Определение № 33-2676/2012 от 30.08.2012 г. по апелляционной жалобе Гореловой Н.Е. на решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 06.06.2012 г.



Дело №33-2676/2012                        Докладчик Огудина Л.В.

                                     Судья Орешкина О.Ф.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.,

судей Огудиной Л.В. и Емельяновой О.И.,

при секретаре Кузьминых Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Владимире 30 августа 2012 года дело по апелляционной жалобе Гореловой Н.Е. на решение Октябрьского районного суда г.Владимира от 6 июня 2012 года, которым постановлено:

    в иске Гореловой Н.Е. к Администрации г.Владимира о признании незаконными пунктов 4.1.,7.3 постановления администрации г.Владимира от 10.01.2012г. №1 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г.Владимира и внесении изменения в постановление администрации г.Владимира от 17.06.2011г. №969», обязанности признания Гореловой Н.Е. малоимущей, принятия ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по единому списку и списку граждан, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, - отказать.    

    Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Горелова Н.Е. обратилась в суд с иском, с учетом уточнения требований, к администрации г.Владимира о признании незаконными п.п. 4.1.,7.3 постановления администрации г.Владимира от 10.01.2012г. №1 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г.Владимира и внесении изменения в постановление администрации г.Владимира от 17.06.2011г. №969», о возложении обязанности признания её малоимущей и принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по единому списку и списку граждан, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний (л.д.3,79,98).

В обоснование заявления указала, что относится к категории больных, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, совокупный доход семьи составляет менее прожиточного минимума. В соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 13.01.2006 №5 «О реализации Закона Владимирской области от 08.06.2005 № 77-ОЗ «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества граждан и признания их малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», она обратилась в администрацию г. Владимира с заявлениями о признании её составом семьи 1 чел. малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о принятии её на учет составом семьи 1 чел. в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. По результатам заседания жилищной комиссии при администрации г. Владимира от 23.12.2011 (протокол №20) было принято постановление администрации г. Владимира от 10.01.2012 №1 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г. Владимира и внесении изменения в постановление администрации г. Владимира от 17.06.2011 г. № 969», которым ей отказано в признании малоимущей и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ. Выписки из постановления были ей направлены 12.01.2012г. Считала указанное постановление от 10.01.2012 в части пунктов 4.1 и 7.3 противоречащим ст. 57 п. 2; ст. 51 ч.1 п.4; ст.52 ч.2 ЖК РФ, а расчет малоимущности несоответствующим законодательству.

В судебном заседании истец Горелова Н.Е. и представитель истца по доверенности Горелов Р.О. поддержали исковые требования по изложенным в заявлении основаниям. Дополнительно Горелов Р.О. пояснил, что при решении вопроса об отказе в признании малоимущей среднемесячный доход семьи рассчитан неверно, необоснованно взяты в расчет его доходы, когда он находился на полном государственном обеспечении, а также не должны был учитываться единовременные денежные выплаты, выплачиваемые ежемесячно Гореловой Н.Е., что не соответствует п.2. и п.4 Перечня вида доходов и порядка их учета в целях признания граждан малоимущими, утвержденным Постановлением Губернатора области от 13.01.2006 г. № 5.

Представитель ответчика по доверенности Лебедева С.В. иск не признала. Пояснила, что обжалуемое постановление в части пунктов 4.1, 7.3 администрацией принято в пределах своей компетенции, в соответствии с действующим законодательством, ЖК РФ, Постановлением Губернатора области от 13.01.2006 №5, Областным Законом № 77-ОЗ от 08.06.2005г. и, истцу правомерно отказано в признании малоимущей по изложенным в п.4.1. постановления основаниям. Считала, что расчет доходов произведен в строгом соответствии с Перечнем видов доходов и порядка их учета, утвержденным Постановлением Губернатора от 13.01.2006г. Указала, что поскольку истец не признана малоимущей, ей правомерно отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а наличие у истца тяжелой формы хронического заболевания само по себе, без признания малоимущей, основанием к принятию на учет не является.

Судом постановлено указанное выше решение.

Гореловой Н.Е. подана апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного в связи с неправильным применением норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения по доводам апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав истца Горелову Н.Е., поддержавшую апелляционную жалобу, возражения на жалобу представителя ответчика Лебедевой С.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания для отмены или изменения решения суда предусмотрены ст. 330 ГПК РФ. Таких оснований судебной коллегией не установлено.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Судом первой инстанции установлено, что истец Горелова Н.Е. зарегистрирована и проживает втроем с сыновьями К. и Р. по адресу: ****, где занимает две смежные комнаты (помещения №№ **** на плане) общей жилой площадью **** кв.м., общей площадью **** кв.м. в коммунальной трехкомнатной квартире №****, на основании договора социального найма.

