.Н., представитель ВРО ПП «СР» по доверенности Губарев В.А. заявленные требования поддержали и пояснили, что 04 декабря 2011 года состоялись выборы депутатов Государственной Думы. На основании обращения командира войсковой части №**** постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 28.11.2011 №439 (далее ОИК) было согласовано образование избирательного участка на территории указанной войсковой части для организации голосования военнослужащих на выборах депутатов Государственной Думы шестого созыва. Приказом командира данной войсковой части на ее территории образован избирательный участок №751 и создана соответствующая избирательная комиссия (далее УИК). По результатам голосования УИК ИУ №751 подписала протокол, которым она установила итоги голосования на данном избирательном участке.
По мнению заявителей, при подготовке к проведению выборов 4 декабря 2011года Территориальной избирательной комиссией г. Коврова (далее ТИК) и УИК были допущены нарушения Федеральных законов № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а именно – нарушение порядка образования дополнительного избирательного участка №751, нарушение порядка формирования участковой избирательной комиссии, ее численности и качественного состава, нарушение правил составления списка избирателей, нарушение порядка голосования и подсчета голосов, включая воспрепятствование наблюдению за их проведением, нарушение порядка опубликования в средствах массовой информации сведений об образовании дополнительного избирательного участка и месте его нахождения, формировании участковой избирательной комиссии, месте нахождения помещения для голосования, номера телефона участковой избирательной комиссии.
Заявители полагали, что в постановлении ОИК, в нарушение требований избирательного законодательства, не приведены обстоятельства исключительности случая образования указанного избирательного участка и таких оснований не имелось, а также в постановлении ТИК г. Коврова установлен срок внесения предложений по кандидатурам для включения в состав УИК, не позволяющий реально внести такие предложения (постановления ТИК размещены на сайте «Вестника избирательной комиссии Владимирской области» об образовании избирательного участка и начале формирования участковой избирательной комиссии после окончания срока приема предложений). В отсутствие официальной информации об образовании ИУ №751 и начале формирования участковой избирательной комиссии, ВРО ПП «КПРФ» и ВРО ПП «СР» были лишены возможности участия в формировании УИК.
Кроме того, в нарушение ст.21 Федерального закона №51-ФЗ постановлением ТИК г. Коврова состав УИК ИУ №751 был утвержден в составе 5 членов комиссии с правом решающего голоса, тогда как необходимый их численный состав должен составлять не менее 7 человек.
Состав УИК полностью состоял из военнослужащих, тогда как избирательное законодательство не позволяет формирование УИК более чем на половину из государственных служащих, которыми являются военные.
Помимо этого, заявители полагали, что на спорном избирательном участке не могло проголосовать указанное в протоколе об итогах голосования количество избирателей, поскольку на 04 декабря 2012 года на территории войсковой части не находилось **** военнослужащих, которые не имели бы возможности проголосовать по месту своей регистрации.
Также наблюдателям от «КПРФ» и «СР» не был обеспечен доступ в помещение избирательной комиссии до начала голосования и в период его проведения.
Также полагали, что результаты голосования сфальсифицированы, поскольку данные результаты существенно отличаются от средних результатов голосования избирателей во Владимирской области.
Полагали, что допущенные нарушения избирательного законодательства не позволяют выявить действительную волю избирателей. Просили признать итоги голосования на избирательном участке №751 недействительными, решение участковой избирательной комиссии отменить, обязать ТИК г. Коврова провести новый подсчет голосов и внести изменения в сводную таблицу результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва по городу Коврову.
Представитель заинтересованных лиц – ТИК г. Коврова и УИК №751 Смирнова Е.А., действующая по доверенности, с заявленными требованиями не согласилась. Полагала процедуру образования избирательного участка №751 соответствующей законодательству. Пояснила, что постановлением ТИК г. Коврова от 28.11.2011 №160 на территории воинской части № **** была сформирована избирательная комиссия №751, установлен срок внесения предложений по кандидатурам в состав комиссии до 11 часов 29.11.2011, утвержден состав комиссии в количестве 7 членов с правом решающего голоса. Постановлением ТИК от 29.11.2011 №165 на основе поступивших предложений была сформирована УИК в количестве 5 человек, что в соответствии с требованиями п.2 ст.28 Федерального закона №67-ФЗ дает основания полагать УИК ИК №751 правомочной осуществлять свою деятельность, а также, поскольку другие предложения отсутствовали. При этом ни «КПРФ», ни «СР» своих предложений по кандидатурам для включения в состав участковой комиссии на ИУ №751 не представили.
Постановление ОИК об образовании ИУ № 751 было незамедлительно опубликовано в электронном средстве массовой информации «Вестник Избирательной комиссии Владимирской области» и доведено до общего сведения.
Считала, что УИК ИК №751 не было допущено нарушений законодательства при составлении списка избирателей, поскольку он был составлен не менее чем за три дня до голосования.
