Дело № 33-1878/2012 Докладчик Судакова Р.Е.
Судья Мысягина И.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
судей Самылова Ю.В., Огудиной Л.В.
при секретаре Киселевой Т.А.
с участием прокурора Куропаткина А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 5 июля 2012 года дело по апелляционной жалобе Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» на решение Октябрьского районного суда г.Владимира от 27 февраля 2012 года, которым постановлено:
Отказать политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Владимирскому региональному отделению политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в удовлетворении заявленных требований о признании итогов голосования на избирательном участке №452 недействительными и отмене решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 452 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.
Заслушав доклад судьи Судаковой Р.Е., судебная коллегия
установила:
4 декабря 2011 года состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
13 декабря 2011 года политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее ПП «КПРФ»), Владимирское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее ВРО ПП «КПРФ») обратились в суд с заявлением о признании недействительными итогов голосования по избирательному участку №452, отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 452 об утверждении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку №452 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.
В обоснование заявленных требований указали на нарушение порядка формирования участковой избирательной комиссии, нарушение порядка составления списка избирателей на данном участке, а также на то, что при посещении избирательного участка в день голосования представителями от партий «КПРФ» и «Справедливая Россия» были выявлены нарушения порядка голосования и подсчета голосов, включая воспрепятствование наблюдению за их проведением.
Просили признать итоги голосования по избирательному участку №452 недействительными, отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка №452 об утверждении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку №452 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.
24 января 2012 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены политические партии «Единая Россия», «Либерально-демократическая партия России», «Патриоты России», «Правое дело», «Справедливая Россия», «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» и их региональные отделения во Владимирской области.
Определением от 9 февраля 2012 года производство по делу в части заявлений кандидата в депутаты Государственной Думы шестого созыва, выдвинутого политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации», Синягина A.M. прекращено.
В судебном заседании представитель ПП «КПРФ» и ВРО ПП «КПРФ» Грачев Е.И. поддержал заявленные требования с уточнениями в полном объеме, а также пояснил, что на основании обращений Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Владимира (далее ТИК) постановлением Избирательной комиссии Владимирской области (далее ОИК) от 30.11.2011 №445 «О согласовании образования избирательных участков» было согласовано образование двух избирательных участков на территории ООО ТЛ.
Постановлениями территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Владимира были образованы два избирательных участка на территории ООО ТЛ г. Владимира – №452 и №453 и созданы соответствующие участковые избирательные комиссии.
По результатам голосования участковой избирательной комиссией избирательного участка №452 (далее – УИК) был подписан протокол участковой избирательной комиссии, которым она установила итоги голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на данном избирательном участке.
В соответствии с ч.5 ст.92 Федерального Закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», п.3 ст.77 Федерального Закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» просил удовлетворить заявленные требования, поскольку при подготовке к проведению выборов и проведении голосования 04 декабря 2011 года ТИК Октябрьского района г. Владимира и участковой избирательной комиссией избирательного участка №452 были допущены грубейшие нарушения указанных Федеральных законов.
Нарушения выразились в следующем, 4 декабря 2011 года в 7 часов 15 минут Грачев Е.И., член ТИК Октябрьского района г. Владимира и член УИК ИУ №452 с правом совещательного голоса от «КПРФ» Л.И.Н. прибыли на территорию ООО ТЛ с целью присутствия на избирательном участке. Накануне директор турбазы П.Т.Н., председатель ИУ №453, в личной беседе сообщил, что оба избирательных участка будут располагаться в административном здании турбазы. Однако до 10 часов 20 минут вход в административное здание был закрыт. Избирательный участок был обнаружен в помещении на первом этаже столовой турбазы. При этом какие–либо вывески о его местонахождении отсутствовали. На избирательный участок представители от «КПРФ» смогли попасть только в 11 часов, при этом голосование уже закончилось и проголосовало **** избирателей, в последующее время ни один избиратель не проголосовал. Помимо этого они и наблюдатели от ПП «Справедливая Россия» получили отказ в ознакомлении со списками избирателей и иными документами.
В результате противоправных действий членов участковой избирательной комиссии были нарушены гласность в работе УИК, а также права М.М.А. как члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса присутствовать на заседаниях УИК, при подсчете голосов избирателей, принимать участие в работе избирательной комиссии, осуществлять права знакомиться со списками избирателей, реестрами и документами, находиться в помещении избирательного участка в течение всего дня голосования, перед началом голосования осмотреть пустые ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются печатью избирательной комиссии, убедиться в правильность проведенного подсчета голосов, получить заверенную копию протокола об итогах голосования.