12.12.2011г. Горелова Н.Е. обратилась в администрацию г.Владимира с заявлениями и документами о признании её составом семьи 1 человек малоимущей с целью постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принятии ее составом семьи 1 человек на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

По результатам заседания жилищной комиссии 23.12.2011г. (протокол ****) администрацией г.Владимира 10.01.2012г. принято постановление **** «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации города Владимира и внесении изменения в постановление администрации города Владимира от 17.06.2011г. ****», пунктами 4.1., 7.3. которого истцу отказано в признании малоимущей, так как размер среднемесячного совокупного дохода, уменьшенный на величину среднемесячного минимального дохода, установленного органом местного самоуправления, больше порогового значения дохода и размер возможных накоплений за установленный органом местного самоуправления период накоплений превышает размер недостающих средств для приобретения жилого помещения по норме предоставления; а также отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по изложенным в п.7.3 основаниям, то есть в связи с непризнанием малоимущей.

Как усматривается из материалов дела, Горелова Н.Е. является инвалидом **** группы по общему заболеванию, представила медицинское заключение от 18.10.2011г. о наличии у неё тяжелой формы хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, которая входит в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. №378.

На основании ч.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту жительства. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений определены в ст.14 ЖК РФ.

Порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержден Законом Владимирской области от 06.05.2005г. №49-ОЗ «О Порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», согласно которому малоимущие граждане и иные определенные федеральным законом или законом Владимирской области категории граждан, признанные по установленным ч.1 ст.51 ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом или законом Владимирской области категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.

Согласно ч. 2 данной статьи для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, утвержденном Правительством РФ (п.3 ч.2 ст.57).

Также обеспечение жилыми помещениями инвалидов предусмотрено и Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ст.17).

До 1 января 2005г. (то есть до введения в действие Федерального закона от 29.12.2004г. N199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.

С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.

Согласно ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции закона №199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01.01.2005г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст.28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов РФ вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 01.01.2005г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом РФ, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).

На основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Предоставление жилых помещений по договорам социального найма на территории Владимирской области регулируется Законом Владимирской области от 08.06.2005г. № 77-ОЗ «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества граждан и признания малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» и Законом Владимирской области от 06.05.2005г. № 49-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Согласно ч.2, ч.4 ст.52 ЖК РФ и п.9 Закона Владимирской области от 06.05.2005г. №49-ОЗ к заявлению граждан о принятии на учет прилагается, в том числе решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим.

Как следует из материалов дела, малоимущей истец Горелова Н.Е. в установленном порядке не признана.

В соответствии с ч.2 ст. 49 ЖК РФ малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящего в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 13.01.2006 N 5 "О реализации Закона Владимирской области от 08.06.2005 N 77-ОЗ "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества граждан и признания их малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" (вместе с «Перечнем видов доходов и порядком их учета в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» /Приложение №1/; "Порядком расчета стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" /Приложение №2/, "Порядком оценки возможностей граждан по приобретению жилых помещений за счет собственных средств" /Приложение №3/, "Порядком оценки возможностей граждан по приобретению жилых помещений за счет собственных и заемных средств" /Приложение №4/) и Законом Владимирской области №77-ОЗ при расчете дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и дохода одиноко проживающего гражданина в целях признания их малоимущими и предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, включая заработную плату, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренные системой оплаты труда и выплачиваемые по результатам работы за месяц, ежемесячные социальные выплаты и т.п.

Отказывая Гореловой Н.Е. в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец не признана малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях. Поскольку согласно ст.2 Закона Владимирской области №77-ОЗ учет доходов граждан и расчет дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, производится на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающих граждан, указанных в предоставляемых гражданином документах, суд принял во внимание расчет ответчика, выполненный с учетом доходов семьи истца из трех человек (истец и два сына, вселенных в качестве членов семьи истца по договору социального найма), зарегистрированных и проживающих совместно. При этом суд подробно проанализировал выполненный ответчиком расчет, сделав обоснованный вывод о его точном соответствии с Законом Владимирской области от 08.06.2005г. №77-ОЗ и Приложениями к постановлению Губернатора области от 13.01.2006г. №5.