Представитель заинтересованного лица – Избирательной комиссии Владимирской области Захарова М.Ю., действующая по доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, полагала доводы заявителей не доказанными, основанными только на предположениях. Заявителями не указано, каким образом заявленные ими нарушения избирательного законодательства не позволяют выявить действительную волю избирателей, а также в чем выразилось нарушение избирательных прав ВРО ПП «КПРФ» и ВРО ПП «СР».
Привлеченные по делу в качестве заинтересованных лиц политические партии «Единая Россия», «Либерально-демократическая партия России», «Патриоты России», «Правое дело», и их региональные отделения во Владимирской области, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили.
Материалы дела содержат заявление представителя ПП «Единая Россия» о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители ПП «КПРФ» и «Российской объединенной демократической партии «Яблоко», поддержали заявленные требования, ходатайствовали о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заинтересованные лица Осадчук Е.В. – член ТИК по г. Коврову с правом совещательного голоса, представитель ПП «Справедливая Россия», Петрова Л.Г. – кандидат в депутаты, включенный в зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва выдвинутый от ПП «Справедливая Россия», в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены.
Старший помощник Ковровского городского прокурора Ивлиева О.С., полагала заявленные требования об отмене итогов голосования по избирательному участку №751, новом подсчете голосов и внесении изменений в сводную таблицу результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва по г. Коврову, подлежащими отклонению.
2 апреля 2012 года Ковровским городским судом вынесено решение, которым заявленные требования оставлены без удовлетворения.
10 мая 2012 года от представителя ВРО ПП «КПРФ» Малинина А.Н., представителя ПП «КПРФ» Ковалевской А.Ю. и от представителя ВРО ПП «Справедливая Россия» Губарева В.А. на указанное решение поступили две апелляционные жалобы, податели которых просят это решение отменить, и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие заинтересованных лиц политических партий «Единая Россия», «Либерально-демократическая партия России», «Патриоты России», «Правое дело», «Справедливая Россия», «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», и их региональных отделений во Владимирской области, Губарева В.А., извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о чем свидетельствуют уведомления о вручении судебных извещений.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ВРО ПП «КПРФ» по доверенности Малинина А.Н., представителя ПП «КПРФ» и ВРО ПП «КПРФ» Грачева Е.И., поддержавших доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Избирательной комиссии Владимирской области и Территориальной избирательной комиссии города Коврова по доверенностям – Щедрина С.С, полагавшего доводы жалобы не обоснованными, заключение прокурора Куропаткина А.В., полагавшего, что оснований для отмены решения суда не имеется, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке предусмотрены статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таких оснований судебная коллегия при рассмотрении данного дела не находит.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 39 постановления Пленума от 31.03.2011 №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснил что, основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах «б», «в», «г» пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте «а» пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Таким образом, основанием к отмене решения о результатах выборов являются не любые нарушения избирательного законодательства, а лишь те, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Судом первой инстанции установлено, что ВРО ПП «КПРФ» и ВРО ПП «СР» оспаривают процедуру образования избирательного участка № 751 г. Коврова, процедуру голосования на данном избирательном участке, а также итоги голосования.
Согласно положениям ст.13 Федерального закона от 18.05.2005 №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Государственной Думы образуются избирательные участки на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территориях муниципальных образований в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». При образовании избирательных участков на территории каждого избирательного участка должно быть зарегистрировано не более 3000 избирателей. Избирательные участки образуются по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения либо командиром воинской части, руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации. В случаях, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, избирательные участки образуются территориальной избирательной комиссией. Избирательные участки образуются не позднее, чем за 50 дней до дня голосования с учетом местных и иных условий, исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей. При этом на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, избирательные участки могут образовываться по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации командирами воинских частей в срок, установленный частью 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня голосования.
При этом ч.2 ст.14 указанного закона определяет, что информация об избирательных участках, образованных позднее срока, установленного частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона, должна быть опубликована (обнародована) не позднее чем через два дня после их образования.
Судом установлено, что 28 ноября 2011 года командир воинской части №**** обратился в Избирательную комиссию Владимирской области с заявлением о рассмотрении вопроса возможности создания на территории воинской части избирательного участка. Заявление мотивировано тем, что в данной воинской части с 1 ноября 2011 по 12 декабря 2011 года проводится дополнительная воинская подготовка военнослужащих по контракту, на время которой установлен регламент служебного времени, личному составу запрещено покидать расположение воинской части, в связи с чем, военнослужащие не имеют возможности реализовать свое активное избирательное право на общих избирательных участках. Указанные обстоятельства подтверждены выпиской из приказа командира войсковой части.
Признавая правомерным создание избирательного участка № 751, суд обоснованно исходил из того, что в конкретном случае образование такого участка направлено на обеспечение активного избирательного права военнослужащих, походящих дополнительную военную подготовку в воинской части в день голосования, создание им условий для выражения своего волеизъявления и участия в выборах. При этом принято во внимание, что решение о создании данного участка принято в соответствии с компетенцией избирательной комиссии, в сроки, в пределах которых могут быть образованы избирательные участки, а также порядком принятия решения об образовании избирательных участков в местах временного пребывания избирателей.
