Дело № 33- 2583\2012 Докладчик Емельянова О.И.
Судья Балукова И.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
судей Огудиной Л.В., Емельяновой О.И.
при секретаре Кузьминых Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 28 августа 2012 года
дело по апелляционной жалобе представителя Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кольчугинском районе Владимирской области на решение Кольчугинского городского суда Владимирской области от 25 июня 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования Капитонова С.А. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Кольчугинском районе включить Капитонову С.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период службы в рядах Советской Армии с **** по ****, то есть 7 лет 10 месяцев 22 дня и назначить пенсию по старости со дня первоначального обращения за ней – 28 марта 2012 года.
Заслушав доклад судьи Емельяновой О.И., выслушав объяснения представителя УПФ РФ в Кольчугинском районе Светловой Н.В., поддержавшей доводы жалобы, возражения Капитонова С.А., просившего оставить решение без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Капитонов С.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Кольчугинском районе Владимирской области (далее- УПФ РФ в Кольчугинском районе) о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периода службы в Вооруженных Силах СССР с **** по ****, и назначении пенсии с момента обращения, то есть с 28.03.2012 г.
В обоснование исковых требований указал, что в период с **** по **** обучался в "Н", по окончании которого ему была присвоена квалификация ****, затем в период с **** по **** в звании офицера проходил службу в Вооруженных Силах СССР, занимаясь обучением и воспитанием солдат срочной службы. Однако, УПФ РФ в Кольчугинском районе решением от 23.05.2012 г. № **** отказало в назначении пенсии на том основании, что стаж педагогической деятельности на дату обращения составляет 20 лет 04 месяца 27 дней, вместо требуемых 25 лет, не включив в специальный стаж период прохождения военной службы с **** по ****, указав, что законодательством не предусмотрено включение данного периода в педагогический стаж.
В судебном заседании истец Капитонов С.А. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика УПФ РФ в Кольчугинском районе иск не признала, сослалась на то, что действующее пенсионное законодательство не предусматривает включение указанных истцом периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с чем, просила в удовлетворении иска отказать.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кольчугинском районе Владимирской области просит отменить указанное решение в части включения в педагогический стаж периода обучения истца в "Н" с **** по **** (3 года 11 месяцев 5 дней). Указывает, что за исключением спорного периода специальный стаж истца составляет 24 года 4 месяца 13 дней.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения в рамках доводов апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 этой же нормы Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Судом установлено, что 28.03.2012 года Капитонов С.А. обратился в УПФ РФ в Кольчугинском районе Владимирской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии по рассмотрению пенсионных вопросов **** от 23.05.2012 года Капитонову С.А. отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа, который составил 20 лет 04 месяца 27 дней. В специальный стаж не был включен период с **** по **** обучения в "Н", а также период с **** по **** службы в Вооруженных Силах СССР, со ссылкой на то, что действующим законодательством не предусмотрено включение в специальный стаж периодов прохождения военной службы.
Из имеющихся в материалах дела военного билета, диплома и трудовой книжки истца усматривается, что с **** по **** Капитонов С.А. являлся курсантом "Н", по окончании которого ему присвоена квалификация ****. В период с **** по **** истец проходил службу в Вооруженных Силах СССР на офицерских должностях, уволен с военной службы в запас по сокращению штатов (л.д.8-20).
В указанный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Согласно п. 4 вышеназванного Положения время службы в армии засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Согласно Постановлению от 17.12.1959 г. N 1397, при этом 2/3 стажа работы по специальности работнику требовалось иметь на момент обращения за назначением пенсии.
Давая оценку доводам представителя УПФ РФ в Кольчугинском районе о правовом положении истца в период обучения в "Н", судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со ст. 11 Закона СССР от 12.10.1967 г. "О всеобщей воинской обязанности", действовавшего до 01.03.1993 года, граждане, принятые в военно-учебные заведения, состояли на действительной военной службе и именовались курсантами. На них распространялись обязанности, установленные для военнослужащих срочной службы. Они и их семьи пользовались правами, льготами и преимуществами, предусмотренными законодательством для военнослужащих срочной службы и их семей.
В соответствии с п. 3 ст. 31 Закона РФ от 11.02.1993 года N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" до заключения контракта о прохождении военной службы курсант имеет правовое положение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Как прямо предусмотрено п. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта имеют правовое положение военнослужащих по призыву.
Из системного толкования вышеприведенных нормативных актов следует, что в период обучения в "Н" Капитонов С.А. являлся курсантом и имел правовое положение военнослужащего срочной службы (по призыву).
Следовательно, при оценке пенсионных прав истца период с **** по **** следует рассматривать, как службу в составе Вооруженных Сил СССР, а не обучения, как ошибочно полагает представитель ответчика.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Поскольку период обучения в военном училище (службы по призыву) и военной службы Капитонова С.А. относится к периодам деятельности до 1 января 2002 г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, и при условии включения в специальный стаж всех спорных периодов на момент обращения истец имел более 2/3 стажа работы по специальности, суд пришел к правильному выводу о том, что период прохождения военной службы с **** по **** подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность.
Таким образом, Капитонов С.А., имея стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью более 16 лет 8 месяцев (2/3), имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о его праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не свидетельствуют о неправильности постановленного по делу решения и не может повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Поскольку с учетом включения спорных периодов, стаж педагогической деятельности истца составил более 25 лет, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность, с даты его обращения к ответчику, т.е. с 28.03.2012 г.
Принимая во внимание законодательно определенный статус истца в период с **** по ****, как военнослужащего срочной службы, доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж данного периода, мотивированные ссылками на абз. 5 п. 2 Постановления Совета Министров ССС от 17.12.1959 г. № 1397, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец должен выработать требуемый педагогический стаж на 01 октября 1993 года, т.е. на дату отмены постановления от 17 декабря 1959 года N 1397, являются неверными. На указанную дату истец в силу своего возраста не мог выработать 25 летний стаж педагогической деятельности, а п. 4 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 устанавливает вышеуказанное соотношение (2/3) именно от 25-летнего стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения пенсии. При этом в 1993 году истец не обращался за назначением пенсии, поэтому оценка продолжительности его педагогического стажа на 1 октября 1993 года, по мнению судебной коллегии, не правомерна.
Доводы апелляционной жалобы касаются обстоятельств, установленных при рассмотрении спора по существу, сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, оснований для этого судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, всем доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, судом правильно применен материальный закон.
Оснований, предусмотренных ч.ч.2,4 ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кольчугинского городского суда Владимирской области от 25 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кольчугинском районе Владимирской области – без удовлетворения.
Председательствующий Судакова Р.Е.
Судьи: Огудина Л.В.
Емельянова О.И.