Дело №33-2807/2012 г. Докладчик Огудина Л.В.
Судья Ковбасюк А.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Сергеевой С.М.,
судей Огудиной Л.В. и Емельяновой О.И.,
при секретаре Бойцовой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 6 сентября 2012 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации Александровского района Владимирской области на решение Александровского городского суда Владимирской области от 2 июля 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования Александровского городского прокурора в защиту прав и законных интересов Прохорова Е.А. удовлетворить.
Обязать администрацию Александровского района Владимирской области обеспечить Прохорова Е.А. отдельным благоустроенным жилым помещением общей площадью не менее 33 кв.м. по договору социального найма вне очереди.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Александровский городской прокурор обратился в суд в интересах Прохорова Е.А. к администрации Александровского района с иском об обеспечении жилым помещением общей площадью не менее 33 кв.м. во внеочередном порядке.
В обоснование иска указал, что одинокая мать Прохорова Е.А. – Г. решением Александровского городского суда от 20.10.1998г. лишена родительских прав. В связи с этим, Прохоров Е.А. находился под опекой В. На основании постановления главы администрации г.Струнино от **** **** Прохоров Е.А. направлен в ОГОУ «К», где находился с ****. по ****, и за ним сохранена жилая площадь по адресу: ****. С **** по **** Прохоров Е.А. обучался в У ****; с **** по ****. – в М и проживал в общежитии учебного заведения. В настоящее время вынужден проживать в закрепленном за ним жилом помещении общей площадью 62,5 кв.м., в котором постоянно зарегистрировано 7 чел. Постановлением главы администрации г.Струнино от 12.09.2008г. Прохоров Е.А. с 14.08.2008г. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. До настоящего времени он жилым помещением не обеспечен.
В судебном заседании старший помощник Александровского городского прокурора Темнова С.В. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Истец Прохоров Е.А. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации Александровского района – Петрова И.Г. иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.25-27). Пояснила, что администрация района является ненадлежащим ответчиком, поскольку законом на нее не возложена обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Также обеспечение истца во внеочередном порядке жилым помещением нарушит права других лиц этой категории по обеспечению их жилыми помещениями, поскольку средства, выделенные из областного бюджета администрации района ограничены.
Представители третьих лиц – администрации МО г.Струнино Чепурнова Е.А. и Управления образования администрации Александровского района Савина Н.И. поддержали исковые требования в полном объеме.
Представитель третьего лица – Департамента образования администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просил отменить решение суда, как незаконное в связи с неправильным применением норм материального права.
Апелляционное рассмотрение проведено в отсутствие неявившихся: представителя ответчика – администрации Александровского района (поступило заявление о рассмотрении в их отсутствие), представителей третьих лиц - Управления образования администрации Александровского района, Департамента образования администрации Владимирской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, что не препятствует его рассмотрению без их участия.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца Прохорова Е.А., представителя истца - прокурора Шигонцевой В.А. и представителя третьего лица – администрации МО г.Струнино Чепурновой Е.А., возражавших против доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда с учетом следующего.
Судом установлено, что Прохоров Е.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей (одинокая мать Г. решением Александровского городского суда от 20.10.1998г. лишена родительских прав). В период с **** по **** Прохоров Е.А. находился на полном государственном обеспечении в ОГОУ «К».
Согласно Постановлению главы г.Струнино Александровского района от 12.09.2008г. **** Прохоров Е.А. с 14.08.2008г. включен в общий и внеочередной списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма на основании Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ.
Также установлено, что Прохоров Е.А. зарегистрирован и проживает в **** общей площадью 62,5 кв.м. Указанное жилое помещение Постановлением главы г.Струнино от 21.03.2000г. **** закреплено за Прохоровым Е.А., а также за его братом и сестрой. В настоящее время по указанному адресу зарегистрировано всего 7 человек, в том числе мать истца Г., которая лишена в отношении него родительских прав (л.д.28).
Разрешая иск Александровского городского прокурора в интересах Прохорова Е.А., суд первой инстанции верно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил представленные доказательства в соответствии со ст.67 ГПК РФ, проанализировал действующее законодательство, правильно применив нормы материального права, и сделал обоснованный вывод о наличии у Прохорова Е.А., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченного жилым помещением ниже учетной нормы и состоящего на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, права на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м., возложив на администрацию Александровского района обязанность по предоставлению истцу такого жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда с учетом следующего.