Кроме того, были допущены нарушения порядка формирования участковой избирательной комиссии, поскольку в нарушении ч.1 ст.21 Закона №67-ФЗ в постановлении избирательной комиссии Владимирской области от 30 ноября 2011 года (заседание комиссии по данному вопросу состоялось в 11 часов), давшей согласие на образование избирательных участков на территории ООО ТЛ, не приведены обстоятельства исключительности случая, в силу которого указанные избирательные участки образованы.
Также, они образованы гораздо позже установленного законом срока. Согласно п.8 ст. 22 Федерального закона от 12 июня 2002года №67-ФЗ должны быть установлены сроки формирования комиссий и сроки приема предложений по составу комиссий. При этом для комиссий, действующих на постоянной основе, период, в который органы, формирующие такие комиссии, принимают предложения, должен составлять не менее одного месяца, а для иных комиссий - не менее десяти дней.
Согласно ч.3 ст.21 Федерального закона от 18.05.2005 №51-ФЗ срок приема предложений по составу участковой избирательной комиссии не может быть менее 15 дней. Сообщение о формировании участковых избирательных комиссий и сроке приема предложений по кандидатурам в их состав подлежит опубликованию (обнародованию) до начала приема указанных предложений.
Установленный в постановлении ТИК Октябрьского района г. Владимира от 30.11.2011 № 428 срок внесения предложений по кандидатурам в состав участковой избирательной комиссии до 14 часов 00 минут 30 ноября 2011 года не соответствует срокам, установленным ч.3 ст. 21 Федерального закона от 18.05.2005 №51-ФЗ. При этом, согласно распечатке страницы с сайта «Вестника избирательной комиссии Владимирской области», где были размещены постановления ТИК Октябрьского района г. Владимира об образовании избирательного участка и начале формирования участковой избирательной комиссии, они были размещены в Интернете в 13 часов 32 минут 30 ноября 2011 года, т.е. за 28 минут до окончания срока приема предложений.
ТИК Октябрьского района г. Владимира не опубликовала сообщение о формировании участковой комиссии и сроке приема предложений по кандидатурам в их состав до начала приема указанных предложений, что была обязана сделать в соответствии с ч.3 ст.21 Федерального закона №51-ФЗ. О заседании ТИК Октябрьского района г. Владимира, рассматривавшей вопросы формирования участковой избирательной комиссии, член ТИК от «КПРФ», не был извещен и не присутствовал. Таким образом, ВРО ПП «КПРФ» было лишено права на представление своей кандидатуры для назначения в члены участковой избирательной комиссии избирательного участка № 452.
Также были допущены нарушения правил составления списка избирателей, поскольку в соответствии с п.4, 7, 17 ст.17 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ гражданин РФ мог быть включен в список избирателей на избирательном участке №452 не позднее 30 ноября 2011 года, на основании личного письменного заявления, поданного в участковую избирательную комиссию, при этом он должен был временно пребывать на момент подачи заявления на территории избирательного участка. Какие-либо данные, подтверждающие нахождение на ТЛ **** избирателей 30 ноября 2011года, в день, когда был создан избирательный участок №452 и сформирована участковая избирательная комиссия, отсутствуют.
В нарушение требований ч.1 ст.14 Федерального закона 18.05.2005 №51-ФЗ главой администрации города Владимира не были опубликованы места нахождения участковых избирательных комиссий, помещений для голосования и номера телефонов участковых избирательных комиссий, образованных на территории ООО ТЛ.
Были также допущены нарушения порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением).
Количество граждан, прибывших до 11 часов 00 минут на территорию ТЛ, было намного меньше числа лиц, проголосовавших 04.12.2011 на данном избирательном участке. Прибывшие на турбазу пассажиры автобусов не заходили в помещение, где располагался избирательный участок № 452, поскольку он был закрыт до 11 часов 00 мин. Считает сообщение председателя УИК №452 о количестве граждан, проголосовавших на данном избирательном участке, не соответствующим действительности. После допуска в помещение для голосования членов УИК с правом совещательного голоса и до окончания голосования на избирательном участке №452 не проголосовал ни один избиратель. Списки избирателей на столе УИК отсутствовали, и так и не были предъявлены для обозрения членам УИК с правом совещательного голоса. Жалобы на действия членов избирательной комиссии председатель УИК №452 не принимал, что подтверждается копиями трех жалоб с подписью свидетеля, находившегося в тот момент в помещении для голосования.
