Определение № 33-2702/2012 от 06.09.2012 г. по апелляционной жалобе представителя военного комиссариата Владимирской области на решение Ленинского районного суда г. Владимира от 26.06.2012 г.



Дело №33-2702/2012                     Докладчик Огудина Л.В.

                                 Судья Фирсова И.В.

    

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Сергеевой С.М.,

судей Огудиной Л.В. и Емельяновой О.И.,

при секретаре Бойцовой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 6 сентября 2012 года дело по апелляционной жалобе представителя военного комиссариата Владимирской области на решение Ленинского районного суда г.Владимира от 26 июня 2012 года, которым постановлено:

    

Исковые требования Абрамова Д.В. к военному комиссариату Владимирской области удовлетворить.

    Признать за Абрамовым Д.В. право на получение ежемесячной денежной компенсации за наём жилого помещения на семью в составе четыре человека с 02 сентября 2009г.

    Обязать военный комиссариат Владимирской области выплачивать Абрамову Д.В. ежемесячную денежную компенсацию за наём жилого помещения на семью в составе четыре человека с 02 сентября 2009г.

    Взыскать с военного комиссариата Владимирской области в пользу Абрамова Д.В. судебные расходы в сумме ****.

    Абрамову Д.В. в иске к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Владимирской области» отказать.

Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения представителя военного комиссариата Владимирской области Куприной А.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя истца Бурмистрова А.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Абрамов Д.В. обратился в суд к военному комиссариату Владимирской области, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Владимирской области» о признании права на получение денежной компенсации за наём жилого помещения с 02.09.2009г. и возложении обязанности выплачивать эту компенсацию.

В обоснование иска указал, что до 26.08.2009г. проходил военную

службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья, с 12.03.2009г. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в реестре Министерства обороны РФ, жилым помещением пригодным для постоянного проживания не обеспечен и с 02.09.2009г. вынужден снимать жилое помещение для проживания; находится на пенсионном учете в г.Коврове. Он обратился с письменным заявлением в военный комиссариат Владимирской области о выплате компенсации за наем, однако ответчиком решение о выплате ему компенсации до настоящего времени не принято.

В судебное заседание истец Абрамов Д.В. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.9,26). Представитель истца Бурмистров А.В. исковые требования подержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.

Представитель военного комиссариата Владимирской области Куприна А.В. иск не признала. Пояснила, что п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" а также п.4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004г. N909, предусмотрена возможность выплаты компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, вставшим на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1.01.2005 года. Истец встал на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях после 1.01.2005г., в связи с чем денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплате не подлежит.

Представитель ФКУ «УФО МО РФ по Владимирской области» Козлов М.В. иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.35-36), указав, что учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку военные комиссариаты являются бюджетополучателями с открытым лицевым счетом в УФК по Владимирской области, самостоятельно осуществляющие оплату расходов по статьям сметы учреждения.

Представитель третьего лица – Департамента жилищного обеспечения

Министерства обороны РФ - в судебное заседание не явился, о времени и

месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.27).

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель военного комиссариата Владимирской области просил решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в отсутствие неявившихся лиц: истца Абрамова Д.В., представителя ответчика - ФКУ «УФО МО РФ по Владимирской области», представителя третьего лица - Департамента жилищного обеспечения МО РФ, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Разрешая иск Абрамова Д.В., суд первой инстанции установил, что согласно Выписке из приказа Министра обороны РФ от 31.03.2009г. N299 истец досрочно уволен с военной службы в соответствии с подп. "б" п. 3 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (по состоянию здоровья) с зачислением в запас.

Приказом командира войсковой части **** **** от 25.08.2009г. Абрамов Д.В. с 26.08.2009г. исключен из списков части и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат г.Ковров Владимирской области, где состоит на воинском учете по настоящее время. Выслуга истца в календарном исчислении на 01.08.2009г составляет 24 года, в льготном исчислении – 25 лет 07 месяцев 15 дней.

Кроме того, решением жилищной комиссии войсковой части Абрамов Д.В. был признан нуждающимся в получении жилого помещения с 12.03.2009г., включен в списки очередности на получение жилой площади в реестре Министерства обороны РФ.