В соответствии с п.2 ч. 2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На основании ч.3 и ч.5 данной статьи гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления, по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта), общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ и абз. 2 п.1 ст. 8 названного Федерального закона подлежат применению в соответствии с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определениях Конституционного Суда РФ от 05.02.2009г. N 250-О-П, от 07.06.2011г. N 746-О-О, от 05.03.2009г. №376-О-П, от 26.05.2011г. №643-О-О и т.п.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, до введения в действие Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004г. №188-ФЗ, в силу п.1 ст.8 указанного выше Федерального закона №159-ФЗ, п.2 ст.37 ЖК РСФСР единственным основанием для внеочередного предоставления жилых помещений указанной категории лиц являлось отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо в социальном найме, а также на праве члена семьи собственника или нанимателя. Жилищным кодексом РФ фактически был расширен перечень оснований признания лиц, относящихся к указанной категории, нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в системной связи с положениями ч.1 ст.51, ч.1 и пунктов 1, 3 ч.2 ст.57 данного Кодекса (и учитывая, что в п.2 ч.2 ст.57 не указаны основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как они были указаны в ст.37 ЖК РСФСР), они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на общих основаниях – как на основании п.1 ч.1 ст.51, так и на основании пунктов 2-4 ч.1 ст.51 ЖК РФ.
Так, в силу п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Поскольку положения п.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ регулируют, по сути, те же отношения, что и п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, в силу принципа «Последующий закон отменяет предыдущий» суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы ЖК РФ как федерального закона, принятого позднее.
В связи с этим, пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьи 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ не может рассматриваться как нарушающий или ограничивающий конституционные права лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма данным лицам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.
При этом законодательством субъектов РФ в данной сфере не могут быть ограничены жилищные права лиц этой категории, установленные федеральным законодательством, а могут устанавливаться лишь дополнительные гарантии права на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Согласно п.4 ст.8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 N 226-ОЗ "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв. м. общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 кв. м. В случае если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления.
Решением Совета народных депутатов округа Александров от 16.08.2005г. №145 норма предоставления жилого помещения по договору социального найма 15 кв.м. общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан – 33 кв.м. в виде однокомнатной квартиры.
Учитывая изложенное, поскольку Прохоров Е.А. обеспечен жилой площадью менее учетной нормы (общая площадь 62,5 кв.м., зарегистрировано 7 чел., то есть на каждого члена семьи приходится менее 10 кв.м.), в установленном порядке принят на учет нуждающихся в жилом помещении, имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, то он подлежит обеспечению жилым помещением площадью не менее 33 кв.м. во внеочередном порядке.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика об отсутствии оснований для возложения на администрацию района обязанности по внеочередному предоставлению жилого помещения Прохорову Е.А. являются несостоятельными с учетом изложенного выше и нижеследующего
Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ установлены Федеральным законом от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с п. 24 ч.2 ст. 26.3 которого вопросы социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). В силу ч. 6 ст.26.3 этого Закона указанными государственными полномочиями законами субъекта РФ в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в РФ, могут наделяться органы местного самоуправления с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 05.02.2009г. №250-О-П, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Законом Владимирской области от 28.12.2005г. № 201-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма, не ниже установленных социальных норм, жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании п.1 ч.2 ст.5 данного Закона органы государственной власти Владимирской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий. В силу ст.6 Закона финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в составе областного фонда компенсаций в виде субвенций.
Согласно ч.4 ст.8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 N 226-ОЗ размер и порядок возмещения указанных расходов через выделение органам местного самоуправления субвенции устанавливаются постановлением Губернатора области.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 13.07.2005г. № 398
утвержден «Порядок предоставления жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения», которым рекомендовано органам местного самоуправления предоставлять жилую площадь за счет средств областного бюджета в Порядке, утвержденном названным постановлением.
Бюджетный кодекс РФ (ст.86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ.
Главным распорядителем средств областного бюджета в части средств на обеспечение жилыми помещениями указанной выше категории граждан, является Департамент образования администрации области, который был привлечен к участию в деле в качестве третьего лица.
Законом Владимирской области № 201-ОЗ (статья 2) Александровский муниципальный район наделен полномочиями по приобретению жилых помещений для предоставления их данной категории лиц.
На основании изложенного, поскольку порядок финансирования и приобретения жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа урегулирован действующим законодательством, учитывая, что защита прав истца не может быть поставлена в зависимость от своевременного и полного распределения средств областного бюджета на цели обеспечения жильем лиц указанной категории, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости возложения на администрацию Александровского района обязанности по обеспечению истца вне очереди, по договору социального найма отдельным жилым помещением общей площадью не менее 33 кв.м. в границах муниципального образования г.Струнино.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения, поскольку они были предметом исследования в суде первой инстанции, и им дана верная оценка.
Нарушений процессуального закона судом не допущено, изложенные в решении выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Решение суда от 02.07.2012г. является законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных ч.4 ст.330 ГПК РФ, и по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Александровского суда Владимирской области от 2 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Александровского района – без удовлетворения.
Председательствующий С.М. Сергеева
Судьи: Л.В. Огудина,
О.И. Емельянова