Учитывая, что на избирательном участке было всего две кабины для голосования и один ящик для голосования, список избирателей был сброшюрован в одну книгу, теоретически невозможно было обеспечить голосование **** человек за три – четыре часа, а также то, что официальные результаты голосования на спорном участке существенным образом отличаются от средних результатов голосования по региону, полагают, что допущенные нарушения избирательного законодательства не позволяют выявить действительную волю избирателей.
На основании изложенного, просил суд удовлетворить заявленные требования и признать итоги голосования на избирательном участке №452 недействительными и отменить решение данной участковой избирательной комиссии об итогах голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Представитель Избирательной комиссии Владимирской области Захарова М.Ю. с заявленными требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме.
В обоснование своих возражений суду указала, что основаниями отмены решения комиссии об итогах голосования, признания итогов голосования недействительными в судебном порядке являются перечисленные в ч.3-5 ст.92 Федерального закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ нарушения, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Заявителем не указано на какие-либо нарушения избирательного законодательства, которые не позволили бы выявить действительную волю избирателей.
Относительно довода заявителя, о нарушении порядка формирования избирательной комиссии указала, что выводы о нарушениях избирательного законодательства при создании избирательного участка и формировании участковой избирательной комиссии в местах временного пребывания являются необоснованными.
30 ноября 2011года ТИК Октябрьского района города Владимира обратилась в Избирательную комиссию Владимирской области с просьбой о создании на территории указанных в письме организаций избирательных участков, в связи с тем, что режим работы организаций совпадает со временем работы избирательных участков, и избиратели не смогут реализовать свое активное избирательное право на избирательных участках по месту постоянной регистрации.
Согласно ст.2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ свое активное избирательное право граждане РФ вправе реализовать независимо от места жительства, должностного положения и иных обстоятельств. В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №51-ФЗ обеспечение реализации и защита избирательных прав граждан, а также контроль за соблюдением указанных прав, возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной данным Федеральным законом, иными федеральными законами. Таким образом, комиссии обязаны обеспечить возможность реализации избирателями своего активного избирательного права независимо от каких бы то ни было обстоятельств.
Положения ч. 4 ст.13 Федерального закона № 51-ФЗ определяют, что в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания) избирательные участки могут образовываться территориальной избирательной комиссией в срок, установленный частью 2 настоящей статьи (не позднее чем за 50 дней до дня голосования), а в исключительных случаях - по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за три дня до дня голосования. Данная норма не содержит исчерпывающий перечень мест временного пребывания избирателей, а лишь определяет примерный круг данных мест, где могут образовываться избирательные участки.
То есть закон предоставляет избирательным комиссиям, как правоприменителям, возможность образовывать избирательные участки в иных местах временного пребывания в целях реализации избирательных прав граждан. При этом формулировки части 7 статьи 16 Федерального закона № 51-ФЗ прямо указывают на то, что к местам временного пребывания избирателей могут относиться и дома отдыха, и база отдыха, турбазы, иные организации. Согласно данной норме избиратели, находящиеся в день голосования в больницах, санаториях, домах и базах отдыха, не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания.
В данном случае избирательный участок № 452 по месту временного пребывания избирателей образован на территории ООО ТЛ.
В целях обеспечения реализации избирательных прав избирателей, которые будут находиться в день голосования, в том числе в домах отдыха и на турбазах, руководствуясь ч.4 ст.13 Федерального закона №51-ФЗ Избирательной комиссией Владимирской области, было принято решение о согласовании образования ряда избирательных участков, указанных в заявлении, на основании которых ТИК Октябрьского района города Владимира были приняты соответствующие постановления об образовании избирательных участков для организации голосования избирателей в местах временного пребывания избирателей.
Постановления ТИК Октябрьского района г. Владимира от 30.11.2011 о создании избирательных участков в местах временного пребывания являются законными и обоснованными, принятыми в соответствии с требованиями избирательного законодательства в пределах предоставленных комиссии полномочий.