Выводы суда относительно включения в состав семьи истца её младшего сына Р. и учете его доходов за 2010г. в совокупный доход семьи сделаны на основании правового анализа нормы п.4 Перечня, утвержденного названным выше Постановлением Губернатора области №5, и в соответствии с понятием полного государственного обеспечения, данным в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от **** №159-ФЗ, и являются обоснованными, поскольку Р. не пребывал в каком-либо государственном учреждении (вне семьи), а, обучаясь в учебном заведении, проживал по месту жительства с матерью Гореловой Н.Е., вел совместное хозяйство.

Учитывая, что в соответствии с п.1 Перечня, утвержденного указанным постановлением Губернатора области №5, при расчете дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и дохода одиноко проживающего гражданина в целях признания малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда учитываются, в том числе социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: - пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров, судебная коллегия соглашается и с выводом суда о законности включения ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) к пенсии Гореловой Н.Е. в расчет дохода семьи, поскольку она не связана с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию

При этом судом были исследованы выполненные ответчиком по требованию суда расчеты доходов семьи истца без учета получаемого ЕДВ и стипендии Р., и сделан верный вывод об отсутствии оснований к признанию Гореловой Н.Е. малоимущей, с которым она согласилась в суде первой инстанции.

В связи с этим, основания для возложения на ответчика обязанности по признанию истца малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях на момент рассмотрения дела, у суда первой инстанции отсутствовали.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о законности оспариваемых истцом решений об отказе в признании малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях. При этом учитывает, что ч.2 ст. 57 ЖК РФ, на которую ссылается истец, не регулирует порядок признания граждан нуждающимися в жилом помещении и постановки их на учет нуждающихся; а право на обеспечение жилым помещением вне очереди не исключает нахождение гражданина на учете в качестве нуждающигося в жилых помещениях. В связи с этим суд, исходя из заявленных требований, правильно руководствовался общими нормами Жилищного кодекса РФ, регулирующего порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу, судом установлены правильно, верно применены нормы материального права.

Доводы истца в апелляционной жалобе со ссылкой на нормы п.4 ч.1 ст.51, ч.2 ст.52, ч.2 ст.57 ЖК РФ, то есть о наличии оснований для признания её нуждающейся и отсутствии необходимости признания малоимущей, несостоятельны, поскольку, как указал Конституционный Суд РФ, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ жилых помещений возможно только при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.51 ЖК РФ). Данная правовая позиция отражена в определениях Конституционного Суда РФ от 12.04.2011г. №551-О-О, от 05.03.2009г. №376-О-П, от 03.11.2009г. №1368-О-О, от 01.12.2009г. №1548-О-О и др.

В связи с этим, в данном случае лишь при подтверждении своей нуждаемости в жилом помещении и подтверждения статуса малоимущего Горелова Н.Е. имела бы право претендовать на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма, поскольку обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения в период действия Жилищного кодекса РФ, не предусматривающего иного порядка обеспечения лиц указанной категории жилыми помещениями по договору социального найма.

Доводы Гореловой Н.Е. в апелляционной инстанции о том, что её старший сын К. не мог быть учтен в качестве члена её семьи, так как в 2011г. вступил в брак и проживает в данной квартире со своей женой, не могут служить основаниями для отмены решения суда, так как суд первой инстанции оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Кроме того, на основании ст.1 и п.3 ст.2 Закона Владимирской области от 08.06.2005г. №77-ОЗ члены семьи заявителя – это проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители заявителя, что согласуется с нормой ч.1 ст.69 ЖК РФ; размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, в целях признания заявителя малоимущим определяется за расчетный период, равный одному календарному году, предшествующему году обращения с заявлением о признании малоимущим. Поскольку Горелова Н.Е. обратилась с таким заявлением в декабре 2011г., К. зарегистрирован и проживает совместно с истцом, вселен в квартиру по договору социального найма в качестве члена семьи Гореловой Н.Е., а в брак вступил 11.08.2011г., то при расчете малоимущности верно учтен его доход за период 2010г. (не состоял в браке) и К. был обоснованно учтен в качестве члена семьи истца. Оснований для иной оценки у судебной коллегии не имеется.

    Кроме того решение по настоящему делу не препятствует повторному обращению К. с заявлением о признании её малоимущей.

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, аналогичны заявленным в суде первой инстанции, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.

Нарушений процессуального права судом не допущено и судебной коллегией не установлено, решение суда является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

     Решение Октябрьского районного суда г.Владимира от 6 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гореловой Н.Е. - без удовлетворения.

Председательствующий                     Р.Е. Судакова

Судьи:                                    Л.В. Огудина,

                                        О.И. Емельянова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200