Определение № 33-2590/2012 от 23.08.2012 г. по апелляционной жалобе Балякиной М.О. на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 18.06.2012 г.



Дело №33-2590/2012                     Докладчик Огудина Л.В.

                                     Судья Мочалова Е.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Сергеевой С.М.,

судей Гришиной Г.Н. и Огудиной Л.В.,

при секретаре Кузьминых Е.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 23 августа 2012 года дело по апелляционной жалобе Балякиной М.О. на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 18 июня 2012 года, которым постановлено:

    В удовлетворении исковых требований Балякиной М.О. к администрации Ивановского сельского поселения о признании решения жилищной комиссии и распоряжения администрации Ивановского сельского поселения Ковровского района от 27.01.2012г. **** незаконными, признании права на внеочередное предоставление жилого помещения и обязанности предоставить вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 26 кв.м. за счет средств бюджета Владимирской области, отказать.

    Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., судебная коллегия

                 у с т а н о в и л а:

    Балякина М.О. (до заключения брака Тимофеева) обратилась в суд с иском (с учетом изменения требований) к администрации Ивановского сельского поселения Ковровского района о признании незаконным распоряжения от 27.01.2012г. **** и решения жилищной комиссии **** об отказе в принятии её на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма; признании за ней права на внеочередное предоставление жилого помещения как лицу, относящемуся к категории детей-сирот; обязании ответчика предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 26 кв.м., за счет средств бюджета Владимирской области (л.д.67-68).

    В обоснование иска указала, что является лицом из числа детей-сирот, 16.03.2005г. была зарегистрирована и проживала до достижения 18 лет по месту жительства опекуна - бабушки Ж., обучалась **** «С» и **** окончила обучение в **** «К»; по

достижении 18 лет до мая 2011г. проживала в жилом помещении в г.Коврове по договору поднайма. В 2012г. администрацией Ивановского сельского поселения ей повторно отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении и обеспечении жильем вне очереди по причине непредставления необходимых документов. Полагала данный отказ незаконным, поскольку является ребенком из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена жилым помещением, обратилась в орган местного самоуправления с целью постановки на учет по окончании образовательного учреждения. Считала, что критерии «малоимущности» и «нуждаемости» к ней не применимы, она имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.

    

В судебном заседании истец Балякина М.О. поддержала доводы иска по изложенным в нем основаниям.

    Представитель уполномоченного по правам ребенка во Владимирской области Любимова М.С. полагала иск подлежащим удовлетворению, представив письменные обоснования (л.д.98-100).

    Представители ответчика Калачева О.А., Шагаева Т.М. и Морозова О.В. иск не признали по снованиям, изложенным в возражениях (л.д.69-71). Представитель ответчика Калачева О.А. пояснила, что оспариваемые решения являются законными, порядок их принятия не нарушен. После отмены решения жилищной комиссии от 13.05.2011г. по протесту прокурора, заявление Балякиной М.О. о признании её нуждающейся было рассмотрено вновь, так как повторно она с заявлением не обращалась. Решением жилищной комиссии и распоряжением администрации от 27.01.2012г. истцу отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в связи с непредставлением необходимых для принятия на учет документов, в том числе отсутствием решения о признании её малоимущей. Уведомление об отказе в признании малоимущей было направлено истцу ранее.

    Представитель третьего лица - отдела опеки и попечительства управления здравоохранения, охраны труда и социального партнерства администрации Ковровского района Носилина О.В. оставила разрешение спора на усмотрение суда.

    Представитель третьего лица - Департамента образования администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

    Судом постановлено указанное выше решение.

    Балякиной М.О. подана апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного в связи с неправильным применением норм материального права.