Закон не содержит обязанности комиссии в своих решениях обосновывать исключительность случая. Кроме того, исключительность случая состоит именно в том, что без создания данных участков избиратели не смогут реализовать свое активное избирательное право.
Нарушений порядка формирования участковой избирательной комиссии также допущено не было. Действующее избирательное законодательство позволяет создавать избирательные участки не позднее чем за три дня до дня голосования, а также участковые избирательные комиссии в те же сроки - не позднее чем за три до дня голосования, соответственно действия ТИК Октябрьского района г. Владимира по созданию участков и формированию комиссий в сокращенные сроки законны.
В рамках предоставленных ТИК полномочий по формированию участковых избирательных комиссий в сокращенные сроки, после получения Постановления Избирательной комиссии Владимирской области от 30.11.2011 №445 «О согласовании образования избирательных участков», ТИК Октябрьского района г. Владимира приняла постановления №№ 427 и 428 об образовании избирательного участка и начале формирования участковой избирательной комиссии избирательного участка № 452, установив срок внесения предложений по кандидатурам в состав комиссий до 14 часов 30 ноября 2011 года. В данных постановлениях также было установлено об их незамедлительном опубликовании в «Вестнике Избирательной комиссии Владимирской области». Постановления были незамедлительно направлены в Избирательную комиссию области и опубликованы в электронном средстве массовой информации «Вестник избирательной комиссии Владимирской области». Таким образом, постановления ТИК были доведены до всеобщего сведения.
Исходя из анализа норм действующего избирательного законодательства, а именно – ст.20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и ст.21 Федерального закона от 18.05.2005 №51-ФЗ – опубликование или обнародование постановлений избирательной комиссии осуществляется не только через периодические печатные издания, но и через сеть «Интернет». Учитывая изложенное, считает доводы заявителя о том, что ТИК Октябрьского района г. Владимира не опубликовала сообщение о формировании указанных участковых избирательных комиссий и сроки приема предложений по кандидатурам в их состав являются необоснованными.
Отметила, что на заседании Избирательной комиссии Владимирской области о согласовании образования избирательных участков 30.11.2011г. (протокол заседания №54 от 30.11.2011) присутствовали представители политических партий, имеющих право направлять кандидатов в состав участковых избирательных комиссий, в том числе представитель политической партии КПРФ Л.Д.Н. (член комиссии с правом совещательного голоса) и представитель «Справедливой России» О.Ю.Н. (член комиссии с правом совещательного голоса).
В Постановлении ТИК Октябрьского района от 30.11.2011г. №428 была предусмотрена процедура назначения членов участковой избирательной комиссии, которая обеспечивала возможность представления всеми лицами, предусмотренными действующим законодательством, кандидатур в состав участковых избирательных комиссий с учетом предусмотренных избирательным законодательством сокращенных сроков формирования комиссий.
Заявленные требования о том, что при формировании участковых избирательных комиссий были нарушены требования Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, в части необходимости назначения не менее половины членов комиссии на основе поступивших предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, считает необоснованными, поскольку ТИК была соблюдена установленная действующим избирательным законодательством процедура назначения членов участковых избирательных комиссий. Избирательное законодательство содержит требование обязательности назначения не менее половины состава членов участковой избирательной комиссии только при условии наличия предложений политических партий. Таких предложений от заявителей в ТИК не поступало.
Постановлением ТИК Октябрьского района г Владимира №447 от 30.11.2011, в соответствии с действующим избирательным законодательством сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка №452 в количестве 7 членов комиссии с правом решающего голоса. Затем постановлением ТИК Октябрьского района г. Владимира №448 от 30.11.2011 был назначен председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка №452. Таким образом, избирательный участок образован в соответствии с законом, участковая избирательная комиссия сформирована в соответствии с законом, и была правомочна при проведении голосования 04 декабря 2011г. и принятии соответствующих решений в рамках своих полномочий.
Относительно довода заявителей о нарушении правил составления списка избирателей указала, что в соответствии с п. 7 ст. 16 Федерального закона № 51-ФЗ избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее, чем за 3 дня до дня голосования, т.е. не позднее 30 ноября 2011 года.
В соответствии с п.6 ст. 15 Федерального закона списки избирателей по избирательным участкам, образованным в местах временного пребывания, составляются соответствующими участковыми избирательными комиссиями не позднее дня, предшествующего дню голосования. При создании избирательных участков в местах временного пребывания, руководитель организации (больницы, дома или базы отдыха, санатория), в которой создается избирательный участок, безусловно, уже обладает предварительной информацией о лицах, которые в день голосования будут находиться в организации, и не будут иметь возможности проголосовать по месту регистрации.