Довод апелляционной жалобы о том, что избирательные участки могут образовываться только на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, тогда как в данном случае упомянутые воинские части такими качествами не обладают, не влечет отмену оспариваемого судебного решения.
В силу того, что нормативно не определены критерии, позволяющие отнести воинские части к находящимся в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, и в этой связи, с учетом конкретных обстоятельств дела, приняв во внимание специфику назначения воинских частей, особый порядок прохождения службы, организацию специального пропускного режима, компактное расположение на охраняемой территории, доводы заявителей, что образование данного избирательного участка, не позволило выявить действительную волю избирателей, является несостоятельным.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении порядка формирования участковой избирательной комиссии основаны на неверном толковании норм материального права. Так п.3 ч.1 ст.21 Федерального закона №51-ФЗ устанавливает минимальное и максимальное число членов избирательной комиссии с правом решающего голоса в количестве 7 – 16 членов для избирательных участков с числом зарегистрированных избирателей более 2000 человек. При этом ч.2 ст.28 Федерального закона № 67-ФЗ определяет полномочия комиссии при ее формировании не менее чем на две третьи от установленного состава. Обязанности устанавливать число членов комиссии избирательного участка пропорционально числу избирателей законодательство не содержит. Учитывая, что утвержденный состав комиссии составляет 7 членов, то две трети от этого числа – 5 человек. Следовательно, комиссия, сформированная в количестве 5 человек, была правомочна осуществлять свою деятельность. Судебная коллегия признает выводы суда о соблюдении порядка формирования избирательного участка №751 законными и обоснованными.
Согласно ч.3 во взаимосвязи с ч.7 ст.16 Федерального закона №67-ФЗ регистрация (учет) избирателей, участников референдума – военнослужащих, членов их семей и других избирателей, участников референдума, проживающих и пребывающих в пределах расположения воинской части, осуществляется командиром воинской части. Исходя из толкования вышеназванных норм права основанием для регистрации (учета) данной категории избирателей, является как факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, устанавливаемый на основании сведений, представляемых соответствующей службой воинской части, так и личное письменное заявление военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, не имевших возможности получить открепительное удостоверение, поданное в соответствии с ч.7 ст.16 названного Закона.
Следовательно, сведения об избирателях-военнослужащих, находящихся в воинской части формирует и уточняет командир воинской части. Также принимая во внимание, что лица, представляющие сведения об избирателях, несут ответственность за достоверность, полноту соответствующих сведений и своевременность их представления, доводы апелляционной жалобы о нарушении законодательства при составлении списков избирателей судебная коллегия находит необоснованными и подлежащими отклонению. Доказательств, подтверждающих доводы заявителей, а также того, что военнослужащие принимали участие в выборах и голосовали под давлением командования части, суду апелляционной инстанции представлено не было.
Вопрос о не исключении проголосовавших на ИУ №751 военнослужащих из списков избирателей по месту жительства был предметом исследования суда первой инстанции, получил надлежащую оценку, не согласиться с которой доводы апелляционной жалобы оснований не содержат.
Доводы жалобы о нарушении судом требований ст. 249 ГПК РФ, по смыслу которой бремя доказывания по настоящему делу не может быть возложено на заявителя, не может быть признан обоснованным. Исходя из положений ст. 249 ГПК РФ на избирательную комиссию возложена обязанность доказать соблюдение закона при проведении выборов, тогда как доказательства в обоснование доводов о том, что допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, должны быть представлены заявителем.
Судебная коллегия соглашается с вводами суда по факту опубликования решений ТИК г. Коврова, данный вопрос был предметом рассмотрения суда первой инстанции, получил надлежащую оценку, не согласиться с которой доводы жалобы оснований не содержат.
Доводы заявителей о подделке документов представителями заинтересованных лиц рассматривались судом первой инстанции и признаны безосновательными. Судебная коллегия в апелляционной жалобе обстоятельств, опровергающих выводы суда в данной части и нуждающихся в дополнительной проверке, не усматривает.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы аналогичны правовой позиции заявителей в суде первой инстанции, не приводят обстоятельств, указывающих на существенные нарушения избирательного законодательства, которые привели к искажению воли значительной массы избирателей или воспрепятствовали адекватному отражению волеизъявления в итогах голосования, а, следовательно, отмену постановленного судом решения повлечь не могут, так как основаны на иной, неправильной оценке исследованных судом доказательств и о нарушении судом норм материального и процессуального права не свидетельствуют.
В связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований, не согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований, заявленных Владимирским региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» и региональным отделением политической партии «Справедливая Россия», о признании недействительными итогов голосования по избирательному участку №751 и отмене решения участковой избирательной комиссии об утверждении протокола об итогах голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.
На основании изложенного, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» и регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 2 апреля 2012 года судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ковровского городского суда от 2 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи Ю.В. Самылов
Л.В. Огудина