    В соответствии со ст.ст.167,327 ГПК РФ апелляционное рассмотрение проведено в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьих

лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

    Проверив законность и обоснованность решения по доводам апелляционной жалобы в соответствии с ч.2 ст.327.1 ГПК РФ, заслушав объяснения истца Балякиной М.О. и представителя истца адвоката Комарова А.Е., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение представителя Уполномоченного по правам ребенка во Владимирской области Любимовой М.С., полагавшей необходимым удовлетворить жалобу, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

    Основания для отмены или изменения решения предусмотрены ст.330 ГПК РФ. Таких оснований судебной коллегией не установлено.

    В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Судом установлено, что Балякина М.О., **** года рождения, является ребенком из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (отец умер, мать Т. лишена родительских прав).

Постановлением главы администрации Ковровского района от 01.10.1997г. **** в отношении Балякиной (Тимофеевой) М.О. была установлена опека, опекуном назначена бабушка - Ж. С 16.03.2005г. истец до настоящего времени зарегистрирована по месту жительства опекуна по адресу: **** общей площадью **** кв.м., с опекуном и сестрой.

**** опека над Балякиной М.О. снята по достижению возраста 18 лет, с **** по **** истец обучалась в **** «К».

Балякина М.О. по окончании учебного заведения **** обратилась в жилищную комиссию при администрации Ивановского сельского поселения Ковровского района с заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решением комиссии от 13.05.2011г. истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании п.п.2 п.1 ст.54 ЖК РФ, как обеспеченной жилой площадью более учетной нормы.

В связи с отменой 27.01.2012г. распоряжения Главы Ивановского сельского поселения от 13.05.2011г. «Об утверждении решения жилищной комиссии об отказе в принятии на учет Тимофеевой М.О. в качестве нуждающейся в жилых помещениях» на основании протеста Ковровского городского прокурора (л.д.30-34,56), заявление Балякиной М.О. от 15.04.2011г. было рассмотрено вновь 27.01.2012г.

Решением жилищной комиссии администрации Ивановского сельского поселения от 27.01.2012г. **** Тимофеевой М.О. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п.1 ч.1 ст.54 ЖК РФ и Закона Владимирской области №49-ОЗ от 06.05.2005г. в связи с непредставлением всех необходимых для принятия на учет документов (л.д.57).

Распоряжением Главы Ивановского сельского поселения Ковровского района от 27.01.2012г. **** было утверждено указанное решение жилищной комиссии (л.д.58).

Также материалами дела установлено, что 08.11.2011г. Балякина М.О. обратилась к ответчику с заявлением о признании её, как лица, относящегося к указанной выше категории граждан, малоимущей в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма (л.д.49).

Постановлением Главы Ивановского сельского поселения от 08.12.2011г. **** Тимофеевой М.О. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состав семьи 1 чел., отказано в признании малоимущей, так как размер среднемесячного совокупного дохода, уменьшенный на величину среднемесячного минимального дохода, установленного органом местного самоуправления, больше порогового значения дохода и размер возможных накоплений за установленный органом местного самоуправления период накоплений превышает размер недостающих средств для приобретения жилого помещения по норме предоставления (л.д.54,55), о чем истцу направлено соответствующее уведомление (л.д.60).

Указанное постановление от 08.12.2011г. об отказе в признании малоимущей истцом в судебном порядке не обжаловано и не отменено. Доказательств, свидетельствующих о повторном, после 15.04.2011г. обращении Балякиной М.О. в жилищную комиссию с заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий, не представлено.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истец не признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении в установленном порядке, поскольку предоставление жилых помещений лицам указанной категории граждан производится при условии соблюдения общих требований законодательства.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда с учетом следующего.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 7 ст. 52 ЖК РФ).

В соответствии с Постановлением Губернатора Владимирской области от 13.07.2005 N 398 «О порядке предоставления жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения" за счет средств областного бюджета жилые помещения предоставляются лицам, указанной категории, не имеющим закрепленного жилого помещения и состоящим на учете в органах местного самоуправления, в качестве нуждающихся в получении жилого помещения.