Кроме того, в соответствии с разделом 2 «Методических рекомендаций по организации голосования в местах временного пребывания избирателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва», утвержденных постановлением ЦИК РФ от 10.08.2011 N 24/248-6, список избирателей по избирательному участку, образованному в месте временного пребывания избирателей, составляется соответствующей участковой избирательной комиссией на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают. При этом руководитель организации представляет в участковую комиссию по месту нахождения организации сведения обо всех избирателях, которые в день голосования будут находиться в этой организации. Одновременно в участковую комиссию передаются личные заявления избирателей о включении их в список избирателей по месту временного пребывания. При включении гражданина в список избирателей на избирательном участке по месту временного пребывания избирателя, он исключается из списка избирательного участка, в который включен по месту жительства, что исключает возможность голосования на двух участках при проведении одних и тех же выборов. Таким образом, нарушения законодательства при составлении списков избирателей отсутствуют.
Относительно довода о нарушении порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением) сообщила, что с самостоятельными заявлениями или жалобами в суд о защите избирательных прав наблюдатели или члены комиссии с правом совещательного голоса не обращались. Считает, что УИК №452, ТИК Октябрьского района г. Владимира, Избирательная комиссия Владимирской области действовали в соответствии с действующим законодательством. Принятые указанные выше постановления законны и обоснованы. Нарушений избирательного законодательства при образовании избирательного участка и формировании избирательной комиссии не было. Нарушений порядка голосования 04 декабря 2011 года и подсчета голосов также не было. Решение участковой избирательной комиссии №452 об утверждении итогов голосования от 04.12.2011 является законным и обоснованным.
Просила отказать заявителям в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Владимира, Участковой избирательной комиссии №452 Смирнова Е.А. с заявленными требованиями также не согласилась, в удовлетворении требований просила отказать.
В обоснование своих возражений поддержала доводы представителя Избирательной комиссии Владимирской области.
Представители Регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» во Владимирской области Губарев В.А., Маринин А.В. в полном объеме поддержали заявленные требования политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» и просили их удовлетворить.
Представители политических партий «Справедливая Россия», «Либерально-демократическая партия России», «Патриоты России», «Единая Россия», «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», «Правое дело» в судебное заседание не явились, о времени и месте которого извещены надлежащим образом.
Представитель Регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия Российской Федерации» во Владимирской области в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Представитель Регионального отделения политической партии «Единая Россия» по Владимирской области в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Из письменного отзыва от 30.01.2012г. следует, что с заявленными требованиями не согласен, просит отказать заявителям в их удовлетворении, поскольку избирательный участок №452 был создан в соответствии с действующим избирательным законодательством. Решение о его создании принималось территориальной избирательной комиссией коллегиально, члены комиссии, в том числе выдвинутые партиями, знали о том, где создается избирательный участок, и могли указанную информацию довести до кандидатов и партий.
Доводы заявителей о нарушении правил составления списка избирателей ничем не подтверждены, а основаны лишь на предположениях и догадках.
Другие нарушения, которые приведены заявителями, не могут являться основанием для отмены итогов голосования, они также построены лишь на рассуждениях заявителя.
Просит отказать заявителям в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель Региональных отделений политических партий «Патриоты России», «Правое дело», «Яблоко» во Владимирской области в судебное заседание не явились, о времени и месте которого извещены надлежащим образом.
Прокурор Тихонова С.С. полагал заявленные требования подлежащими отклонению.
27 февраля 2012 года Октябрьским районным судом г.Владимира вынесено решение, которым заявленные требования оставлены без удовлетворения.
5 апреля 2012 года в суд поступила апелляционная жалоба, подписанная представителем ВРО ПП «КПРФ» Малининым А.Н., содержащая просьбу об отмене решения Октябрьского районного суда и вынесении нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие заинтересованных лиц политических партий «Единая Россия», «Либерально-демократическая партия России», «Патриоты России», «Правое дело», «Справедливая Россия», «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», и их региональных отделений во Владимирской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о чем свидетельствуют уведомления о вручении судебных извещений.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителей ПП «КПРФ» и ее Владимирского регионального отделения по доверенностям Грачева Е.И. и Малинина А.Н., поддержавших и дополнивших доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Избирательной комиссии Владимирской области и Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г.Владимира по доверенностям – Щедрина С.С, полагавшего доводы жалобы не обоснованными, заключение прокурора Куропаткина А.В., полагавшего, что оснований для отмены решения суда не имеется, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке предусмотрены статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таких оснований судебная коллегия при рассмотрении данного дела не находит.