Как следует из указанного выше приказа от 31.03.2009г., на момент увольнения Абрамов Д.В. не был обеспечен жилым помещением по нормам жилищного законодательства, указано об увольнении с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам.

Материалами дела подтверждено, что истец зарегистрирован при в/ч **** **** и с 02.09.2009г. проживает в квартире, расположенной по адресу: **** на основании договора поднайма от 02.09.2009г. сроком на 2 года, договора поднайма от 02.09.2011г. сроком на два года. Договорами определен размер оплаты за наем.

Из письма ВРИО директора жилищного обеспечения Министерства обороны РФ следует, что Абрамову Д.В. 02.02.2012г. распределено жилое помещение в ****.

Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о том, что Абрамов Д.В. в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" имеет право на ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения с момента заключения договора найма до даты фактического обеспечения жилым помещением.

Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим-гражданам предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

При этом, согласно п. 1 ст. 23 названного Закона военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст.15 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 13 ст. 15 указанного Закона военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

В соответствии с п. 14 указанной нормы обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 01.01.2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Порядок выплаты и размер денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений определены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004г. N 909, согласно которому выплата денежной компенсации осуществляется органом Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы. При этом финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (пункт 4 Постановления).

При этом Решением Верховного Суда РФ от 05.09.2008г. N ВКПИ-53, оставленным без изменения Определением Верховного Суда РФ от 11.11.2008г. N КАС08-566, условие о выплате компенсации только уволенным и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, предусмотренное п. 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы, утвержденного указанным выше Постановлением Правительства РФ "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей", признано не действующим в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 01.01.2005 года, которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам, как ограничивающее получение компенсации, предусмотренной п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих".

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 03.02.2010г. N 3-П также разъяснил, что положения п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" не препятствуют признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года и уволенным или подлежащим увольнению после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 01.01.2005 года. Иное означало бы установление различий в условиях приобретения права на получение указанной денежной компенсации бывшими военнослужащими, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, исключительно в зависимости от даты их увольнения с военной службы (до или после 01.01.2005 года).

В силу п. 4 Положения о выплате денежной компенсации на наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004г. N 909, денежная компенсация выплачивается гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам.

Таким образом, исходя из правового анализа приведенных положений в их совокупности, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда РФ судебная коллегия приходит к выводу о том, что положения, устанавливающие право на выплату военнослужащим-гражданам денежной компенсации за наем жилого помещения, выплачиваемой до обеспечения указанных лиц жилыми помещениями с учетом документов, подтверждающих произведенные расходы, и Постановления Правительства РФ №909, связаны с правом этих лиц на обеспечение жилым помещением и невозможностью обеспечить их жилым помещением, и не поставлено в зависимость от обстоятельств постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного, оценивая изложенные обстоятельства, поскольку выслуга лет истца свыше 10 лет, он имел право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, суд первой инстанции пришел к верному и обоснованному выводу о том, что постановка Абрамова Д.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по последнему месту службы, а не в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта и после 01.01.2005г., не является основанием для отказа в признании за ним права на получение такой компенсации и её выплаты до фактического обеспечения жилым помещением. Иное означало бы неравное положение истца с иными лицами, относящимися к той же категории, что недопустимо в силу ч.2 ст.19, ч.3 ст.55 Конституции РФ.

При этом, суд первой инстанции верно указал, что надлежащим ответчиком по делу является военный комиссариат Владимирской области, поскольку в силу п.2 Положения указанная выплата осуществляется соответствующими органами Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения, обоснованно отказав истцу в иске к ФКУ «УФО МО РФ по Владимирской области».

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил материальный закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и пришел к обоснованному выводу о наличии оснований к удовлетворению заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения районного суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, основаны на неверном толковании действующего законодательства и не могут быть приняты во внимание.

Руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г.Владимира от 26 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу военного комиссариата Владимирской области - без удовлетворения.

Председательствующий                         С.М. Сергеева

Судьи:                                      Л.В. Огудина,

О.И. Емельянова