Согласно п.4 Порядка предоставления, утвержденного названным Постановлением, органы местного самоуправления ежегодно в срок до 1 апреля направляют в департамент образования администрации области сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, согласно приложению N 1 к Порядку.

На основании п.1 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 ЖК РФ документы.

Согласно ч.2, ч.4 ст.52 ЖК РФ и п.9 Закона Владимирской области от 06.05.2005г. №49-ОЗ «О Порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» к заявлению граждан о принятии на учет прилагается в числе прочих: решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим, документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и т.п.); выписка из технического паспорта БТИ с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией.

В силу ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам; иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно ч.2 данной статьи малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии с ч.1 ст. 57 Кодекса жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 ч. 2 ст.57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ и абз. 2 п.1 ст. 8 указанного Федерального закона подлежат применению в соответствии с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определениях Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П, от 07.06.2011 N 746-О-О, от 05.03.2009г. №376-О-П, от 26.05.2011г. №643-О-О.

Жилищный кодекс РФ, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (ч.1 ст.57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (ч.2 ст.57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди. При этом, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49 и ч.1 ст.52 ЖК РФ).

То есть, федеральный законодатель, установивший в Жилищном кодексе РФ правовое регулирование отношений по внеочередному обеспечению жилыми помещениями, ограничил круг лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями из жилищного фонда социального использования, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа: в силу ч.2 ст.49 данного Кодекса жилые помещения предоставляются по договору социального найма - как в порядке очереди, так и вне очереди - только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими.

Одновременно Жилищным кодексом РФ был расширен перечень оснований признания лиц, относящихся к рассматриваемой категории, нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в системной связи с положениями ч.1 ст.51, ч.1 и п.п.1 и 3 ч.2 ст.57 ЖК РФ (и учитывая, что в п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ не указаны основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как они были указаны в ст.37 ЖК РСФСР), это предполагает, что они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на общих основаниях.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49 и ч.1 ст.52 ЖК РФ). Пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьи 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ не может рассматриваться как нарушающий или ограничивающий конституционные права лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма данным лицам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними или находящегося в собственности жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на члена семьи.

В связи с этим, в данном случае лишь при подтверждении своей нуждаемости в жилом помещении и подтверждения статуса малоимущего Балякина М.О. имела бы право претендовать на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма, поскольку обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о признании нуждающейся и предоставлении жилого помещения в период действия Жилищного кодекса РФ, имеющего приоритет над Федеральным законом №159-ФЗ, принятым в период действия ЖК РСФСР, и не предусматривающего иного порядка обеспечения лиц указанной категории жилыми помещениями по договору социального найма.

Поскольку таких доказательств в материалах дела не имеется, истцом не были представлены необходимые документы, в том числе решение о признании её малоимущей, до принятия Жилищного кодекса РФ истец не состояла на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях (в списке детей-сирот), то решение органа местного самоуправления об отказе истцу в постановке на учет нуждающихся в связи с непредставлением всех необходимых документов является законным.

Учитывая изложенное, поскольку оспариваемые истцом решение жилищной комиссии и распоряжение от 27.01.2012г. приняты ответчиком в пределах его компетенции, истец нуждающейся не признана, судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции об отказе Балякиной М.О. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Вместе с тем, решение по настоящему делу не препятствует праву истца на повторное обращение в жилищную комиссию органа местного самоуправления с заявлением о признании малоимущей.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, судом правильно установлены имеющие значение для дела обстоятельства и верно применены нормы материального права, нарушения норм процессуального законодательства не допущено.

Апелляционная жалоба не содержит каких-либо доводов, влекущих отмену правильного по существу решения, доводы, изложенные в жалобе, были предметом проверки судом первой инстанции и им дана оценка.

Руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ковровского городского суда Владимирской области от 18 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Балякиной М.О. - без удовлетворения.

Председательствующий                     С.М. Сергеева

Судьи:                                    Г.Н. Гришина

Л.В. Огудина,

-32300: transport error - HTTP status code was not 200