В силу положений ст.13 Федерального закона от 18.05.2005 №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Государственной Думы образуются избирательные участки на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территориях муниципальных образований в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В местах временного пребывания избирателей в исключительных случаях избирательные участки могут образовываться территориальной избирательной комиссией по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за три дня до дня голосования.
При этом ч.2 ст.14 указанного Закона определяет, что информация об избирательных участках, образованных позднее срока, установленного частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона, должна быть опубликована (обнародована) не позднее чем через два дня после их образования.
Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 30.11.2011 №445 «О согласовании образования избирательных участков» было согласовано образование двух избирательных участков на территории ООО ТЛ.
Постановлениями территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Владимира были образованы два избирательных участка на территории ООО ТЛ г. Владимира – №452 и №453 и созданы соответствующие участковые избирательные комиссии.
По результатам голосования участковой избирательной комиссией избирательного участка №452 (далее – УИК) был подписан протокол участковой избирательной комиссии, которым она установила итоги голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на данном избирательном участке.
Судом первой инстанции установлено, что ПП «КПРФ» и ВРО ПП «КПРФ» оспаривают процедуру образования избирательного участка № 452 Октябрьского района г.Владимира, процедуру голосования на данном избирательном участке, и в результате, итоги выборов.
Проверяя доводы апелляционной жалобы о наличии оснований к отмене итогов выборов, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы помимо оснований, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, также в случаях нарушения порядка составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, незаконного отказа в регистрации федерального списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, установления судом других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 31.03.2011 №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах «б», «в», «г» пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте «а» пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.
Таким образом, основанием к отмене решения о результатах выборов являются не любые нарушения избирательного законодательства, а лишь те, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Пункт 4 статьи 17 Федерального закона №67-ФЗ устанавливает одним из оснований для включения гражданина РФ в списки избирателей на конкретном избирательном участке факт временного пребывания на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права). При этом должностным лицом удостоверяющим факт временного пребывания гражданина на территории организации является ее руководитель, именно он несет ответственность за полноту, достоверность и своевременность предоставления информации в избирательную комиссию. Судом первой инстанции установлено, что генеральный директор ООО ТЛ П.Т.Н. обратилась в Территориальную избирательную комиссию Октябрьского района г.Владимира с заявлением об оказании помощи и содействия в организации двух избирательных участков на территории ООО ТЛ. Свою просьбу она обосновала тем, что в период проведения выборов депутатов Государственной Думы, на территории ООО ТЛ будут проводиться мероприятия Автономной некоммерческой организации «М.Л.». На эти мероприятия планируется большой заезд туристов, которым необходимо будет проголосовать по месту пребывания.
Данные обстоятельства были предметом тщательного исследования в суде первой инстанции, и им дана оценка в решении суда.
На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы об отсутствии оценки суда, отсутствию документов, подтверждающих временное пребывание, судебная коллегия признает необоснованными и подлежащими отклонению.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии оценки показаний свидетелей Я.С.В., П.Н.В., Ю.М.В. не соответствует материалам дела. Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судебная коллегия нарушения норм процессуального законодательства в данной части не усматривает.
Доводы жалобы об отсутствии на территории турбазы в день голосования заявленного количества избирателей (около **** человек), а также о невозможности физически (с учетом количества членов участковой комиссии и оборудования участка) провести голосование **** избирателей до начала мероприятий М.Л., носят предположительный характер, проверялись судом первой инстанции, который, руководствуясь требованиями статей 67, 196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценив собранные по делу доказательства, пришел к правильному выводу об их необоснованности.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия признает подлежащими отклонению, как основанные на неверном толковании норм избирательного законодательства.
Кроме того, доводы о не представлении суду списков избирателей по причине их отсутствия, заявлялись в судебном заседании суда первой инстанции и при вынесении решения получили мотивированную оценку на основании совокупности представленных доказательств, не согласиться с которой, жалоба оснований не содержит.
Пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении» содержит разъяснение, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Суд первой инстанции признал допустимым и относимым доказательством подтверждение факта размещения информации в сети Интернет в электронном средстве массовой информации «Вестник Избирательной комиссии Владимирской области» посредством логов добавления файлов, логов проверки добавления файлов постановлений ТИК Октябрьского района г.Владимира. При этом, доводы о несоответствии размещения информации об образовании избирательного участка в сети Интернет требованиям избирательного законодательства судебная коллегия находит необоснованными в связи с тем, что ссылка на единственную возможность опубликования информации в сети Интернет только в случае, предусмотренном п.4 ст.14 Федерального закона №51-ФЗ, опровергается положениями п.2 ст.9 данного закона, предусматривающими возможность опубликования решений избирательных комиссий, непосредственно связанных с подготовкой и проведением выборов, либо в периодических печатных изданиях, либо иным путем. Следовательно, указанные доводы о несоответствии размещения информации об образовании избирательного участка в сети Интернет требованиям избирательного законодательства основаны на неверном толковании норм материального права и повлечь отмену вынесенного решения не могут. При этом ссылка жалобы на п.7.7 Положения о Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Владимира подлежит отклонению поскольку противоречит, изложенным выше, положениям акта большей юридической силы.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы в данной части отмену постановленного судом решения повлечь не могут, так как о нарушении судом норм материального и процессуального права не свидетельствуют.
Суд первой инстанции подробно рассмотрел и дал мотивированную оценку доводам заявителей об отсутствии исключительности образования избирательного участка, о превышении председателем ТИК своих полномочий, незаконности времени, отведенного для внесения предложений по кандидатурам в состав УИК, формировании УИК без учета предложений политических партий, о нарушениях при составлении списков избирателей. Судебная коллегия признает выводы суда законными и обоснованными, оснований не согласиться с ними доводы апелляционной жалобы не содержат.
Дополнения к апелляционной жалобе содержат доводы о необходимости личного присутствия избирателей в месте временного пребывания в период, со дня подачи ими заявления о включении в список избирателей в месте временного пребывания по день голосования включительно. Судебная коллегия полагает, что данные доводы основаны на неверном толковании норм избирательного права и повлечь отмену вынесенного решения не могут. Анализ положений ч.7 ст.16 Федерального закона №51-ФЗ во взаимосвязи с ч.4 и 17 ст.17 Федерального закона №67-ФЗ показывает, что законодатель не установил порядок подачи личных заявлений о включении в список, при этом определяет лишь пресекательный срок подачи данных заявлений. Законодательством не установлена обязанность избирателя находиться в месте временного пребывания в период со дня подачи ими заявления о включении в список избирателей по день голосования включительно. Также отсутствует обязанность подтверждать данное обстоятельство какими-либо документами.
Доводы, изложенные в дополнениях к апелляционной жалобе о том, что избиратели, прибывшие на ТЛ должны были голосовать только по предъявлению паспорта и открепительного удостоверения судебная коллегия признает не убедительными и подлежащими отклонению, поскольку законодатель ч.7 ст.16 Федерального закона №51-ФЗ предусмотрел также и прядок голосования в месте временного пребывания на основании личного заявления, поданного в установленном законом порядке. Иное толкование законодательства ведет к ущемлению активного избирательного права граждан Российской Федерации.
Довод заявителей о нарушении судом требований ст. 249 ГПК РФ, по смыслу которой бремя доказывания по настоящему делу не может быть возложено на заявителя, не может быть признан обоснованным. Исходя из положений ст. 249 ГПК РФ на избирательную комиссию возложена обязанность доказать соблюдение закона при проведении выборов, тогда как доказательства в обоснование доводов о том, что допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, должны быть представлены заявителями.
Иные доводы апелляционной жалобы доказательств достоверно подтверждающих отсутствие возможности свободного волеизъявления и не позволяющих выявить действительную волю избирателей не содержат.
Суд первой инстанции при вынесении решения правильно установил значимые для дела обстоятельства и применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения сторон.
Учитывая изложенное, оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому апелляционная жалоба Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» на решение Октябрьского районного суда г.Владимира от 27 февраля 2012 года не может быть удовлетворена.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Владимира от 27 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» и Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», подписанную представителями Грачевым Е.И., Малининым А.М. – без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи Ю.В. Самылов
Л.В. Огудина